23 декабря 2024
Ничего не поделаешь – «наука требует жертв». И хотя эта сентенция давно уже приелась и, вероятно, поэтому звучит даже с немалой долей иронии, науке действительно нужны жертвы. Фактически, в прямом смысле.
Студентам-медикам необходимы трупы
Особенно это относится к естественным наукам, и прежде всего к медицине. Но, в конце концов, о каких конкретно жертвах идет речь? Ведь наука всё же не минотавр, чудовище человеко-бык, которое, согласно древнегреческой легенде, жило в лабиринте на острове Крит и питалось юношами и девушками, приносимыми ему в жертву афинянами.
Конечно, медицине и естествознанию в целом в качестве подопытных объектов неплохо послужили и продолжают служить всякие зверушки – кролики, собаки, мыши, крысы и даже мухи-дрозофилы. Но даже в начале XXI века студентам медицинских вузов для изучения человека необходимы трупы. А как их заполучить, если, согласно библейским канонам, любая человеческая плоть должна найти упокоение только в земле.
В Израиле четырем медицинским факультетам университетов – в Иерусалиме, Тель-Авиве, Беэр-Шеве и Хайфе ежегодно требуются десятки трупов. Именно на них практикуются студенты-медики 1-го курса. Однако принятый еще в 1965 г. Закон об анатомии и патологии ограничивает использование тел умерших людей.
Йоэль Рак, заведующий кафедрой патологической анатомии медицинского факультета Тель-Авивского университета, отмечает, что «в медицинские учебные заведения развитых западных стран трупы умерших доставляют из стран третьего мира, где они нередко просто остаются на улицах». В Израиле же законодательство запрещает доставку в страну и проведение опытов на телах людей при отсутствии составленного при жизни распоряжения о праве использовать органы в научных и учебных целях.
Они завещали свои тела науке
Однако в еврейском государстве разрешено жертвовать свое тело для научных исследований. Совсем недавно свое тело завещал науке почти 100-летний Ицхак Бен-Аарон, депутат кнессета, старейший активист партии «Авода» («Труд»), многие годы возглавлявший «Гистадрут» – (Конфедерация израильских профсоюзов). Он позвонил Рахель Оз, многолетней секретарше профессора Рака, и спросил: «Я всё еще остаюсь для вас актуальным в качестве учебного пособия? Мне кажется, что я слишком стар и вам не нужен». Но Бен-Аарон зря волновался. Как сказал корреспондентам профессор Йоэль Рак, «для практических занятий возраст «пособия» значения не имеет». Молодые, к счастью, в качестве объектов изучения на кафедры анатомии не попадают. Рахель Оз вспомнила только единственный случай, когда ей позвонили из администрации одной из больниц с просьбой принять тело недоношенного ребенка.
По словам Оз, она ежегодно регистрирует более 400 обращений пожилых израильтян, выражающих сокровенное желание стать «учебным пособием» и принести пользу науке. Однако когда речь заходит о процедурных требованиях, то есть о подписании договора, многие «регистранты» дают задний ход. И такое поведение совершенно понятно. Ведь обычно звонят Оз с просьбой вписать их имя, по сути, в очередь «смертников», не в самую счастливую минуту жизни. Кто-то почувствовал горькое одиночество, кто-то поссорился с детьми или внуками и решил сделать им «назло». И только немногие действительно решили послужить науке после смерти, а точнее «после жизни». В итоге из 400 первоначально записавшихся «на учебные пособия» остаются не более 100 мужчин и женщин.
Рахель Оз вспоминает известного многим поколениям израильтян Дана Бена-Амоца, сатирика-юмориста с весьма скандальной репутацией. Умиравший от рака Дан объявил на всю страну, что «готов пожертвовать свое тело науке». Однако он выдвинул одно условие. «Я хочу, чтобы мое тело, – писал в предсмертном письме Бен-Амоц, – резали и кромсали только самые красивые и молодые девушки-студентки». Разумеется, серьезным такое «завещание» назвать нельзя. Тем не менее университет не успел даже отреагировать на условие Дана Бен-Амоца, как тот изменил решение. В итоге этот известный юморист и сатирик был похоронен на одном из тель-авивских кладбищ.
Средство для долголетия
Интересно, что многие из «завещателей тел», подписавших договор с университетом, доживают до глубокой старости. «Они верят, – утверждает Рахель Оз, – что подобные договора – отличное средство для долголетия. Средний возраст наших «будущих пациентов» приближается к 90 годам». К Оз обращается и немало онкологических больных, решивших в последние дни своей жизни помочь науке в борьбе с раковыми заболеваниями.
Поразительно, но в сравнительно недавнем прошлом далеко не все желающие могли пожертвовать после смерти свое тело науке. Еще лет 10 назад существовала своего рода «приемная комиссия», утверждавшая на «будущие пособия» только кандидатуры людей с определенным общественным статусом.
Тогда большинство «жертвователей» составляли высшие армейские офицеры, политические деятели, интеллектуальная элита преподавательского состава университетов. «В принципе, – вспоминает Рахель Оз, – 10 лет назад к нам обращались те, кого до сих пор именуют «пролетарской интеллигенцией». В то время среди «жертвователей» значительное большинство составляли «йеким», иначе говоря, выходцы из Германии, бежавшие оттуда в 30-е годы прошлого века от нацистов. Эти люди никогда не были ни религиозными, ни суеверными. Ицхак Бен-Аарон из их числа». Рахель Оз выразила сожаление, что «жертвователи» на 100% представлены ашкеназами, то есть европейскими евреями. «Выходцы из восточных стран, – поясняет Оз, – в большинстве своем религиозны, и поэтому перед ними даже не возникает вопроса завещания своего тела науке».
Недавно с просьбой зарегистрировать ее имя в качестве «жертвовательницы своего тела» к Оз обратилась профессор Циона Тимти, искусствовед, скульптор и художница. Она подписала юридически подтвержденное университетом соглашение, и, таким образом, ее тело после смерти станет объектом для научных исследований. Циона Тимти прямо заявила, что отказывается от погребения своего трупа и не желает никакой мемориальной памяти. «Тело – практичный сосуд при жизни, – утверждает Тимти, – теряющий всякую ценность после смерти. Не хочу, чтобы черви изъели мою пусть даже мертвую плоть. Не хочу, чтобы она превратилась в гниющую массу».
Профессор Тимти верит, что ее решение послужит дальнейшему прогрессу и достижениям во всех областях естественных наук, и особенно в медицине. Ей не нужен памятник из мрамора или гранита. Она верит, что будущие поколения будут вспоминать о ней и ее творчестве, глядя на ее скульптуры и картины, украшающие многочисленные галереи и парки Израиля. «Мои книги, 32 художественные экспозиции, 45 лет педагогической работы в художественных школах и институтах будут напоминать обо мне тысячам студентов, которых мне выпало счастье учить, – говорит профессор Тимти. – Всё превращается в прах, и я предпочитаю, чтобы мои глаза хранились в банке с формалином, а на останках других органов учились достойные люди, которым удастся в будущем сделать новые научные открытия».
Для спасения живых
И все-таки, несмотря на определенную нехватку «учебных пособий» для обучения будущих врачей, еще более остро стоит проблема жертвования органов погибших и умерших для спасения живых. По данным профессора Габриэля Гурмана, председателя Национальной комиссии по трансплантации, в Израиле только 10% семей, потерявших своих близких, готовы пожертвовать их органы больным, нуждающимся в трансплантации. Если учесть, что в Чехии и Испании этот процент равен соответственно 20 и 30, то понятно, почему на Святой Земле многие больные умирают, так и не дождавшись необходимого для трансплантации органа.
По данным Израильского общества трансплантации, около 200 израильтян каждый год уезжают за границу, чтобы получить донорский орган. В большинстве случаев это операции по пересадке почки. В Китае органы для трансплантации изымают из трупов казненных преступников. В еврейском государстве до недавнего времени была разрешена трансплантация органов, взятых только у родственников или анонимных доноров.
Сегодня донор может и не быть анонимным. Когда в феврале 2002 г. палестинские террористы убили 16-летнюю Рахель Теллер, ее родители пожертвовали органы своей погибшей дочери четырем израильтянам. Жанет Теллер, мать убитой, сказала: «Наша дочь погибла, но спасла жизнь другим людям». Захава Видер пожертвовала почку своего мужа Зеэва Видера, погибшего во время теракта в нетанийской гостинице «Парк», незнакомой ей крестьянке из арабской деревни недалеко от Иерусалима. Сын спасенный таким образом женщины, растроганный этим поступком, сказал корреспонденту «МГ»: «Мне трудно говорить на иврите, но могу уверить Захаву, что ее благородный поступок наша семья никогда не забудет». Если учесть, что во время того теракта погиб не только муж Захавы, но и ее дочь и жених Гили, другой дочери, то вполне можно утверждать, что благородство этой женщины не имеет границ. «Я уверена, что поступила правильно, – сказала Захава Видер корреспонденту «МГ».
Самый поразительный случай пересадки органов произошел в мае 2006 г., когда 13-месячной израильтянке Агам Бен-Олд, традающей редкой формой болезни Гиршспрунга были трансплантированы сразу 6 органов – желудок, печень, толстая и тонкая кишки, поджелудочная железа и селезенка. Девочка страдала редкой формой этого заболевания, при котором затронуты были толстая и тонкая кишки. Ее кормили только с помощью инъекций, последствием которых и стали поражения печени, селезенки и поджелудочной железы. Без пересадки органов жизнь Агам продлилась бы совсем недолго. Донором органов для трансплантации стал младенец, скончавшийся в 6-месячном возрасте. Через 2 недели Агам впервые смогла принять пищу через рот.
За душу можно не беспокоиться
Доктор Даниэль Шперлинг из Юридического колледжа в Нетании провел исследование причин отказа семей пожертвовать органы усопшего близкого родственника. По мнению Шпер-линга, члены семьи опасаются, что, лишившись органа, душа умершего не упокоится на том свете. И это еще не всё. Многие семьи, категорически возразившие против изымания органов из тел умерших родственников и трансплантации этих органов в тела живых людей, пугают себя фантастическими картинами «греховного взаимодействия изъятого органа с душой принявшего их человека».
Однако важно заметить, что ни христианство, ни ислам, ни иудаизм не осуждают трансплантацию. Более того, в «Основах социальной концепции Русской православной церкви» утверждается, что «согласие на изъятие органа из тела умершего для спасения человеческой жизни следует рассматривать как проявление любви и сострадания». Мусульманские ученые впервые заявили о поддержке трансплантации еще в апреле 1969 г. на Международном исламском конгрессе в Малайзии. В Коране спасение жизни одного человека приравнено к спасению всего человечества. Хотя иудаизм в принципе против каких-либо операций на мертвом теле, из этого правила есть исключение: если те или иные органы умершего могут спасти жизнь больного человека, трансплантация допустима. Вместе с тем профессор Амос Шапиро, заведующий кафедрой «Законодательство и этика в биомедицине» Тель-Авивского университета, считает совершенно неприемлемым торговлю органами. Так же неприемлемо искусственное продление жизни агонизирующего человека только для того, чтобы иметь возможность воспользоваться его органами. Нельзя брать органы у живого человека, даже если он находится в коме или агонии. Доктор Йонатан Коэн, координатор программы по поощрению пожертвований органов, одновременно занимающий и пост заместителя главного врача отделения интенсивной терапии больницы «Бейлинсон», призвал иудейских, христианских и мусульманских религиозных авторитетов однозначно выступить в поддержку донорства органов.
По всей видимости, в ближайшее десятилетие без донорских органов медицине обойтись будет трудно. Однако в дальнейшем замена дефектных органов будет производиться трансплантатами, не взятыми из трупов, а произведенными из искусственных материалов.
Захар ГЕЛЬМАН, соб. корр. «МГ».
Иерусалим.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru