10 ноября 2024
По данным ВОЗ, каждый 4-5-й житель планеты страдает различными психическими расстройствами, а следовательно, нуждается не только в квалифицированном обследовании и лечении в стационарах, но и в морально-психологической поддержке и консультировании специалистов. Именно этим можно объяснить появление 12 лет назад в Москве, на базе Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, первой в мире в системе оказания психолого-психиатрической помощи при чрезвычайных происшествиях телефонной горячей линии.
Она стала веским и хорошим дополнением к уже давно существующим организационным формам: психиатрическим стационарам, психоневрологическим диспансерам по месту жительства, психотерапевтическим кабинетам в районных поликлиниках и др. Оценить значимость работы новой службы мы попросили заместителя директора ГНЦСиСП им. В.П.Сербского профессора Зураба КЕКЕЛИДЗЕ.
- Прежде всего наша телефонная горячая линия была создана для оказания врачами-психотерапевтами психолого-психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях. Сейчас ее функции раздвинулись. Она работает круглосуточно, бесплатно и анонимно. Сегодня по горячей линии нам звонят не только при чрезвычайных ситуациях, тяжелых психических расстройствах, но и по другим причинам. При стрессах после разводов, конфликтов в семье и на работе и др. Эти люди не нуждаются в лечении в стационаре. Возможно, необходима консультация с врачом и не по телефону, и наши специалисты сообщают звонящему об этом. Предлагают ему пойти в поликлинику либо говорят, что это не такое уж тяжелое расстройство - всё зависит от обстоятельств.
Иногда, например, звонящие говорят: «Иду по улице и вдруг слышу - чей-то голос меня зовет. Болезнь это или нет?» Врач детально выясняет обстоятельства, дает собеседнику грамотный совет. Есть несколько категорий звонящих нам - так называемых зависимых больных. Первые - с различными психическими сексуальными расстройствами. Вторые «зависимые» любят выражать свои недовольства чьими-то действиями - им просто не с кем поговорить, а есть потребность высказаться. И третья категория - те, кто всю ответственность за свои решения хочет переложить на плечи врача. Обрисовывают нам свою ситуацию, но сами выводы делать не желают. Врач, конечно, не должен решать ничьих проблем, он может советовать и разъяснять.
Количество звонков по горячей линии иногда увеличивается в дни магнитных бурь и полнолуния, после каких-либо публичных обсуждений наших проблем и сообщения нашего номера телефона - 637-70-70. Мы не возражаем, ведь никакой коммерческой выгоды не имеем, главное - вовремя помочь людям.
- Зураб Ильич, что собой представляют специалисты, отвечающие на звонки?
- Пятеро, а иногда и больше сотрудников из отделения, где трудятся 56 специалистов и которым руководит доктор медицинских наук Галина Тюменкова. В качестве пионера работы в этой сфере хочу назвать психиатра Ольгу Мялковскую, защитившую первую кандидатскую диссертацию по теме горячей линии и ставшую заместителем главного врача в одной из психиатрических больниц Подмосковья. В своей диссертационной работе О.Мялковская проанализировала тематику вопросов звонящих, проблемы, их интересующие, возможные их психические расстройства и заболевания, которыми они страдают, и др. Я был руководителем данной работы и хорошо помню, что очень многие из звонивших приходили затем к нам на личную встречу. Полученные данные позволяют сделать вывод о возможностях использования такой формы общения и с другими категориями психически пострадавших людей, особенно во время чрезвычайных ситуаций.
Не случайно О.Мялковская сейчас ездит по регионам РФ и читает лекции специалистам, помогает организовывать там горячие линии во время ЧС.
Этим, особенно в Москве, уже давно занимается коллектив нашего центра - ведь речь идет не только о том, кто и как должен брать трубку телефонной горячей линии, что отвечать, но и о создании целостной системы как одной из форм экстренной психиатрической помощи. Она имеет свои особенности.
За прошедшие 12 лет постепенно были выработаны рекомендации для сотрудников, обслуживающих горячую линию. Например, нельзя приходить на суточное дежурство, приступать к ответам на звонки, если врач не в настроении, голоден, не выспался, раздражен и т.д. Ведь он целые сутки, отвечая на звонки, находится практически один в кабинете.
В случаях тяжелых чрезвычайных ситуаций помимо дежурного к обслуживанию горячей линии привлекаются еще 3-4 врача. Тогда приходится отвечать на 200-300 звонков в сутки.
- Как оценивает работу сотрудников горячей линии руководство?
- Положительно. Мы считаем, что эту службу нужно развивать. Это будет, возможно, в ближайшие годы. А сегодня ясно, что горячая линия нашего центра в Москве не может обслужить всю страну. Такие же службы должны быть и в регионах, причем централизовывать их нет смысла - на местах лучше знают, куда следует переадресовать звонящего.
Необходимо реализовать и положения президентской программы по созданию русскоязычной интернет-психологической службы. Сделать так, чтобы каждый человек мог обратиться за психологической помощью через Интернет. Пока идет объемная и тяжелая подготовительная работа, в которой участвуют подразделения и Минздравсоцразвития России, и МЧС, и Минобразования РФ. Проводились совместные совещания, обсуждались сложные проблемы - ведь подобного опыта еще нет.
Думаю, что интернет-психологическая служба тоже станет составной частью системы оказания психолого-психиатрической помощи населению. Наряду с психиатрическими больницами, диспансерами, психотерапевтическими кабинетами и горячими линиями. И любой гражданин сможет выбрать наиболее подходящий ему адрес.
* * *
После беседы с З.Кекелидзе мы побывали в ординаторской, где находится рабочее место дежурного врача, отвечающего на звонки по горячей линии. Пока вызовов нет, просим его представиться.
- Михаил Воронин, психиатр. Окончил ординатуру в нашем центре. Дежурным на горячей линии работаю уже около двух лет.
- Конечно, к вам обращаются с разными проблемами. А какая ситуация особенно запомнилась?
- За сутки звонят обычно от 15 до 25 человек, и, естественно, каждого что-то серьезно беспокоит. Помню, как несколько раз звонил мальчик лет 6-7. Он находился дома один. Когда проснулся, мамы не обнаружил. Для него ситуация оказалась стрессовой. Не знаю, как появился у него наш номер, может быть, услышал по телевидению... Сначала плакал, потом успокоился. Мы долго с ним разговаривали. Его тогдашнее психическое состояние было весьма тревожным. Наконец, мы спокойно расстались. Позвонив напоследок, мальчик сказал «спасибо» за наше общение. Это самая четкая оценка нашей работы.
- А по какому поводу обычно звонят, по вашим наблюдениям?
- Помимо основной работы с людьми, непосредственно пострадавшими при ЧС или так или иначе столкнувшимися с их последствием, мы ориентированы и на звонки пациентов с тревожно-депрессивными состояниями. Много бывает звонков по поводу схем лечения и назначения препаратов. Тут важно знать, что по телефону компетентный и профессиональный врач никогда не будет назначать лечения или комментировать назначенной другим терапии. Поэтому всё, что мы в таких случаях можем себе позволить, - разъяснить, как действует тот или иной препарат и какой оказывает эффект, какие возможны последствия его применения. Предоставляем более широкую информацию, до которой у лечащего врача очевидно не дошли руки.
- Это, наверное, касается больных с психическими расстройствами, но вы ведь не будете «просвещать» онкологических больных?
- Естественно. У каждого врача узкая специализация, но при этом есть у нас и общетерапевтические познания, и сведения в областях фармакологии и фармакотерапии. Мы, конечно, ими не злоупотребляем.
- Каким вы видите свое будущее?
- В моих личных планах, безусловно, есть место для научной работы как в рамках горячей линии нашего отделения чрезвычайных ситуаций, так и в области психиатрии. Мне интересна тема игровой зависимости.
- Это действительно страшное явление... А часто звонят игроманы?
- Реже, чем действительно нуждающиеся в помощи. Сказывается, очевидно, историческое недоверие россиян к психиатрам. Молодое поколение более открыто, но звонков все-таки мало. А ведь если бы обращались почаще, то проблема бы решалась более качественно.
* * *
Раздался очередной звонок, и интервью пришлось прервать.
Беседу вел
Леонид ПЕРЕПЛЁТЧИКОВ,
обозреватель «МГ»
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru