В процессе развития цивилизации сменяющиеся эпохи вносили свой вклад в медицину, что определялось современной глубиной развития философии и естествознания. И тем не менее даже и сегодня не утратили своего значения вопросы о природе живого и неживого, причины и следствия, рождения и смерти, здоровья и болезни, цикличности явлений.
Ещё великий врач древности Гиппократ говорил, что «окружающая среда оказывает своё влияние на формирование душевных и телесных свойств человека». И в этом его утверждении уже можно рассмотреть контуры современной академической науки – экологии человека и выделившейся из неё ментальной экологии.
Способ видения мира
Можно сказать, что совсем недавно в профессиональный лексикон врача вошло такое понятие, как ментальная медицина, обозначившее появление новой научной дисциплины.
Заметим, что под ментальностью понимается определённый способ видения мира, сформированный в процессе воспитания, образования и обретения жизненного опыта в конкретной культурной среде. В настоящее же время особое значение для специалистов приобретает ментальная экология, являющаяся разделом экологии человека, изучающей многовариантные взаимоотношения в системе «окружающая среда – общество – личность».
Эти взаимоотношения, конечно же, не статичны. Прямое влияние оказывают на них такие факторы, как галопирующий рост уплотнения информационной среды, нарастание некомпетентности и психологической неграмотности населения, глобализация агрессии и психического терроризма, культурная дезориентация, рост маргиналь-ности и криминальной субкультуры, доступность и распространённость психотехнологий, рост отчуждения и психического насилия, дефицит доступных институтов психопрофилактики.
Следует отметить, что понятие «ментальная экология личности» является более широким, нежели «психическое здоровье». Оно включает в себя оценку не только наличия или отсутствия психических нарушений, но и влияния факторов, воздействующих на онтогенез, таких как культуральные, политические, информационные, социальные и др., а также психической, социальной и соматической составляющих качества жизни.
Под ментальным здоровьем, по определению ВОЗ, понимается такое психическое благополучие человека, которое позволяет ему в полной мере реализовать собственный потенциал, противостоять стрессу, продуктивно работать и вносить свой вклад в развитие общества. Иначе говоря, оно не является всего лишь отсутствием психического расстройства.
При использовании методики оценки экологии здоровья вклад в него образа жизни был определён нами на уровне 25%, среды обитания – 21%, ментальности – 20%, здравоохранения – 18% и генетики – 16%. Ментальность при этом выделялась из «образа жизни», являющегося наполовину её поведенческим воплощением.
Ментальное здоровье является главным составляющим качества жизни индивидуума и общества в целом. В существенной мере это обусловлено тем, что за последнее столетие число больных с психическими расстройствами не психотического характера увеличилось в 60 раз.
В критическом состоянии
В последние десятилетия особое значение среди всех классов заболеваний приобрели проблемы психического здоровья. Говоря о нашей стране, нельзя не отметить, что в настоящее время общественное сознание (понимаемое как интегральное качество ментального здоровья) характеризуется весьма тревожными тенденциями.
В настоящее время общий уровень распространённости психических и поведенческих расстройств захватывает уже 20-30% населения. Число лиц с психическими расстройствами составляет 30-50% от числа всех, обратившихся за медицинской помощью. Более 40% всех освобождений от службы в армии связаны с психическими отклонениями. Испробовали действие наркотиков 25% школьников и 45% студентов вузов, злоупотребляют алкоголем 75% мужчин и 47% женщин. Ко всему прочему следует отметить, что цифры официальной статистики существенно отличаются от данных эпидемиологических исследований, свидетельствующих о том, что в реальности распространённость субклинических форм психических расстройств превышает эти уровни в 5 раз, невротических – в 19 раз, расстройств личности – в 17 раз. Всё это даёт основание утверждать, что в России в настоящее время общественное сознание находится в критическом состоянии. Положение осложняется тем, что сложившейся неблагоприятной ситуацией, безусловно усугубляя её, пользуются почти 3 тыс. тоталитарных сект, в которые вовлечено, по общим подсчётам, более 12 млн человек. Общественное сознание страны успешно эксплуатируют около 300 тыс. различных экстрасенсов и магов, колдунов и шаманов, под влиянием которых может находиться до 30 млн человек. Все эти субъекты, по существу, занимаются психическим (в том числе политическим и религиозным) терроризмом – манипулятивным воздействием на психику человека с целью уничтожения его инди-видуальностии, корыстного подчинения поведения, управления эмоциями и волей. Деструктивное психическое манипулирование поддерживает и расширяет пессимистически-катастрофическую ментальную парадигму, достаточно серьёзно угрожая национальной безопасности страны.
Кстати, не лишним будет отметить и тот факт, что даже телевидение акцентировано сегодня на негативных явлениях и запугиваниях, что ведёт к формированию катастрофического мышления, когда человек ничего не ожидает от будущего, кроме бед и поражений.
Вот так и формируется в общественном сознании саморазрушающая ментальность. И в связи с этим особую значимость приобретает изыскание новых ресурсов противодействия психическому терроризму и формирования самосохраняющей оптимистически-ресурсной ментальной парадигмы. Проблемы сегодняшнего дня сложны, но преодолимы.
На основе единой методологии
Ментальная медицина является областью науки, в сферу которой входит изучение этиопатогенеза и диагностики, клиники и лечения психических расстройств, биопсихосоциальных ресурсов развития личности и общества, стратегии и механизмов адаптации и профес-сиогенеза на основе единой методологии. И в рамках такого методологического подхода ментальная медицина объединяет укрепление ментального здоровья и лечение ментальных недугов, интегрируя традиционные нозоцентрические ресурсы клинической психиатрии и здравоцентрический потенциал ментальной превентологии. Эта, последняя, являющаяся частью общей превентологии, представляет собой ни что иное, как науку о путях формирования и поддержки оптимального уровня ментального здоровья, психогигиене и психопрофилактике на системной мультидисциплинарной синергети-ческой основе.
В настоящее время диагностика, лечение и профилактика психопатологии оказываются тактическим фрагментом общей стратегии и направленности ментальной медицины на сохранение и оптимизацию психического здоровья человека, повышение качества его жизни.
Ментальная медицина становится единой наукой о ментальном здоровье и ментальных недугах, методологической базой которой является синергетика. Это междисциплинарное научное направление крайне востребовано деформируемым глобальным кризисом обществом. Именно синергетика, использование указанного подхода, позволяет выделить приоритетные направления превентивной деятельности специалистов в области развития психических расстройств с разработкой для пациентов соответствующих превентивно-коррек-ционных и лечебно-реабилитационных маршрутов.
Из теории – в практику
В заключение следует отметить, что на указанной основе нами были разработаны концептуально-методологические основы ментальной медицины и внедрены в практику:
– технологии системного мониторинга ментального здоровья, дополняющего и преобразующего традиционную диспансеризацию;
– новые стратегии работы на доклиническом уровне, скрининг факторов и биопсихосоциальных ресурсов здоровья;
– синергетическая парадигма ментальной медицины как основы организационно-функциональной междисциплинарности защиты общественного здоровья и бригадных форм оказания помощи пациентам;
– профессионализация профилактической (специальность «превентолог») и мониторинговой деятельности (специальность «мониторинг и общественное здоровье»);
– многовариантность фрактальной динамики доклинических расстройств и траекторий коррекционно-профилактических и лечебно-реабилитационных маршрутов;
– мониторинг качества жизни, социального функционирования и адаптивности профессиогенеза как важнейших условий эффективной реализации демографической политики России.
Проведённые работы позволили в существенной мере заполнить ранее наименее разработанные разделы ментальной экологии и ментальной медицины в доктринах экологической безопасности и общественного здоровья России.
Павел СИДОРОВ,
директор Института ментальной
медицины, академик РАМН.
Северный государственный медицинский университет.
Архангельск.