Когда народного артиста РФ Николая Бурляева спрашивают о том, как стать актёром, он обычно отвечает: «Во-первых, надо очень хотеть этого, во-вторых, иметь, конечно, соответствующие способности, ну а в-третьих, порой приходит на помощь случай». Случай сыграл немаловажную роль в судьбе самого Николая Бурляева. Как-то много лет назад режиссёр Андрей Кончаловский искал подростка для фильма «Мальчик и голубь». Долгое время подходящего кандидата не удавалось найти, пока однажды на улице Горького Кончаловский не увидел вдруг того, кого искал. Увидел и сразу же пригласил сняться в своём фильме. Звали паренька Коля Бурляев.
– Николай Петрович! Выходит, в кино вы попали случайно, ведь той памятной встречи с Андреем Кончаловским на улице Горького могло и не быть?
– Да, встреча была случайной, но уверен, не будь её, я всё равно рано или поздно оказался бы в кино. Думаю, актёрство заложено в моих генах. Ведь мои бабушка и дедушка тоже были актёрами. Актёром стал и мой брат Борис. Он – чтец, один из лучших в России, единственный, кто окончил Щукинское училище как мастер художественного слова. Кстати, и моя супруга Инга Шатова – актриса театра и кино.
– А как обстоит дело с новым поколением Бурляевых? Есть ли продолжатели семейной традиции?
– У меня пятеро детей, но только дочка Маша пошла по стопам родителей. Она – актриса Театра имени Маяковского. С искусством, правда, не актёрским, а музыкальным, связан мой старший сын – Иван. Он – композитор.
– Российские любители кино хорошо знают фильмы с вашим участием – «Иваново детство», «Андрей Рублёв», «Проверка на дорогах», «Военно-полевой роман» и многие другие. Хорошо известны ваши режиссёрские работы – «Пошехонская сторона», «Лермонтов», «Всё впереди». Но в последние годы вы почти не снимаетесь. Роль императора Николая II в снятом 3 года назад режиссёром Андреем Кравчуком фильме «Адмирал Колчак» – последняя ваша работа. А режиссёрская деятельность и вовсе приостановилась. Почему?
– Начнём с последнего. Очень большой тяги к режиссёрской работе у меня никогда не было, хотя я и окончил режиссёрский факультет ВГИКа наряду со Щукинским училищем, которое дало мне актёрское образование. По призванию я – актёр, но мне хотелось попробовать себя и в качестве режиссёра. Я отснял 6 фильмов и решил, что этого достаточно. Что касается первой части вашего вопроса – почему я в последнее время перестал сниматься в кино – то, честно говоря, просто нет особого желания играть. Кинематограф стал рыночным, а мне это не по душе. Я привык работать в других условиях, когда государство понимало значение экранного искусства и полностью финансировало его, помня о том, что нельзя экономить на культуре. Сейчас же государство даёт лишь одну треть денег, необходимых для съёмок нового фильма, а остальные две трети должны дать спонсоры. А они дают деньги только на то, что им нужно и нравится. Если у нас строится новый кинотеатр, то наверняка на американские деньги, и показывать он будет американские фильмы или подражающие им российские ленты. Если в нашем кино и появляются порой хорошие фильмы, то только благодаря таланту и энтузиазму ведущих режиссёров.
– Кого и какие работы вы могли бы отметить?
– Ну, конечно, прежде всего, Никиту Михалкова и его «Сибирский цирюльник», «Утомлённые солнцем», «Двенадцать», Александра Сокурова – «Русский ковчег», Алексея Попогребского – «Простые вещи», Андрея Малюкова – «Мы из будущего», Владимира Хотиненко – «Поп» и «Достоевский». Несколько хороших документальных лент были показаны на телевидении.
– Вы назвали имена некоторых наших ведущих режиссёров. А кого из актёров можно выделить?
– Очень немногих. Евгений Миронов, Олег Меньшиков, Виктор Сухоруков, Сергей Безруков – затрудняюсь даже продолжить перечень. Беда в том, что по-настоящему ярких личностей сегодня, по существу, нет в нашем кинематографе. Плоти много на экране, а главного – духа – нет. В советское время талантов в кино было много. В замечательных актёрах той поры жила душа. Они думали, страдали, любили, несли высокие нравственные идеалы. Сейчас этого не требуется. Вот и оскудел талантами наш кинематограф.
– Николай Петрович, вы – президент славянского творческого союза «Золотой витязь», деятельность которого, судя по всему, сейчас для вас – главное дело жизни. Расскажите, пожалуйста, о работе этого союза.
– Вначале несколько слов о том, как появился «Золотой витязь». В начале 1992 г. , когда страна переживала страшное время, связанное с распадом СССР, всеобщей неразберихой, и снимать фильмы не было никакой возможности, я решил организовать кинофестиваль, чтобы объединить кинематографистов-единомышленников. Тех, кому были близки и дороги нравственные принципы будущего фестиваля. Так родился МКФ – Международный кинофестиваль славянских и православных народов, который мы решили назвать «Золотой витязь». Критерием фестиваля стали идеи, унаследованные от традиций великой русской культуры, великого русского кинематографа, моих замечательных учителей – Тарковского, Бондарчука, Мордвинова, Завадского, Кулиджанова, всю свою жизнь боровшихся в искусстве за высокие нравственные идеалы, возвышение человеческой души. «Золотой витязь» – это попытка собрать то позитивное в области киноискусства, что было создано во всём мире. Сегодня это один из крупнейших кинофорумов Европы. В нём участвует более 60 стран и свыше 300 кинематографистов, среди которых такие выдающиеся мастера мирового экрана, как Михалков, Кончаловский, Сокуров, Вайда, Занусси, Иоселиани и многие другие. Наш «Золотой витязь» подобен странствующему рыцарю, который приходит туда, где в данный момент он более всего необходим. Вот наша география: Сербия, Приднестровье, Киев, Севастополь, Поволжье, Смоленск, Рязань, Иркутск…
– Несколько лет назад российский парламент отнёс деятельность «Золотого витязя» к разряду государственных и очень важных…
– А между тем государство оплачивает лишь пятую часть наших расходов. Так что нам приходится очень нелегко. Ведь каждый год мы показываем по 200 новых фильмов – игровых, документальных, телевизионных. Мы стараемся не забывать евангельские слова: «Невозможно не прийти в мир соблазнам, но горе тому, через кого они приходят». Наша задача – собрать воедино всё духовное, высоконравственное и очиститься наконец от той грязи, которую принесли в нашу жизнь 90-е годы. И многое нам удалось уже сделать. Судите сами. Мы специально проводим наши кинофорумы в разных городах России. И вот после того, как несколько лет назад «Золотой витязь» прошёл в Рязанской области, где мы за 10 дней показали 250 фильмов, выяснилось, что в области резко снизились преступность, наркомания, случаи самоубийств. Это данные социологов, и они о многом говорят. Я хочу подчеркнуть, что начинался «Золотой витязь» как международный кинофорум, объединение кинематографистов, а сейчас – это союз всей творческой интеллигенции, он охватывает представителей всех творческих профессий (литераторов, музыкантов, мастеров изобразительного искусства), и в нём уже насчитывается 12 тыс. человек из 15 стран.
– Режиссёров иногда называют врачевателями человеческих душ, имея, очевидно, в виду влияние кино и театра на воспитание нравственности, духовных идеалов. А как вы относитесь к врачевателям физических недугов людей, к медицинской профессии?
– Я глубоко уважаю врачей, представляющих благороднейшую, гуманную и крайне нужную людям профессию. Быть в ответе за здоровье человека – это очень важно, почётно, но в то же время и накладывает большую ответственность на медиков. К счастью, я пользуюсь их помощью нечасто, здоровье пока не подводит, но миллионам людей такая помощь необходима. Медицина в последнее время сделала, конечно, большой шаг вперёд, и всё же есть ещё очень тяжёлые болезни, перед которыми она бессильна. Но даже когда врачи уже ничем не могут помочь больному, нельзя терять надежды на исцеление, которое неожиданно приходит как чудо. Расскажу об одном удивительном случае из нашей семейной истории. Много лет назад у моей мамы случился тяжёлый, обширный инфаркт. Три дня она, по сути, находилась в коматозном состоянии, и, казалось (и врачам, и родным), ничто её уже не спасёт. Но спасение пришло.
Как она потом рассказывала, в этом состоянии ей вдруг привиделось, как её покойная мама – моя бабушка, зовёт её к себе, протягивая руку. И когда мама уже была готова взять протянутую руку, появилась богородица, отвела мамину руку со словами: «Ты будешь ещё долго жить и делать добро». И мама очнулась, пришла в себя и прожила ещё 30 лет. И самое интересное, что лечивший её известный профессор, обследовав её после того, как она встала с постели, не нашёл у неё никаких следов перенесённого инфаркта! Это действительно было чудом! Вот поэтому я и говорю, что надежды нельзя терять никогда. Вера в исцеление – это половина исцеления. Я в этом убеждён.
– Николай Петрович, вы не только актёр, режиссёр, но и поэт. У вас есть такие замечательные стихотворные строки:
Любить, растить детей
и верить в высокий смысл бытия,
И в то, что жизнь и смерть твоя –
лишь часть пути из двери в двери,
И сколько смог ты на пути
любви и доброты найти,
в единство светлое поверить,
И будет по делам дано
подняться ввысь иль пасть
на дно, и долю вечности отмерить.
– Можно с уверенностью сказать, что ваш путь в жизни – путь доброты и любви…
– Во всяком случае, я стараюсь идти именно таким путём, не сворачивая и не останавливаясь.
– Ваш творческий путь отмечен не только прекрасными работами, но и высокими наградами. В 2011 г. Владимир Путин удостоил вас ордена Почёта, а в 2012-м Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил вам ордена Святого благоверного князя Даниила Московского и «Славы и Чести». Новых успехов вам на избранном пути!
– Спасибо!
Беседу вёл Валерий АСРИЯН.