Вы здесь

Большая разница

Цены на лекарства в России значительно выше, чем в большинстве стран мира

Некоторые популярные ле­карственные препараты стоят в нашей стране в 5-10 раз дороже, чем за рубежом. Об этом, в частности, свиде­тельствуют результаты срав­нительного исследования потребительских цен и цено­образования на лекарствен­ные препараты в Российской Федерации и в странах, вхо­дящих в СНГ, Европейский союз и БРИКС, проведённого Федеральной антимонополь­ной службой РФ.

Доклад ФАС, посвящённый доступности медикаментов в нашей стране, был подготовлен по поручению вице-премьера Игоря Шувалова. Как отмечают авторы документа, сложность и неоднородный характер данных делает международные сопо­ставления не всегда объектив­ными, что не позволяет в полной мере использовать их в целях государственного регулирования цен, и выводы из таких сопо­ставлений следует делать «очень осторожно».

Комментируя результаты ис­следования, Тимофей Нижего­родцев, начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС, подчеркнул, что сопоставимость цен на лекар­ственные средства в разных странах ограничена по ряду ос­нований. При обобщении резуль­татов анализа цен или простого сравнения необходимо учиты­вать, что часто цена в другой стране формируется после ряда скидок и надбавок и зависит от большого числа факторов: курса валют, налогов, объёмов закупки, сроков годности и т.д.

В одной и той же стране от­дельные лекарственные препара­ты могут быть самыми дорогими по сравнению с иными странами, а другие - самыми дешёвыми, поэтому в международной прак­тике предпочитается не прямое сравнение цен, а сравнение стоимости одного дня лечения в разных странах.

Специалисты ФАС сопоставили цены в России и за рубежом на три группы лекарств:

-    «монопольные дорогостоя­щие лекарственные препараты» (стратегически значимые пре­параты, предназначенные для лечения наиболее сложных за­болеваний, не имеющие в рамках одного МНН зарегистрированных аналогов) - всего 21 препарат;

-    «наиболее покупаемые на­селением лекарства» - рецептур­ные средства (как включённые, так и не включённые в перечень ЖНВЛП), пользующиеся наиболь­шим спросом у населения - 44 препарата;

-    «лекарства, применяемые в кардиологии» - всего 5 рецеп­турных препаратов.

Как показало исследование, чем меньше объём фармацев­тического рынка, тем меньше позиций дорогостоящих лекар­ственных средств находится в обращении на рынке. К примеру, в Азербайджане - всего 2 пре­парата, в Польше - 5, в Молда­вии - 13.

В Украине выявлены наиболее низкие цены на весь перечень монопольных дорогостоящих ЛС. По мнению представителя ФАС, это, в том числе, связано с тем, что цены в стране форми­руются с учётом произведённых поставок из Глобального фонда, который закупает дорогосто­ящие препараты для стран с развивающейся экономикой по низким ценам.

Ценовой предел

По данным ФАС, более по­ловины монопольных дорого­стоящих ЛС ввозится в Россию по более высоким ценам, чем в другие страны мира. Например, упаковка препарата копаксон-тева, включённого в программу «Семь нозологий», стоила в России 1066,7 долл., в Украине - 893,2 долл., в Венгрии - 818,4 долл. Внутри России также отме­чается большой разброс цен, в частности, на препараты из второго перечня «Наиболее поку­паемые населением лекарства». В результате анализа было выяв­лено, что в некоторых субъектах РФ, несмотря на то, что в них установлены наименьшие сум­марные оптовые и розничные предельные надбавки к ценам, общая стоимость набора рецеп­турных жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов может отличаться от стоимости аналогичного набора в тех субъектах, где установле­ны более высокие надбавки, в 2,6 раза. По мнению авторов доклада, это косвенно свиде­тельствует о разном уровне фактически применяемых в регионах надбавок в разрешённых пределах.

Так, самые высокие роз­ничные цены на наиболее популярные рецептурные лекарственные препараты, как регулируемые, так и нерегу­лируемые, вы­явлены в Яма­ло-Ненецком автономном округе, Москве и Мурманской области.

Кроме того, как выяснилось, самые популярные в России лекарства порой незнакомы за­рубежным потребителям. Из вы­бранного ФАС списка лекарств в большинстве рассмотренных стран на рынках обращается менее половины препаратов, имеющих такое же торговое наименование, производителя, лекарственную форму, дозиров­ку и упаковку.

Российские цены на 10 попу­лярных в рознице рецептурных препаратов были наиболее вы­сокими с СНГ, БРИКС и ЕС. При этом все исследуемые препара­ты имеют зарегистрированные аналоги, а значит, цены на них должны формироваться под воздействием ценовой конку­ренции, делают выводы авторы исследования.

Есть предложение...

Согласно исследованию, в России из 24 наиболее потре­бляемых в рознице рецептурных ЛС по 17 (71%) препаратам цены превышают средний уровень цен в рассмотренных странах и только по 7 (29%) цены отстают от средних значений.

Например, препарат детралекс (МНН гесперидон + диосмин) стоил 24 долл. в России, тогда как в Италии - 18 долл., в Чехии - 11, в Молдавии - 7.

Наконец, среди выбранных ФАС кардиологических препара­тов лишь один - изоптин (МНН верапамил) стоил ниже средне­взвешенной цены в рассматри­ваемых странах. По остальным четырём препаратам Россия на­ходится в лидерах среди стран, в которых выявлены наиболее высокие цены.

Также ФАС отмечает низкую доступность ЛС населению России и относительно небольшой объём перечней ЛС, предостав­ляемых населению безвозмезд­но или по льготным ценам.

Из ассортимента аптек про­должают исчезать лекарствен­ные препараты низкой ценовой категории. В результате, несмо­тря на то, что государственное регулирование цен на конкрет­ные лекарства сдерживает рост цен на них, в целом затраты населения на покупку лекарств растут.

В той или иной мере цены регулируются государствами большинства рассмотренных стран в целях снижения расходов на здравоохранение в условиях ограниченных ресурсов. Вме­сте с тем, как отмечают авторы доклада, магистральный путь регулирования находится не в русле административного огра­ничения, а в создании условий для конкуренции и стимулов для снижения цен на лекарства.

Доклад, подготовленный ФАС, содержит и предложения по ис­правлению ситуации. По мнению экспертов, снижение цен на ЛС должно привести к существен­ной экономии как бюджетных, так и личных средств граждан. Способствовать этому могли бы меры, направленные на повы­шение конкуренции на фарма­цевтическом рынке, ускорен­ная регистрация дженериков, установление прозрачного по­рядка формирования перечней лекарств, практика заключения долгосрочных ценовых соглаше­ний и закупки лекарств напря­мую у производителей, которые являются монополистами.

Среди других мер, предложен­ных ФАС, - введение прямого или косвенного контроля за це­нами на наиболее востребован­ные ЛС, а также переход к систе­ме лекарственного возмещения, которая будет стимулировать конкуренцию и снижение цен внутри групп взаимозаменяемых препаратов.

Кроме того, ФАС считает не­обходимым рассмотреть вопрос об отмене передачи субъектам РФ полномочий по закупкам лекарственных средств, вклю­чённых в программу «Семь но­зологий», и о централизации закупок препаратов для профи­лактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С.

Ирина СТЕПАНОВА, корр. «МГ».

 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru