22 декабря 2024
В Министерстве здравоохранения и социального развития РФ подготовлены проекты новых федеральных государственных образовательных стандартов для медицинских вузов, заканчивается подготовка единого федерального регистра медицинских работников. Это позволит многое изменить в медицинском образовании и кадровом обеспечении здравоохранения...
Министерство здравоохранения и социального развития РФ считает необходимой модернизацию всей системы среднего медицинского, высшего медицинского и последипломного образования. Это касается развития учебных программ, оснащения и инфраструктуры медицинских училищ и колледжей, медицинских вузов и факультетов независимо от их административного и ведомственного подчинения, повышения квалификации преподавательского состава.
Главным объединяющим критерием будет служить выполнение единых государственных образовательных стандартов, сопряженных с профессиональными стандартами оказания медицинской помощи. Стандарты устанавливают планку качества подготовки специалистов, опускаться ниже которой нельзя, что является необходимым условием возможности обеспечения равнодоступной качественной медицинской помощи на всей территории страны.
Что должно измениться в кадровой политике министерства? Эти и другие вопросы корреспондент «МГ» Алексей ПАПЫРИН задал заместителю министра здравоохранения и социального развития РФВеронике СКВОРЦОВОЙ.
- Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России недавно избрал вас членом президиума. На последнем его заседании вы говорили о том, что государственной власти предстоит решить очень серьезные задачи, связанные с кадровым обеспечением здравоохранения. В чем они заключаются?
- Опыт реализации всех программ Национального проекта «Здоровье» показал, что самая сложная и большая проблема российского здравоохранения -укрепление кадрового потенциала отрасли. Недостаточно изыскать финансовые средства на дополнительное оснащение и капитальный ремонт лечебно-профилактических учреждений, необходимо обеспечить их квалифицированными врачами и средним медицинским персоналом и выстроить логистику всего процесса оказания медицинской помощи, преемственно на всех этапах.
В настоящее время кадровый состав отечественного здравоохранения дисбалансирован. Соотношение между численностью среднего медицинского персонала и врачей в нашей стране значительно ниже, чем в большинстве развитых стран мира: на 1 врача приходятся лишь 2 медсестры, тогда как мировой опыт показывает, что оптимальным соотношением является не менее 3-5 медсестер на 1 врача. Этот дисбаланс ограничивает возможности развития системы медицинской помощи, особенно служб долечивания, патронажа, реабилитации.
Количество врачей на душу населения в Российской Федерации больше, чем в среднем в развитых странах. Однако наблюдается существенная диспропорция в их распределении внутри системы оказания медицинской помощи: излишняя концентрация в стационарных учреждениях, где переизбыток врачебных кадров достигает более 100 тыс., и нехватка в амбулаторно-поликлиническом звене - дефицит превышает 60 тыс. врачей.
Отмечается также дисбаланс между численностью специалистов разных врачебных профилей. Количество отдельных специалистов избыточно, в то время как других - недостаточно.
Проявляется еще одна очень серьезная проблема - дефицит кадров в сельской местности и отдаленных районах страны. Более не существует системы государственного распределения выпускников медицинских вузов, которая работала в советское время. Молодые врачи не хотят работать в регионах с недостаточно развитой инфраструктурой, низким уровнем социального благополучия. Безусловно, демократические принципы для нашего общества незыблемы (это гарантирует Конституция, где записано право на медицинское образование, которое не предусматривает обязательного распределения). Но и оставлять территории без медицинских специалистов нельзя. Нужны продуманная кадровая политика и система мер, которая бы обеспечивала укомплектование ЛПУ как врачами, так и средним медицинским персоналом во всех регионах страны.
- Что для этого делается?
- Прежде всего, необходимо знать реальную потребность каждого субъекта РФ во врачебных, фельдшерских и медсестринских кадрах. Для этого министерство разработало Федеральный регистр медицинских работников, включающий всех сотрудников с высшим и средним специальным медицинским образованием, независимо от статуса ЛПУ, в котором они работают (субъектовое, межрайонное, муниципальное, ведомственное, частное). В регистр вносятся все необходимые данные, позволяющие оценить уровень компетенции и квалификации каждого медицинского работника. Специально созданная аналитическая система позволяет обрабатывать всю информацию и представлять для каждого региона возрастной, половой и квалификационный состав медицинских работников, основные показатели, характеризующие кадровый баланс системы здравоохранения, а также потребности в специалистах разного профиля - отдельно для учреждений первичной медико-санитарной, скорой, специализированной медицинской помощи, в зависимости от условий ее оказания (амбулаторно-поликлинические и стационарные) и других факторов. В прошедшем году в качестве пилотного проекта опытная эксплуатация регистра медицинских работников была проведена в Ивановской области. С 2010 г. все регионы подключатся к нему, будет создана единая база данных.
Регистр позволит не только анализировать текущую кадровую ситуацию, но и подсказывать пути ее оптимизации, планировать кадровую политику.
Целесообразно, чтобы каждый медицинский вуз, являясь федеральным учреждением, был закреплен за конкретными регионами страны и отвечал за подготовку врачебных кадров, прежде всего в соответствии с запросами этих регионов. Что касается медицинских училищ и колледжей, преобладающее их большинство являются учреждениями субъектов РФ. Количество и профиль подготовки фельдшеров, медицинских сестер, акушерок напрямую должны быть связаны с потребностью соответствующего региона. Ответственность за кадровое состояние здравоохранения в каждой области и крае в равной мере должны нести как руководители властных структур и управления здравоохранением региона, так и руководители ответственных медицинских вузов и ссузов.
Формирование такой взаимосвязи образовательных учреждений и практической медицины позволит целенаправленно наполнять систему медицинской помощи каждого региона - по потребностям. Будет формироваться государственное задание для каждого образовательного учреждения. Для нас чрезвычайно важно создать фактически единый континуум отрасли здравоохранения и высшего и среднего профессионального медицинского образования. Для этого в Федеральный регистр медицинских работников включаются и учащиеся медицинских вузов и ссузов.
Необходимость формирования государственного задания для образовательных учреждений требует совершенствования такой формы приема в вузы, как целевой набор. Если для большинства учреждений высшего образования установлен максимальный процент целевого набора - 20, для медицинских вузов оставлена возможность повышать долю целевого приема - по потребностям прикрепленных территорий в медицинских кадрах.
- Много говорится о том, что студентов будут готовить по целевым договорам. Но почему-то не получается...
- Первое, что необходимо исправить, - усовершенствовать договор между органом управления здравоохранением субъекта РФ, вузом и абитуриентом. Чтобы документ был реально действующим и имел юридическую силу, необходимо отработать его содержание, наполнить конкретными финансовыми и организационными механизмами. Регионы должны контролировать успеваемость «своего» будущего специалиста, организовывать для него летнюю практику, заранее готовить место его будущей работы, а также необходимые жилищные и другие социальные условия.
Как правило, в сельскую местность и маленькие городки возвращается тот, кто там вырос. Выход напрашивается сам. Надо отбирать способных ребят, которые успешно окончили сельские школы, направлять их для обучения в медицинские вузы и курировать во время всего периода обучения. С непременным прохождением летней практики в родном городе или райцентре. Кроме того, надо предоставлять им жилье, заботиться об условиях работы и отдыха. Сейчас во многих регионах для врачей, обслуживающих удаленные участки, покупаются автомобили. Благодаря Национальному проекту «Здоровье» амбулатории и поликлиники оснащены современным диагностическим оборудованием и инструментарием. Сельская медицина получает поддержку со стороны ряда региональных администраций. Уровень ее развития во многом определяется уровнем развития инфраструктуры и социальной жизни в сельских и удаленных районах страны. Мы рассматриваем развитие сельской медицины и ее кадрового потенциала как долгосрочную задачу, привлекая к решению ее различные ведомства - Министерство сельского хозяйства и Министерство регионального развития. Вопрос о целевом наборе в медицинские вузы был обсужден на совете ректоров. Высказано единодушное мнение, что необходимо развивать это направление работы для удовлетворения потребностей регионов в медицинских кадрах.
- Как вы оцениваете работу над федеральными государственными образовательными стандартами высшего медицинского профессионального образования?
- Это сложная работа. Она имеет много составляющих. Должны быть выполнены требования к базовой подготовке студентов первых курсов, обеспечивающей не только достаточный «общекультурный» и «общенаучный» уровень любого выпускника вуза, но и более глубокое ознакомление с будущей профессией. Для этого необходимо сохранять вариативность учебных программ первокурсников, позволяющую молодому человеку окончательно определиться с профессиональным выбором. В настоящее время существует проблема относительной инфантильности детей, которые заканчивают средние школы. В отличие от выпускников, получавших аттестат зрелости 30-40 лет назад, сегодняшние дети очень часто опираются в своем выборе профессии лишь на советы семьи, родителей. Проходят 2-3 года обучения, они выясняют, что выбрали не совсем то, чему хотели бы посвятить себя. Образование на первых курсах должно быть таким, чтобы в случае осознания ошибки в выборе профессии студент, проучившись 2 года, мог перейти, не потеряв ни одного года обучения, соответственно на 3-й курс близкого по профилю вуза. Если говорить о медицине, то это могут быть другие естественнонаучные направления (химические, биологические и др. факультеты). Нам представляется, что такой подход чрезвычайно важен.
С другой стороны, начиная с 3-го курса, вариативность программы обучения студента-медика должна существенно уменьшаться (не превышать 10-15%). Наша цель - овладение каждым студентом теми знаниями, умениями и навыками, которые позволят ему по окончании вуза работать на определенных должностях в учреждениях первичной медико-санитарной помощи, конечно же в течение первого года под контролем старших коллег. Мы переходим к подготовке специалистов, которые по окончании вуза получат диплом с правом практической деятельности в учреждениях амбулаторно-поликлинического звена (терапевты, педиатры, стоматологи). В настоящее время под руководством Минздрасоцразвития России главные специалисты-эксперты и все профильные медицинские сообщества активно готовят новое поколение порядков и стандартов оказания медицинской помощи при наиболее значимых заболеваниях и патологи- ческих состояниях, в том числе для амбулаторно-поликлинического звена. В отличие от ранее существовавших, новые стандарты не только отвечают уровню современных медицинских знаний и гарантируют качество медицинской помощи, но и являются экономически обоснованными, что позволяет им носить обязательный, а не рекомендательный характер. Они будут едиными для всей страны и обязательными к исполнению. Таким образом, на этапе вузовской подготовки необходима состыковка образовательных стандартов со стандартами оказания медицинской помощи.
Новый федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения готовился рабочими группами, специально созданными советом ректоров медицинских вузов по всем основным медицинским специальностям. Он был одобрен советом ректоров и после этого представлен в Министерство образования и науки РФ. В настоящее время создаются учебно-методические комиссии, ответственные за подготовку типовых программ и рабочих планов обучения по всем дисциплинам. В окончательной подготовке стандарта важно всё: не только наполнение образовательной программы по каждому предмету, соответствующее современным медицинским знаниям, и подготовка полного набора необходимых учебных, методических и практических пособий, но и выстраивание цепочки изучаемых предметов с учетом правильной логистики восприятия новых знаний.
Хотелось бы подчеркнуть, что после многочисленных обсуждений как с советом ректоров, так и с Минобрнауки России принято согласованное решение, что для высшего медицинского образования необходимо оставить одноуровневую систему подготовки - специалитет. Среднее медицинское образование не может расцениваться в качестве первой образовательной ступени, или бакалавриата, в подготовке врача, так как оно осуществляется по другой логистике и имеет другую идеологическую, психологическую и интеллектуальную направленность. Для того чтобы сформировать врача, необходим непрерывный многолетний курс обучения, построенный на единой идеологии и преемственном подходе, сочетающем необходимые элементы теоретической, научной и практической подготовки.
- Российская медицина всегда готовила врачей, что называется, у постели больного. А отработка практических навыков для студентов - не менее сложная задача, чем полноценная теоретическая подготовка...
- Это учитывается в новом образовательном стандарте. Начиная с 1-го курса, выстраивается практическая деятельность студента. Значительно увеличивается время, отведенное для отработки практических навыков на двух старших курсах. Шестой курс должен стать, если так можно выразиться, тренинговым, когда студенты смогут работать под присмотром своих преподавателей и старших врачей, отрабатывая навыки, которые они должны будут воспроизводить самостоятельно после окончания вуза.
В результате отпадет необходимость в интернатуре как промежуточном звене в подготовке врача первичной медико-санитарной помощи. Кстати, в последние годы врачи были единственными, кто, имея дипломы об окончании вуза, не допускался к практической деятельности. Это являлось нонсенсом. У нас так любят апеллировать к высшему образованию, которое дается в Евросоюзе. Но там, заканчивая медицинские университеты, выпускники имеют право работать в базисном звене здравоохранения под присмотром консультантов и старших врачей. И так, кстати, было на протяжении многих десятилетий и в нашей стране. Подобная система себя оправдывала.
- Означает ли это, что будет упразднена и ординатура?
- Ни в коем случае. Напротив, ординатура будет развиваться. Изменится длительность обучения в ординатуре. Она станет ранжироваться по срокам в зависимости от сложности приобретения навыков по конкретной медицинской профессии. Если по терапевтическим специальностям это будет, как правило, двухгодичная ординатура, то по хирургическим срок обучения увеличится до 3-5 лет, что позволит овладеть сложным мануальным праксисом и автоматизировать выработанные профессиональные навыки.
Первая ординатура останется бесплатной. Хотелось бы, чтобы сразу после окончания вуза единичные студенты могли получать эту форму последипломного образования. Такая привилегия должна быть предоставлена тем, кто проявил неординарные способности к учебе и научно-исследовательской работе по выбранной дисциплине, занимаясь на протяжении обучения в студенческом научном кружке. Желательно, чтобы большинство молодых докторов приходили в ординатуру, отработав 2-3 года в первичном звене здравоохранения, после того как они овладели необходимыми основами врачевания и прочувствовали готовность развиваться в профессии.
- За последние десятилетия последипломная подготовка специалистов стала слабым звеном в образовании врача. Хотя много говорилось на различных совещаниях о том, что будет узаконено лицензирование медицинской деятельности врача. Когда это может произойти? И как будет в этом случае проходить сертификация специалистов?
- Министерство поддерживает необходимость лицензирования специалистов. Под этим мы понимаем допуск не просто к профильной медицинской деятельности, но к конкретным видам медицинских услуг. Так, диплом о высшем образовании должен подразумевать получение «пакетной» лицензии, содержащей перечень медицинских услуг, к осуществлению которых может быть допущен выпускник. Додип-ломная подготовка студента сориентирована на работу, по окончании вуза, в учреждениях первичной медико-санитарной помощи, как правило амбулаторно-поликлинического типа, в качестве терапевта, педиатра, хирурга, стоматолога или др. После ординатуры молодой специалист должен получить вторую «пакетную» лицензию с перечнем допусков к осуществлению дополнительных медицинских услуг в соответствии с профилем полученной специальности.
Важным является развитие системы непрерывного медицинского образования, которая подразумевает постоянное обновление знаний, умений и навыков врача. Получение новых теоретических знаний может быть оценено с помощью так называемых кредитных баллов, которые назначаются врачу при его участии в профильных научных конференциях и семинарах, выступлениях с докладами, написании научных статей и др. Наряду с этим профессиональная жизнь врача должна быть сопряжена с расширением спектра навыков и выполняемых медицинских услуг. Каждый специалист может продолжать обучение в своей области или смежных областях медицины, добавляя к базисным лицензиям, полученным после окончания вуза и ординатуры, дополнительные лицензии («допуски») на осуществление новых видов деятельности. Так, кардиологи часто продолжают обучение по функциональной или ультразвуковой диагностике, интенсивной терапии и реанимации, что достаточно близко стыкуется с первой специальностью. Таким образом, открываются просторы для бесконечного профессионального образования и совершенствования как в области первой специальности, так и, при желании, в других смежных областях. Если система лицензирования врачей будет внедрена, она позволит повысить качество медицинской помощи...
- Планируется ли учитывать качество оказываемой медицинской помощи при начислении заработной платы врачам?
- Да, министерство планирует поэтапно с 2010 г. внедрять систему управления качеством медицинской помощи. Эта система основана на внедрении регистров больных, прежде всего стационарных, которые будут заполняться в каждом медицинском отделении на каждого пролеченного больного. В регистре «скрыты» основные процессуальные и временные индикаторы качества оказанной медицинской помощи, в зависимости от полноты и правильности воспроизведения утвержденных порядка и стандарта оказания медицинской помощи при соответствующем патологическом состоянии. Таким образом, ежемесячно можно оценивать качество работы медицинского персонала отделения. Сведения о качестве работы будут передаваться в территориальные фонды ОМС, чтобы оплата труда сотрудников была ранжирована в зависимости от качества их работы. Возникнет замкнутый круг контроля и управления качеством.
- Когда может быть внедрено лицензирование специалистов?
- Внедрение лицензирования медицинских специалистов должно завершать весь сложный процесс реформирования медицинского образования. Новые стандарты вузовского медицинского образования планируется внедрить с сентября 2011 г., новые подходы к организации ординатуры - соответственно с сентября 2015 г., когда доучатся по новым стандартам третьекурсники 2011 г. Следующим шагом будет внедрение лицензирования специалистов.
- Нельзя оставить без внимания и качество подготовки специалистов среднего звена. Ведь от их работы зависит не в меньшей степени, насколько квалифицированно будет оказываться медицинская помощь в нашей стране.
- Вы абсолютно правы. Чрезвычайно важно устранить дисбаланс в отрасли и увеличить число хорошо подготовленных специалистов среднего звена. В этом направлении ведется активная работа. Приняты новые образовательные стандарты для подготовки среднего медицинского персонала. Создан совет директоров 450 медицинских училищ и колледжей, который активно включился в совершенствование типовых программ и рабочих учебных планов, в целом образовательного процесса, повышение мотивирования медицинских сестер к работе по профессии. Под эгидой Минздравсоцразвития России и совета директоров блестяще проведен III Всероссийский cъезд средних медицинских работников, который единодушно одобрил идеологию развития этой важнейшей составляющей медицины и здравоохранения. Под руководством главного специалиста Минздравсоцразвития России по управлению сестринской деятельностью, директора Института сестринского образования СамГМУ, профессора Сергея Двойникова заканчивается подготовка профессиональных стандартов деятельности средних медицинских работников, обновлены перечни умений и навыков фельдшеров и медсестер в зависимости от профиля их деятельности, в соответствии с современными требованиями.
Для того чтобы восполнить недостающее число медсестер, акушерок, фельдшеров, нужно способствовать поступлению школьников в медицинские училища и колледжи после 9-го класса. Необходимо активизировать работу регионов по профориентации школьников, мотивированию детей и их семей к выбору профессии медика.
Проблемой остается отток молодых специалистов из здравоохранения. Цифры говорят сами за себя: от 40 до 80% выпускников средних медицинских образовательных учреждений по стране не приступают к работе по полученной профессии. В связи с этим чрезвычайную значимость имеют разработка и внедрение системы мер по мотивированию медицинских сестер и фельдшеров к тому, чтобы остаться в профессии, качественно оказывать помощь, постоянно повышать свою квалификацию, овладевать новыми знаниями и умениями. Конечно же, важны морально-нравственные аспекты, воспитание любви к своей профессии и гордости за свою причастность к ней. Но, кроме того, необходимо удовлетворение обычных общечеловеческих потребностей молодых специалистов, повышение их социального статуса. При наличии прямой заинтересованности региона в молодом специалисте условия для его жизни и работы должны готовиться заранее.
- Как вы в целом оцениваете результаты 2009 г. и чего ожидаете от 2010 г.?
- 2009 г. был напряженным годом широкомасштабной работы. Закончено построение концепции развития здравоохранения до 2020 г., включившей все основные блоки реформирования системы. Подготовлен законопроект об обязательном медицинском страховании. Изменены подходы к формированию Программы государственных гарантий предоставления гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на основе единой ее стандартизации. Заканчивается работа над едиными для всей страны порядками оказания медицинской помощи. Разработаны электронные классификаторы медицинских услуг. Активно создаются стандарты ведения больных с наиболее значимыми заболеваниями и патологическими состояниями, обусловливающими 90% заболеваемости российского населения. Создан проект системы управления качеством медицинской помощи. Подготовлен законопроект об обращении лекарственных средств, который одобрен Правительством РФ. Пересмотрен Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств на основе новых современных принципов, согласованных с общепринятыми международными нормами. Определен перечень стратегических лекарственных средств, первоочередных для развития отечественного фармацевтического производства. Разработаны и представлены в правительство и комиссию при Президенте РФ подходы к созданию центров разработки инновационной медицинской техники, лекарств и биомедицинских технологий на основе создания межсекторальных территориальных кластеров. Что касается медицинского образования и кадровой политики, на наших шагах и первых позитивных результатах я уже остановилась.
Я перечислила лишь крупные системные преобразования, начатые в 2009 г. и лежащие в основе долгосрочной программы развития здравоохранения. Но год был заполнен и конкретными делами сегодняшнего дня. Среди них реализация программ Национального проекта «Здоровье» по совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми и онкологическими заболеваниями, пострадавшим при ДТП, беременным женщинам и детям, по развитию службы крови и высокотехнологичной медицинской помощи, по формированию здорового образа жизни. Особое место в 2009 г. заняла борьба с пандемией гриппа А/H1N1. Обо всем просто невозможно рассказать в одном интервью.
Самое главное, что уже сегодня появились позитивные результаты, которые ощущаются и радуют. Снижение смертности произошло практически по всем видам заболеваний, в том числе при сердечно-сосудистых заболеваниях - более чем на 5,3%, при инсультах - на 8,5%, при дорожно-транспортных происшествиях - на 13%. Количество умерших за 9 месяцев 2009 г. уменьшилось на 66,9 тыс. человек, или на 4,2%, по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. За этот же период родилось на 46,7 тыс. детей больше, а естественная убыль населения снизилась на 37,7%. В августе 2009 г. в нашей стране наконец-то родилось больше людей, чем умерло. 2010 г. будет посвящен продолжению и развитию всех начинаний, а также запуску новых программ (например, по борьбе с туберкулезом). Что касается темы сегодняшнего интервью: в 2010 г.будут окончательно сформированы учебные программы и планы для медицинских вузов и ссузов в рамках новых образовательных стандартов. Мы надеемся совместно с советом ректоров медицинских вузов закончить создание нормативной базы, регламентирующей работу клинических баз образовательных учреждений. Будет завершен переход к планированию кадровой политики в каждом субъекте РФ на основе Федерального регистра медицинских работников и разработанных нормативных документов, в том числе касающихся целевого приема студентов.
Конечно же, мы отдаем себе отчет в сложности поставленных кадровых задач. Ведь люди это не фигуры на шахматной доске. Но министерство будет пытаться путем гибкой политики добиваться решения кадровых вопросов в приоритетных областях. Медицинские работники должны понимать, что государство в них заинтересовано. Министерство над этим активно работает вместе с руководителями субъектов РФ и региональными органами управления здравоохранением.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru