Вы здесь

Госпитали в море

Санитарные суда на морях известны с Крымской кампании, а в Первую мировую, Вторую мировую, Корейскую войну они составляли чуть ли не целые флотилии. Казалось, сегодня время их почти ушло. Но это не совсем так: просто коренным образом изменилось содержание понятия «плавучий госпиталь». Стоит вспомнить круизный теплоход, который академик Святослав Фёдоров превратил на длительный срок в филиал МНТК «Микрохирургия глаз», ныне носящий его имя. Но наши истории совсем не из коммерческой области...

«Comfort»: лечение с комфортом

Для медицинской помощи пострадавшим от недавнего страшного землетрясения на Гаити прибыл плавучий госпиталь американского флота, имеющий на борту всё, что приличествует самой современной клинике.

- Госпиталь, оснащенный самым современным больничным оборудованием, помещен в корпусе супертанкера, - говорит капитан-лейтенант Дэн Д’Орора. - У нас 12 операционных, 80 коек в палатах интенсивной терапии, 400 коек для больных средней тяжести и 500 для пациентов с легкими травмами.

Медицинский персонал состоит из 550 человек, в их числе врачи всех специальностей, медсестры и санитары со всех концов США. Все они были срочно вызваны в Балтимор, откуда «Comfort» взял курс, как только было принято решение направить плавучий госпиталь на Гаити.

Главный хирург ВМС США вице-адмирал Адам Робинсон, обращаясь к личному составу «Comfort», охарактеризовал положение на Гаити как «опасное и критическое» и назвал плавучий госпиталь «лучшим медицинским учреждением» в Карибском бассейне. Адмирал подчеркнул, что на экипаж и сотрудников госпиталя ложится особая ответственность. Адмирал Робинсон выразил мнение, что «Comfort» придется простоять на якоре у Гаити по крайней мере полгода, а скорее всего, и более долгий срок.

Это сообщение невольно, понимаю, не вполне обоснованно, но зримо напомнило мне судьбу другого плавучего госпиталя. И еще, подумалось, когда представится иной информационный повод помянуть сотни медиков и тысячи раненых, погребенных в морской пучине вместе с судном с красным крестом...
 
«Армения»: расстрел с воздуха

Катастрофа санитарного судна «Армения» унесла в несколько раз больше людских жизней, чем трагическая гибель «Титаника».

Этот теплоход курсировал по линии Одесса - Батуми - Одесса вплоть до 1941 г. С началом Великой Отечественной войны «Армению» срочно переоборудовали. Салоны и рестораны были превращены в операционные и перевязочные, в каютах установили дополнительные койки. На бортах и палубе ярко-красной краской были нанесены огромные кресты, а на мачте поднят флаг Международного Красного Креста. Правда, с первых дней войны госпитальные суда подвергались атакам немецкой авиации. Были повреждены санитарные транспорты «Котовский» и «Антон Чехов», а объятая пламенем «Аджария» выбросилась на мель близ Одессы. В августе 1941 г. погиб пароход «Кубань». Все они ходили под красным крестом.

Между тем капитану Плаушевскому удалось совершить 15 невероятно тяжелых и опасных рейсов из Одессы в порты кавказского побережья, эвакуировав около 16 тыс. раненых и мирных жителей.

Наступление 2-й армии Манштейна на Крым было стремительным. Под мощными ударами превосходящих сил противника 26-27 октября 1941 г. наши войска начали беспорядочный отход от Перекопа.

Еще 5 ноября всем флотским медицинским организациям было приказано эвакуироваться из Севастополя, хотя впереди предстояла еще тяжелая и кровопролитная оборона города. На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и гражданских лиц. На судно был погружен также персонал главного госпиталя Черноморского флота и ряда других военных и гражданских госпиталей (всего 23), руководство пионерлагеря «Артек» и часть партийного руководства Крыма. Погрузка шла в полном беспорядке, садившихся на теплоход не переписывали по фамилиям.

Неожиданно в штаб флота пришло сообщение, что из Ялты необходимо эвакуировать большую группу руководящих работников и партактива. В Севастополе было достаточно небольших судов, которые вполне могли бы выполнить эту задачу, но решили послать «Армению», хотя рисковать таким ценным теплоходом не было никакой необходимости. Для выполнения этой задачи судну было приказано выйти в море в 17 часов, то есть за два часа до наступления темноты.

Выход из Севастополя в светлое время уже в то время был связан с большим риском, поскольку теплоход вполне могли потопить еще на переходе к Ялте, однако в этот раз ему повезло. Сразу после выхода из Севастополя последовал новый приказ - зайти в Балаклаву. Там к «Армении» подошли несколько катеров, и сотрудники НКВД погрузили на судно деревянные ящики. Существует предположение, что в ящиках было золото и ценности из крымских музеев. После этого теплоход опять взял курс на Ялту и пришел туда только около 2 часов ночи. Вновь началась погрузка эвакуируемых, раненых и персонала госпиталей. В Ялте был получен приказ командующего флотом, что выход «Армении» запрещается до 19 часов, то есть до наступления темноты.

Капитан теплохода Плаушевс-кий нарушил этот приказ и вышел в море 7 ноября в 8.00. Дело в том, что в Ялте совершенно отсутствовали какие-либо средства ПВО и маскировки. Большое судно у причала было видно как на ладони и представляло идеальную цель.

В 11.25 судно было атаковано одиночным немецким торпедоносцем «Хейнкель He-111», несмотря на то, что транспорт имел отличительные знаки санитарного судна. Справедливости ради надо заметить, что в нарушение статуса санитарного судна «Армения» была вооружена четырьмя 45-миллиметровыми пушками. Кроме раненых и беженцев, на ее борту находились военнослужащие и сотрудники НКВД, и вдобавок корабль шел в эскорте двух вооруженных катеров и двух истребителей И-153. Таким образом, «Армения» в соответствии с международным правом являлась законной военной целью.

Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна из них попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты «Армения» затонула. При этом наш морской охотник из-за сильной качки не смог занять нужную позицию и открыть огонь. Согласно «Справочнику потерь», вместе с судном погибло около 5 тыс. человек. Очевидцы же утверждают, что пассажиров на судне было не менее 7 тыс., поскольку от нижних помещений до капитанского мостика люди стояли сплошной массой. Катер спас только 8 человек.

Существует версия, что причиной катастрофы стали преступные ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход вместо того, чтобы совершить переход к кавказскому побережью в темное время суток в относительной безопасности, был отправлен командованием в Ялту.

Разброс данных по числу погибших на «Армении» от 5 до 7 тыс. связан с тем, что 5 тыс. было только военных, главным образом медиков, а мирных жителей никто не учитывал. Проверить эту цифру невозможно, сам факт этой глобальной морской катастрофы рассекретили только в самом начале XXI века. Свыше полувека документы, касающиеся гибели «Армении», хранились под грифом «Совершенно секретно». Попыток поднять судно или его груз в советское время не предпринималось. Видимо, власти считали, что моральные издержки от разглашения тайны гибели тысяч людей обойдутся куда дороже, чем стоимость ценностей.

После распада Советского Союза, получив доступ в российский архив ФСБ, ученые узнали, что списки пассажиров находились в каюте главного врача, в шкафу № 5. Там же хранилась большая часть документов, которые находились на борту «Армении». Именно этот шкаф и собирались поднять члены экспедиции Департамента морского наследия Украины, которые проводили поисковые работы в районе гибели «Армении». Департамент планировал также превратить погибший теплоход в «Международный морской мемориал». Однако найти теплоход так и не удалось.

Относительно недавно к поиску «Армении» приступил американский исследователь Роберт Баллард - руководитель Института океанографии и океанологии, тесно связанного с ВМС США. Именно Балларду 20 лет назад удалось обнаружить «Титаник». Все обстоятельства этого дела окружены плотной завесой секретности. Никому неизвестно, что там ищут американцы и на что потрачены огромные суммы.

Юрий БЛИЕВ, обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru