23 декабря 2024
Уильям (Василь) Курелек (1927-1977) – выдающийся канадский художник украинского происхождения. Его картины висят в лучших галереях Канады, его работы даже воспроизводились на почтовых марках этой страны.
Диагноз – шизофрения
Курелек был психически болен с 25 лет, и большая часть его произведений была написана именно в этом статусе. Болезнь и живопись художника стали той бимодальной системой, оба элемента которой взаимодействовали между собой настолько тесно, что оказались продолжением друг друга. Эволюция работ мастера ярко и показательно обнаруживает общие закономерности развития шизофренического процесса и персональные особенности его собственного заболевания (в то же время, являющиеся и подтверждением хрестоматийных алгоритмов динамики шизофрении, как таковой), позволяя приоткрыть дверь в тайну психического расстройства, сочетающегося с творчеством. Развитие творчества художника может быть драматичной иллюстрацией к соответствующей главе учебника по психиатрии, а также комментарием к концепции терапии творческим самовыражением.
Живопись Курелека отражает многие шизофренические феномены, становясь яркой феноменологической иллюстрацией симптома и фиксируя не только его внешнее проявление, заметное окружающим, но и непостижимый для них трагизм внутреннего самоощущения психически больного человека. Картины Курелека – это интроспекция шизофрении, которую мы видим всего лишь снаружи, имея возможность в любой момент отвернуться от нее или отвлечься на более позитивное времяпрепровождение, но даже при таких условиях она часто пугает нас, рождая чувство глубокого дискомфорта и вызывая труднопреодолимое желание покинуть мир больного, в котором так тяжело и неуютно находиться даже недолгое время. Каково носить этот мир внутри? Как заключить в себе ад, не имея возможности отвернуться от собственной психики? Живопись Курелека отвечает на этот вопрос.
Уильям Курелек родился в Канаде, в семье украинских иммигрантов, и тематика значительной части его работ определяется именно этим обстоятельством. Но этнический антураж картин мастера не скрывает его психических переживаний и того ужаса, который так долго жил внутри этого человека, того трагизма, который надолго стал его миром.
Курелек заболел в начале 1950-х годов. Сначала у него возникла депрессивная симптоматика, затем к ней присоединились бредовые конструкции, а также эмоциональные и коммуникативные проблемы. И всё это практически сразу же стало заметно в его работах, отразивших аутизм автора – отгороженностью его персонажей – и его депрессию, эквивалентом и синонимом которой стал темный колорит картин. Ночной пейзаж словно выплывает из мрака депрессии и ночи, напоминая безысходный морок гоголевского «Вия». Художнику был поставлен диагноз «шизофрения». Его работы этого периода времени переполнены насилием, в котором, если задержаться здесь хотя бы ненадолго, можно отчетливо увидеть тот сопровождавший жизнь больного человека кошмар. Картина «Лабиринт» (Вифлеемский Королевский госпиталь, Лондон) напоминает черепную коробку человека, заполненную ячейками психозов. Одинокий и печальный ребенок, отвернувшийся от людей, сидящий под треснувшим небосводом, словно отгородившийся им от мира – социума, маячащего вдалеке – мелкими фигурками людей и автомобилей. Этот ребенок брошен, оставлен всеми, но в этом ли трагедия героя картины Куре-лека? Едва ли: можно вспомнить другой фрагмент этой картины, в котором уже другой ребенок пронзен длинными шипами социальных отношений, ставших для него мучительным, непосильным грузом. Мир для него наполнен остриями гвоздей пыточного орудия «Железная дева» и жуткими, несмотря на их улыбки, лицами людей, любое взаимодействие с которыми смертельно ранит. В таком мире даже самые близкие оказываются садистами и мучителями (частый феномен неприязни-ненависти в отношении родственников, возникающий у больных шизофренией). Может быть, ребенок впервые сталкивается с предательством, когда родители пытаются отучать его от соски-пустышки, смазывая ее горькими составами. Мир впервые предстает перед ним как царство предательства, в котором люди носят маски, надевая их на настоящие лица. Общество, девизом которого является «Smile!», а манерой – карнавальная личина успешного человека – невзирая на реальное положение дел, в котором неудачник оказывается непременным социальным изгоем, неискренне, лживо и поэтому опасно. Скрыться негде: жала шипов, выглядывающих из-под непременных улыбок, достанут всюду. Такой мир невыносим для субтильной психики, непонимающей систему двойных стандартов, требующей и двойной бухгалтерии эмоций. Человек вынужден укрываться в скорлупу спасительного аутизма, накрываясь им, как ребенок укрывается от ночных страхов одеялом...
Этой же теме посвящена и другая работа художника, на которой стая ворон окружила ящерицу, чья судьба предопределена, а перспектива печальна. Совершенно очевидно, что сам художник видел мир таким образом, сам он воспринимал себя, как брошенного ребенка, но здесь бросается в глаза и амбивалентность образов: герой картин одинок, но он и жаждет общения-взаимодействия, и боится его, ибо оно причиняет ему тяжелейшие душевные страдания. Ему плохо и в том, и в другом случае.
Мир враждебен, жесток и безразличен, особенно к неудачнику. Взаимодействие с социумом болезненно и страшно, но полностью исключить его из жизни невозможно. Остается компромисс – психическое расстройство, позволяющее отстраняться, не устраняясь абсолютно.
Только одиночество аутизма не предаст и не ужалит. Только эмоциональная отгороженность оказывается надежной защитой для хрупкой психики больного, депрессивно-бредовая симптоматика которого становится, таким образом, оградой от мира реального. Курелек предпочел чудовище бреда кошмару реальности. Виртуальный Вий оказался для него менее страшен, нежели реальный мир.
Лишь одинокий человек может считать себя в относительной безопасности, и аутичные пейзажи Курелека парадоксально дышат умиротворенностью, хотя и окрашены в депрессивно-блеклую цветовую гамму. Одиночество бреда для художника – не трагедия, но единственная возможность сохранить душевное равновесие. Психическое расстройство становится средством компенсации, манерой приспособления к жизни, дающей ресурсы для того, чтобы жить дальше…
Когда недуг начал отступать
Со временем агрессия и депрессивные мотивы всё в меньшей мере сопровождали живопись Курелека, а в конце жизни психическое состояние художника заметно улучшилось. В его более поздних работах царят видимые умиротворение и прозрачность, хотя и в них аутизм и предпочтение одиночества миру обывателей хорошо заметны. Герои картин Ку-релека также обособлены от мира, а дороги, то есть коммуникации, по которым ходят остальные люди, так же далеки от его персонажей, как и на ранних работах больного мастера. Нет ни одной тропинки, которая вела бы в мир художника. Смыкается пшеница за спиной фермера, ушедшего далеко от человеческого жилья, – не отыскать дорогу, а передний план картины словно обрезан стеной колосьев, исключающей возможность коммуникаций автора и со зрителем. Курелек парадоксально, по-шизофренически изменил старую пословицу, посчитав, что в этом мире только смерть и красна.
В работах Курелека теперь преобладают люди, не замечающие друг друга или вовсе уходящие от прочих – как можно дальше. Если другие люди и присутствуют в его картинах, то их взаимодействие остается формальным, либо вовсе отсутствует – при формальном взаимном соседстве: каждый – сам по себе, а коммуникации-дороги занесены снегом. (Сходный феномен можно видеть в некоторых работах П. Брейгеля-старшего, например, в его «Детских забавах»). Лица и мимика персонажей практически не видны – они не имеют для художника значения, ибо всё равно лживы по своей сути. В лицо собеседнику Курелек по-прежнему не смотрит: лицо – всего лишь маска, под которой может быть всё, что угодно, так что лучше совсем не видеть и не общаться. Мир не пугает более, но только потому, что тщательное обособление от него на протяжении нескольких десятилетий способствовало возникновению защитного иммунитета. Курелек не пристрастился к этому миру, а просто свыкся с ним. Его герои – те же фигурки, что возникали на более ранних работах мастера, им просто разрешено подойти немного ближе, чем прежде, но не более того.
С формальной точки зрения болезнь начала отступать: актуальность и яркость психотическихпереживаний, депрессия отступили на задний план. Краски работ стали более светлыми и прозрачными. Можно говорить, видимо, и о том, что искусство и религия (в 1957 г. художник принял католицизм, что было для него важным и осознанным фактом жизни) стали для Курелека опорными камнями для восстановления его психики. Но можно предположить и обратное: живопись стала для него дополнительным барьером, позволяющим еще более отгородиться от опасного мира, в жизни которого религия – тоже во многих случаях – лишь декларация, а потому тоже играет защитную роль аутистической отгороженности. В двойном кольце такой обороны можно чувствовать себя в большей безопасности.
Человек, столкнувшийся с коварством и злобой этого мира, уже не смог доверять ему, предпочитая внутренний, истинный, мир внешнему, декларативному. Можно, вероятно, считать такую динамику становлением пресловутого шизофренического дефекта, с его эмоциональным опустошением, выцветанием продуктивной психотической симптоматики, смягчившейся, но в целом сохраняющейся аутизацией. Но, может быть, человек, проживший в аду несколько десятилетий, имеет право на особый взгляд на окружающий мир – без того, чтобы его состояние именовали «дефектом» и ранжировали как «резидуальную симптоматику». Ведь он узнал то, что многие из нас узнают только после смерти. Не дает ли это ему право на особый взгляд, особый мир, на то, чтобы его оставили в покое, ведь ему и без того нелегко общение с окружающими?
Не случайно, видимо, на одной из работ Курелека изображен заяц, убегающий прочь от человеческого жилья, несмотря на то, что его и так отделяет от людей сплошной высокий забор. «Мир ловил его, но не поймал», – как сказал о себе украинский философ Г.Сковорода.
На одной из работ художника одинокий белый ослик идет по пустынному лунному пейзажу, и путь ему озаряет лишь стоящий на его спине светильник с религиозной символикой. Но этот источник света отбрасывает тень, падающую впереди ослика и затмевающую ему дорогу. Венчает светильник стилизованный луковицеобразный купол православной церкви, на котором водружен католический крест.
Игорь ЯКУШЕВ,
доцент Института ментального
здоровья.
Северный государственный медицинский университет.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru