Вы здесь

Олег ТАБАКОВ: Театр - это место не для демократии

Олег Табаков.... И больше комментариев к этому имени, похоже, не нужно. Можно только напомнить, что он народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, художественный руководитель двух известнейших столичных театров - МХТ им. А.П.Чехова и Театра-студии под руководством О.Табакова. А дальше послушаем его самого...

- Я отношусь к поколению, скажем так, старомодных людей, к тому же происхожу из провинции. Эта категория людей театрального цеха по-прежнему считает театр своим домом, делает всё возможное для того, чтобы он стал таким же и для коллег, всех, кто здесь работает. А поскольку я тружусь сегодня сразу в двух театрах (до этого еще был занят в «Современнике»), то могу сказать, что прилагаемые мною усилия не безрезультатны.

- Я поразился тому, что вычитал - в декабре в среднем ваши актеры получили по 99 тыс. руб.

- Ну, это с учетом годовой премии. Цифры среднемесячной зарплаты называть не хочу, дабы не вызвать раздражения ни у других актеров, ни у медиков, но она сопоставима с суммами, что зарабатывают артисты муниципальных европейских театров.

- И для этого вам приходится прилагать большие усилия?

- Да нет. Царь Соломон говорил: «Человек должен быть счастлив тем, что он делает...» Вот эти усилия я прилагаю в течение всей своей жизни. А в этом году мне исполнится 73 года.

- Олег Павлович, читателям «МГ» дорого, что вы выходец из медицинской семьи...

- Папа Павел Кондратьевич и мама Марья Андреевна, и сводные сестры, и брат, и их дети - все по профессии медики. Этим во многом можно объяснить мои довольно немалые познания в медицине. При мне старшая сестра заканчивала медицинский институт, шла зубрежка анатомических терминов и всего прочего. Помню какие-то названия: «Oleum jecoris Aselli», а «gluteus» -всего-навсего нижняя филейная часть человеческого тела.

- Знали это с детства?

- Ну не специально же выучил готовясь к встрече с вами. Во всяком случае, я рано узнал, что человек приходит в мир на какой-то определенный период и несомненно уйдет из него. Учась в школе, побывал в морге, там мне было интересно. Думаю, что и особенности Антона Павловича Чехова, его подход к человеку, его поэтика связаны с медициной, с тем, что он был незаурядным медиком.

Хочу я этого или нет, но понимание того, что человек не вечен, а его возможности несовершенны, присутствует во мне с ранних лет. Хотя и встречаются особи, которые подобно лучам вдруг ярко пробиваются на землю сквозь загроможденное тучами небо. Как в картинах Айвазовского, попадают на землю и освещают живущих на ней людей. Вот это осознание, на мой взгляд, связано с особенностями профессии моих родителей.

После войны у отца была уже другая семья. Специальность мамы  -врач-рентгенолог - считалась вредной, смена была на два часа короче, что позволило ей совмещать две работы. Уходила в половине девятого утра, возвращалась домой в половине девятого вечера, я ее встречал. Так продолжалось все годы, что я жил в Саратове. Это позволяло ей кормить, поить и одевать и мою сводную сестру и меня. Узнавание жизни проходило и по этому пути.

- По ботанике, зоологии, биологии у вас, наверное, были только пятерки?

- Да нет. Мои знания, успешное окончание школы скорее связаны с тем, что я много читал. С большим опережением не только сверстников, но, думаю, и учителей. К 10-му классу знал почти всю западноевропейскую литературу XIX и XX веков. Российскую же успел прочитать уже по второму разу, особенно драматические произведения Островского, Чехова, Гоголя, Сухово-Кобылина, Салтыкова-Щедрина...

- Познания в медицине и в литературе... И что же повлияло в итоге на выбор будущей профессии?

- Сказалось стремление моей мамы уберечь сына от влияния уличной среды. Сначала, в возрасте 13 лет я попал в шахматный кружок Дворца пионеров. Были успехи. Но вот к нам зашла руководитель драматического кружка Наталья Иосифовна Сухостав. Она была дочерью чешского профессора, приехавшего в начале 20-х годов помогать нам возводить новое коммунистическое общество. В драмкружке тогда был дефицит «мужских штатов», и меня «рекрутировали» туда. После этого у меня даже не возникал вопрос, могу ли я сойти с этой дороги. В 1953 г. я поехал из Саратова в Москву, имея в портфеле письмо к проректору по хозяйственной части ГИТИСа.

- Это помогло поступить в театральный институт?

- В то время он оказался со студентами на уборке картошки. Пришлось биться в одиночку. Был принят и в ГИТИС, и в Школу-студию МХАТ, директор которой, Вениамин Захарович Родомыслинский, победил в споре за меня. Окончил учебу там в 1957 г.


- После этого началась ваша удивительная театральная жизнь. Один из основателей «Современника», затем директор этого театра, переход в труппу МХАТа, выпуск курсов ГИТИСа...

- Да, думаю, что за прошедшие годы мне удалось сделать немало, прожил не среднеарифметическую актерскую жизнь. Потому что строил не свою карьеру, персональный успех. Многое было воспринято от Олега Николаевича Ефремова, который был нашим лидером, вождем. Я его шутейно называл «фюрером».

И вот это строительство «дела» сыграло свою роль. Как развивается человеческая личность? Этот процесс катализируется, ускоряется, если ты начинаешь за что-то отвечать. Когда мне был 21 год, Ефремов кооптировал меня в коллективный орган - правление «Современника». Я отвечал там за решение административных проблем. А когда ты за что-то отвечаешь, то начинаешь с большим ускорением строить и себя. Можно это назвать везением, стечением обстоятельств, но я прошел все этапы общественной деятельности. Был комсоргом, председателем месткома, парторгом. Поэтому естественным выглядело то, что после ухода Ефремова во МХАТ в 1970 г. я решил, подчеркиваю - именно я решил, стать директором «Современника». Семь лет им был. Но зато понял, что мои представления о целях и задачах театра, мягко говоря, не во всем совпадают с тем, что по этому поводу думают товарищи, с которыми я прожил долгую жизнь.

Чтобы не переводить эти разногласия в подковерную борьбу, бесплодные дискуссии, решил поступить по-мужски - начать всё заново. Стал учить детей в возрасте 14-15 лет. В те времена такое было непонятно. «Что он, с жиру бесится, чего ему не хватает?» Просмотрел 3,5 тыс. детей, из которых отобрал 49. Учил их два года. Оставил восьмерых, которые стали основой набранного мною курса в ГИТИСе. Выпускал курсы сначала там, а потом и в Школе-студии МХАТ. Ее ректором я стал в 1985 г., по предложению Ефремова. В саму же труппу МХАТ я перешел еще в 1983 г.

- Извините, но я читал, что у вас были и расхождения с Ефремовым?

- Это не предмет, мне кажется, для особого обсуждения. Я не был его другом, но был верным последователем. А это не предполагает безропотности и слепого повиновения. Были, естественно, и разногласия. Но как человек веселый и в момент «принятия на грудь» он говаривал: «Я буду секретарем по идеологии, а ты - министром культуры».

- Всю свою жизнь вы взращивали молодых актеров, сейчас, я слышал, хотите открыть при «Табакерке» школу-студию для одаренных детей. Чем объяснить такое внимание к молодежи, ею легче руководить, чем взрослыми актерами?

- Нет, мне просто командовать и теми и другими. Мое мнение - театр это место не для демократии, а для просвещенного абсолютизма. Ну а поскольку у меня кроме высшего театрального образования есть и диплом об окончании университета марксизма-ленинизма (смеется), я, несомненно, могу предположить, что являюсь просвещенным абсолютом...

- И при этом обладаете колоссальной работоспособностью. Я посмотрел афишу - в феврале только в «Табакерке» восемь премьер: «Рассказ о счастливой Москве» А.Платонова, «Процесс» Ф.Кафки, «Затоваренная бочкотара» В.Аксенова.

- В афише есть частичка лжи, поскольку премьерами считаются первые десять постановок спектакля. Но даже при таком подходе это означает, что мы обновляем свой репертуар достаточно интенсивно.

- На что вы делаете упор в выборе пьесы?

- На талант автора. Б.Пастернак написал: «Меняется времен суровость. Теряют новизну слова. Талант - единственная новость, Которая всегда нова».

- Русская классика у вас...

- ...Не только присутствует, но является доминирующей, в том числе пьесы А.П.Чехова.

- А как ваша идея о сборе в масштабах страны средств от сыгранных спектаклей по пьесам А.П.Чехова для реставрации его Дома-музея в Ялте?

- Я об этом не говорю, а делаю, поскольку отношусь к тем театральным работникам, которые не говорят, а делают.

- Олег Павлович, в театре и кино вы сыграли около 200 ролей, большинство наших читателей, особенно живущих в регионах, помнят вас по фильмам: «Шумный день», «Гори, гори моя звезда», «17 мгновений весны», «Мэри Поппинс, до свидания» и др. Какая из них вам особенно дорога и почему?

- Тут ситуация такая же, как с моими внуками. Я не знаю, кого из них я больше люблю - ту, что младшая или кто больше болеет? Как выбрать самую дорогую роль? В 1964 г., когда мне было всего 29 лет, у меня был инфаркт. Выйдя из этого состояния, вернувшись к профессиональной работе в театре и кино, я с тех пор никогда не занимаюсь тем, что мне не интересно. Каждая роль дорога.

- Ну хорошо, а как вам удалось так голосом «вылепить» мультфильмовского кота Матроскина, что эти интонации помнит вся страна?

- Я способный человек (смеется), и довольно серьезный профессионал.

- Олег Павлович, как при такой сверхзагруженности на работе вам удается сохранять свою большую и дружную семью?

- Да, семья у меня хорошая, только что родилась пятая внучка - Машенька. Ее отец мой старший сын Антон. Ему уже 48 лет, он очень успешно занимается ресторанным бизнесом, один из, как теперь любят говорить, «креативных» личностей в этой сфере. Есть дочь Александра, родившаяся в 1966 г., младший сын Павел, которому 12 лет, и младшая дочь Мария, которой скоро будет 2 года.

Как бы ни был загружен накануне, какие бы дела не ждали впереди, но специально просыпаюсь пораньше, чтобы повидаться утром перед школой с Павлом. Выручает, что я сплю довольно мало - хватает всего 6 часов. (Правда, есть одна особенность - если вечером играю в тяжелом спектакле, то перед началом сплю час-полтора.) Ну а младшая дочка Маша - очаровательная девочка, очень любит двигаться, знакомиться, очень любит Павлика, а он ее. Своей семьей я очень доволен.

- Что из задуманного вами хотелось бы осуществить в ближайшее время?

- Планы большие, но я не убежден, что всё свершится. Самое главное - создать школу для особо одаренных детей России. Совсем рядом на углу улиц Чаплыгина и Макаренко на месте нашего старого общежития уже возведено 6-этажное здание школы, в которой будут учиться ровесники школьников 911-х классов. По сути, это театральное ремесленное училище. Лучшие из них поступят в нашу Школу-студию МХАТ.

Дальше о планах... Года через полтора войдет в строй новое здание для Театра под руководством О.Табакова.

- Вас не обижает, что зрители называют его «Табакеркой»?

- Да нет, сам я его называю «Подвал». Рассчитываем мы принять участие и в строительстве филиала МХТ им. А.П.Чехова в Камергерском переулке. За два последних года, благодаря большим финансовым средствам, выделенным Президентом РФ В.Путиным, МХТ практически оснащен новейшим театральным оборудованием и сегодня в этой сфере стал театром XXI века. Так что, как видите, планы грандиозные. Будем дерзать!

Беседу вел
Леонид ПЕРЕПЛЁТЧИКОВ,
обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru