08 ноября 2024
Еще в сократовские времена старшее поколение сетовало на неуважение со стороны молодежи, тогда как сама молодежь страдала от непонимания своих интересов и ценностей родителями. Противостояние сохраняется по сей день, с той лишь разницей, что сегодня основным фигурантом со стороны «детей» выступает более молодое поколение – подростки, которые порой решают свои проблемы сами, а заканчивается это трагически.
Трудный возраст
Для психологии роль подросткового возраста двойственна. С одной стороны, это возраст окончания детского онтогенеза с присущим ему прогрессом структуры и функций. С другой – это возраст становления самосознания, а значит, начала развития зрелой личности.
Подростковый возраст помещают в границах 13-17 лет. Возрастные рамки, однако, достаточно условны: есть мнение, что психологически человек остается подростком вплоть до 19-20. Эта идея не является общепринятой в психологии, но повсеместная современная инфантилизация молодежи заставляет задуматься об изменении представлений о продолжительности возраста.
Нижнюю границу подросткового возраста принято связывать с началом полового созревания. Медики прекрасно знают, сколь бурно протекает физиологическое развитие во время пубертата. Психологические изменения в этот период не менее интенсивны. Не случайно кризис подросткового возраста считается одним из самых важных и сложных на жизненном пути личности.
На этом этапе появляется сознательная личность с собственными ценностями. Но предварительно подросток подвергает сомнению те ценности, которые были заложены родителями. Часто это выражается в весьма разрушительном поведении, в связи с чем подростковый кризис приобрел славу трудного возраста.
Пожалуй, наиболее важное психологическое приобретение подросткового возраста – внутренний мир. У подростка появляется инструмент для самоосознавания – личностная рефлексия, то есть способность обращать мысли на самого себя. Можно сказать, что до подросткового возраста наше зрение работает в одностороннем режиме – только вовне, но с началом пубертата мы приобретаем способность посмотреть внутрь себя. Однако сама эта способность смотреть еще не гарантирует, что внутренне будет увидено и понято. Как ребенок учится читать сначала по буквам, потом по слогам, так и подросток познает себя небольшими шажками. Сперва он может осознавать только внешние изменения, которые происходят с ним, с его телом. Далее он может замечать противоречивые эмоции, которые захлестывают его, но еще не может определить, с чем именно эти противоречия связаны. И лишь к концу подросткового возраста самонаблюдение и самоанализ станут неотъемлемыми атрибутами психической жизни и приведут к достаточно полному представлению о себе. Подросток будет изучать себя, свои мотивы, склонности, интересы, увлечения, эмоции на протяжении всего подросткового периода, пока наконец сможет с достаточной уверенностью ответить себе на вопрос «кто я?». Этот непростой процесс познания себя необходим для того, чтобы сформировалось главное новообразование возраста – самосознание.
Маленький ребенок знает о себе ровно то, что он знает от окружающих, главным образом взрослых, прежде всего родителей. Это знание в норме непротиворечиво и положительно – не случайно у ребенка до 10-11 лет самооценка стабильно высока. Но с 11-12 лет самооценка детей стремительно снижается и достигает минимума как раз к началу подросткового кризиса (12-13 лет). Связано это именно с тем, что привычное знание ребенка о себе перестает казаться ему незыблемым, единственно верным. Он сталкивается со своими желаниями, которых заведомо не одобрят родители, с противоречивыми эмоциями в ситуациях, которые ранее казались простыми, с собственным изменяющимся физическим обликом, наконец. «Я» рассыпается на пестрые кусочки – так кто же теперь я? Чего я хочу? Что могу? Какой я? Понятно, что самые простые ответы на эти совсем не простые вопросы касаются наиболее ощутимых, внешних атрибутов. Например, одежды. Отсюда яростная борьба подростка за свой внешний облик, за самостоятельное определение стиля одежды, который, казалось бы, еще недавно его абсолютно не беспокоил. Мало кто в этом возрасте не вступал в спор с мамой по поводу того, что на улице на самом деле «и без шапки тепло». И вряд ли кто-то отдавал себе отчет, что дело не в погоде и не в шапке, а в том только, чтобы самому решить, как выглядеть, то есть каким быть в глазах окружающих. По словам одного 10-классника, «быть подростком очень тяжело: никогда не хочется ни с чем соглашаться».
Чувство взрослости
Другое интересное явление подросткового развития – это так называемое чувство взрослости. Корни этого феномена лежат в интенсивных физических и психических изменениях, происходящих с подростком. Так, например, в подростковом возрасте появляется абстрактное мышление, что дает подростку возможность фантазировать без привязки к конкретным наблюдаемым объектам, то есть мышление фактически избавляется от существовавших до этого ограничений и выходит на уровень развития взрослого человека. Для чрезмерно замкнутых, стеснительных подростков воображаемый мир нередко становится заменителем реального как более безопасный и понятный. Для независимых и самоуверенных фантазирование может вылиться в построение самых парадоксальных суждений о мире, часто не имеющих ничего общего с принятыми нормами морали и нравственности. Как выразился один психотерапевт, в подростковом возрасте мы ошалеваем от возможностей мира, в середине жизни – от его ограничений. Но помимо разнообразия жизни подросток открывает и тот факт, что каждую возможность можно оценить с разных точек зрения. При этом точка зрения родителей становится одной из множества, их мнение больше не является единственным ориентиром. Подросток чувствует себя достаточно взрослым, чтобы самостоятельно строить суждения и планы, пусть претворять их он пока умеет плохо. Чувство взрослости мало имеет общего со зрелостью как таковой. Чтобы чувствовать себя взрослым, подростку необязательно утверждать свой новый статус конкретными поступками, приличествующими взрослому человеку. Но что ему по-настоящему нужно, так это уважение его нового самоощущения.
Но найти у родителей признание нового статуса подростку удается крайне редко. Родители обычно закономерно связывают зрелость с самостоятельностью: раз ты взрослый, должен понимать, что надо хорошо учиться, потому что от этого зависит твое будущее. В реальности такая дальновидность подросткам не свойственна (да и всегда ли она свойственна взрослым?). В итоге даже если им удается получить кредит доверия, они обычно не оправдывают его и встречаются с уничтожающей критикой и запретом на дальнейшую «взрослость». В большинстве же случаев подросток не получает подобного аванса, а лишь слышит, что он «маленький еще», чтобы решать что-то самостоятельно.
К счастью для подростков, помимо родителей важным окружением является для них среда сверстников.
Группы и субкультуры
Объединение в группы сверстников – само по себе важная потребность подросткового возраста. Такие группы существовали во все времена во всех культурах. В одних обществах подрастающих детей специально соединяли в однородные коллективы для обучения и воспитания, в других подростковые объединения возникали совершенно спонтанно. В масштабах нашего общества есть и тот и другой вариант: достаточно вспомнить пионерию как принудительное объединение, с одной стороны, и неформальные (нонконформистские) молодежные объединения, или субкультуры – с другой.
Внутренний и ключевой принцип существования подростковой группы – наличие некой структуры, в которой каждый подросток занимает собственное место в соответствии со своими достижениями в данной организации. Эти достижения могут абсолютно ничего общего не иметь со школьной успеваемостью или семейной ситуацией. Группа сверстников – иное измерение жизни, где важны лидерские качества, умение постоять за себя и единомышленников, другие личностные особенности. Среди сверстников подросток получает пространство для самопознания через конкретные дела, действия, ценные в масштабах сообщества, но теряющие свое значение за его пределами. Отсюда доходящая порой до фанатизма приверженность подростков своим объединениям или просто компаниям: внутри нее он обладатель статуса, вне – обычный ребенок.
Сегодня роль такого важного для подростка сообщества сверстников, так называемой референтной группы, зачастую играет какая-либо субкультура. Феномен популярности субкультур среди подростков объясняется довольно просто. Сущность этого возраста такова, что общение со сверстниками играет в нем гораздо большую роль, нежели просто времяпрепровождение. Подросток должен идентифицировать себя с референтной группой, с теми, кто составляет близкий круг его общения, чтобы самоопределиться. Звучит парадоксально, но это так: путь к пониманию себя самого, к индивидуальности, лежит через доходящий до крайности конформизм, предельное отождествление себя с группой. И в этом плане субкультуры предлагают подростку очень удобное пространство для решения его возрастных задач.
Усвоить готовые ценности, конечно, проще, чем самостоятельно их конструировать. Субкультура в этом смысле – готовый рецепт, по которому подросток «приготовляет» свою личность. И нетрудно заметить, что таких «рецептов» социум сегодня предоставляет множество, однако каждый подросток каким-то образом выбирает свое сообщество. Кто-то примыкает к сильной, сплоченной субкультуре с четко обозначенными ценностями, нормами и санкциями за нарушение этих норм. Примеры таких субкультур – скинхеды, футбольные фанаты. В этих сообществах имеется жесткая регламентация всех областей жизни участников. Подросток, пришедший в такое сообщество, обычно нуждается во внутреннем стержне, в понятной структуре социума. Такие субкультуры живут в противостоянии с кем-либо, в борьбе (с фанатами команды-противника, с людьми иных национальностей, с представителями других субкультур – неважно). Здесь подросток находит себя через идентификацию со своими и через противопоставление чужим, врагам. Это очень примитивная, но распространенная форма идентификации: кто не с нами, тот против нас…
Установить границы
И все-таки, как вести себя с подростком? Сочувствовать его внутреннему неблагополучию и быть благосклонным или предъявлять серьезные требования? Разрешать многое или запрещать?
Родитель должен оставаться оплотом, надежным берегом, около которого ребенку безопасно находиться, несмотря на захлестывающие его бури. Значит, ребенок может устраивать истерики, требовать от родителей финансовых трат или большей свободы времяпрепровождения – и всё это с целью прощупывания границ допустимого. Роль родителей во многом – обеспечить эти границы, которые рано или поздно стабилизируют внутренний хаос ребенка. Родитель – не машина, а живой человек, и очень хорошо, если он может откровенно говорить ребенку о чувствах, которые испытывает в связи с его поведением. Однако пытаться погасить бурю ребенка собственной эмоциональной бурей – путь тупиковый. На стороне родителя знание, жизненный опыт и мудрость поколений, а значит, совладать со своими эмоциями и остаться стабильным в критической ситуации он способен гораздо лучше, чем ребенок. Твердость, а главное, последовательность, родительской позиции – те самые границы, которые необходимы подростку, чтобы самоопределиться.
Елена ОРЕСТОВА,
заведующая кафедрой
общей психологии,
кандидат психологических наук.
Наталья ВОРОТЫЛО,
старший преподаватель кафедры,
кандидат психологических наук.
Московский государственный
медико-стоматологический
университет.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru