09 ноября 2024
Цены на лекарства в России значительно выше, чем в большинстве стран мира Некоторые популярные лекарственные препараты стоят в нашей стране в 5-10 раз дороже, чем за рубежом. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты сравнительного исследования потребительских цен и ценообразования на лекарственные препараты в Российской Федерации и в странах, входящих в СНГ, Европейский союз и БРИКС, проведённого Федеральной антимонопольной службой РФ. Доклад ФАС, посвящённый доступности медикаментов в нашей стране, был подготовлен по поручению вице-премьера Игоря Шувалова. Как отмечают авторы документа, сложность и неоднородный характер данных делает международные сопоставления не всегда объективными, что не позволяет в полной мере использовать их в целях государственного регулирования цен, и выводы из таких сопоставлений следует делать «очень осторожно». Комментируя результаты исследования, Тимофей Нижегородцев, начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС, подчеркнул, что сопоставимость цен на лекарственные средства в разных странах ограничена по ряду оснований. При обобщении результатов анализа цен или простого сравнения необходимо учитывать, что часто цена в другой стране формируется после ряда скидок и надбавок и зависит от большого числа факторов: курса валют, налогов, объёмов закупки, сроков годности и т.д. В одной и той же стране отдельные лекарственные препараты могут быть самыми дорогими по сравнению с иными странами, а другие - самыми дешёвыми, поэтому в международной практике предпочитается не прямое сравнение цен, а сравнение стоимости одного дня лечения в разных странах. Специалисты ФАС сопоставили цены в России и за рубежом на три группы лекарств: - «монопольные дорогостоящие лекарственные препараты» (стратегически значимые препараты, предназначенные для лечения наиболее сложных заболеваний, не имеющие в рамках одного МНН зарегистрированных аналогов) - всего 21 препарат; - «наиболее покупаемые населением лекарства» - рецептурные средства (как включённые, так и не включённые в перечень ЖНВЛП), пользующиеся наибольшим спросом у населения - 44 препарата; - «лекарства, применяемые в кардиологии» - всего 5 рецептурных препаратов. Как показало исследование, чем меньше объём фармацевтического рынка, тем меньше позиций дорогостоящих лекарственных средств находится в обращении на рынке. К примеру, в Азербайджане - всего 2 препарата, в Польше - 5, в Молдавии - 13. В Украине выявлены наиболее низкие цены на весь перечень монопольных дорогостоящих ЛС. По мнению представителя ФАС, это, в том числе, связано с тем, что цены в стране формируются с учётом произведённых поставок из Глобального фонда, который закупает дорогостоящие препараты для стран с развивающейся экономикой по низким ценам. Ценовой предел По данным ФАС, более половины монопольных дорогостоящих ЛС ввозится в Россию по более высоким ценам, чем в другие страны мира. Например, упаковка препарата копаксон-тева, включённого в программу «Семь нозологий», стоила в России 1066,7 долл., в Украине - 893,2 долл., в Венгрии - 818,4 долл. Внутри России также отмечается большой разброс цен, в частности, на препараты из второго перечня «Наиболее покупаемые населением лекарства». В результате анализа было выявлено, что в некоторых субъектах РФ, несмотря на то, что в них установлены наименьшие суммарные оптовые и розничные предельные надбавки к ценам, общая стоимость набора рецептурных жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов может отличаться от стоимости аналогичного набора в тех субъектах, где установлены более высокие надбавки, в 2,6 раза. По мнению авторов доклада, это косвенно свидетельствует о разном уровне фактически применяемых в регионах надбавок в разрешённых пределах. Так, самые высокие розничные цены на наиболее популярные рецептурные лекарственные препараты, как регулируемые, так и нерегулируемые, выявлены в Ямало-Ненецком автономном округе, Москве и Мурманской области. Кроме того, как выяснилось, самые популярные в России лекарства порой незнакомы зарубежным потребителям. Из выбранного ФАС списка лекарств в большинстве рассмотренных стран на рынках обращается менее половины препаратов, имеющих такое же торговое наименование, производителя, лекарственную форму, дозировку и упаковку. Российские цены на 10 популярных в рознице рецептурных препаратов были наиболее высокими с СНГ, БРИКС и ЕС. При этом все исследуемые препараты имеют зарегистрированные аналоги, а значит, цены на них должны формироваться под воздействием ценовой конкуренции, делают выводы авторы исследования. Есть предложение... Согласно исследованию, в России из 24 наиболее потребляемых в рознице рецептурных ЛС по 17 (71%) препаратам цены превышают средний уровень цен в рассмотренных странах и только по 7 (29%) цены отстают от средних значений. Например, препарат детралекс (МНН гесперидон + диосмин) стоил 24 долл. в России, тогда как в Италии - 18 долл., в Чехии - 11, в Молдавии - 7. Наконец, среди выбранных ФАС кардиологических препаратов лишь один - изоптин (МНН верапамил) стоил ниже средневзвешенной цены в рассматриваемых странах. По остальным четырём препаратам Россия находится в лидерах среди стран, в которых выявлены наиболее высокие цены. Также ФАС отмечает низкую доступность ЛС населению России и относительно небольшой объём перечней ЛС, предоставляемых населению безвозмездно или по льготным ценам. Из ассортимента аптек продолжают исчезать лекарственные препараты низкой ценовой категории. В результате, несмотря на то, что государственное регулирование цен на конкретные лекарства сдерживает рост цен на них, в целом затраты населения на покупку лекарств растут. В той или иной мере цены регулируются государствами большинства рассмотренных стран в целях снижения расходов на здравоохранение в условиях ограниченных ресурсов. Вместе с тем, как отмечают авторы доклада, магистральный путь регулирования находится не в русле административного ограничения, а в создании условий для конкуренции и стимулов для снижения цен на лекарства. Доклад, подготовленный ФАС, содержит и предложения по исправлению ситуации. По мнению экспертов, снижение цен на ЛС должно привести к существенной экономии как бюджетных, так и личных средств граждан. Способствовать этому могли бы меры, направленные на повышение конкуренции на фармацевтическом рынке, ускоренная регистрация дженериков, установление прозрачного порядка формирования перечней лекарств, практика заключения долгосрочных ценовых соглашений и закупки лекарств напрямую у производителей, которые являются монополистами. Среди других мер, предложенных ФАС, - введение прямого или косвенного контроля за ценами на наиболее востребованные ЛС, а также переход к системе лекарственного возмещения, которая будет стимулировать конкуренцию и снижение цен внутри групп взаимозаменяемых препаратов. Кроме того, ФАС считает необходимым рассмотреть вопрос об отмене передачи субъектам РФ полномочий по закупкам лекарственных средств, включённых в программу «Семь нозологий», и о централизации закупок препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С. Ирина СТЕПАНОВА, корр. «МГ». |
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru