Вы здесь

Ученые не верят ФБР

В сентябре - ноябре 2001 г. в США впервые в мире были совершены акты биотерроризма, при которых в письмах рассылался оружейный препарат спор возбудителя сибирской язвы, специально разработанный для ведения бактериологической войны. В результате террористических актов с 4 октября по 20 ноября было зарегистрировано 22 заболевших сибирской язвой, из которых 17 случаев подтверждены бактериологически, а 5 случаев остались заподозренными. 5 заболевших погибли в результате развития наиболее тяжелой ингаляционной формы сибирской язвы, возникающей при вдыхании спор в высокой концентрации.

С угрозой США и Израилю

Письма с препаратами спор были направлены главным редакторам крупных газет и телерадиокомпаний и некоторым сенаторам. Первые два письма пришли из города Трентон, штат Нью-Джерси, на телевидение компании Эн-Би-Си и редактору газеты «Нью-Йорк Пост» 18 сентября, то есть через неделю после страшных террористических актов с использованием самолетов, повлекших гибель тысяч людей и в значительной степени подавивших в сознании американцев способность к нормальной оценке других событий.

Немедленно после бактериологического подтверждения использования в рассылаемых письмах спор сибиреязвенной палочки ФБР начало поиски источника писем. В расследовании приняли участие также ряд профессиональных неправительственных организаций (Федерация американских научных работников, Американское общество микробиологов и др.), ведущие газеты США. Материалами, способными дать сведения о происхождении и авторе писем, были только сами письма и выделенная из писем культура сибиреязвенной палочки.

Бактериологическое исследование писем проводилось в Медицинском исследовательском институте инфекционных болезней Армии США, Форт Детрик, штат Мэриленд. Часть писем после обеззараживания была передана в лаборатории ФБР. Конечно, сами письма не могли дать точный ответ о происхождении. Адреса на конвертах не традиционного для деловой переписки образца, написанные от руки печатными буквами, свидетельствовали только о том, что автор брал сведения об адресатах из компьютера. Обратного адреса, естественно, не было, либо указанный адрес не существовал. Более существенные результаты дал анализ писем. Они содержали два варианта краткого текста, общей второй фразой для которых было либо прямое указание на акт биотерроризма - «Это сибирская язва», либо косвенное - рекомендация «Примите пенициллин». Оба варианта текстов содержали угрозы США и Израилю и заканчивались «Аллах велик».

Выделенные из писем культуры сибиреязвенной палочки, исследованные в лаборатории Форта Детрик, оказались идентичными по всем тестам, включая полную последовательность оснований геномов, штамму «Ames» Bacillus anthracis, используемому в самих лабораториях Форта Детрик, а также переданному в ограниченное число других лабораторий США, Канады и Великобритании. Штамм «Ames» отличается высокой вирулентностью и меньшей чувствительностью, чем другие штаммы, к иммунитету, приобретаемому при вакцинации, в связи с чем он был использован для получения новой, более эффективной вакцины против сибирской язвы. Важные сведения были получены при изучении препаратов спор, обнаруженных в ряде писем. Препарат спор был охарактеризован как «оружейный», обладающий специфическими характеристиками:

* Споры были представлены очень мелкими частицами 0,8-1,4 мк в диаметре, полностью очищенными от остатков вегетативных клеток и покрытыми слоем засекреченного инертного вещества, что удаляло статический электрозаряд, обеспечивало несмачиваемость и способность «плавать» в воздухе.

* Огромная концентрация порядка 1012 спор в 1 г.

Все эти характеристики типичны для оружейного препарата, то есть препарата, который может быть использован как бактериологическое оружие.

Специфика препарата выразилась еще и в том, что наибольшее количество заболевших сибирской язвой оказалось не среди адресатов, а среди почтовых работников. Объяснялось это тем, что споры препарата легко «просеивались» через невидимые для глаза поры в бумаге конвертов, заражая автоматы для сортировки писем и письма вокруг.

След взят

К началу 2002 г. ФБР было ясно, что исламские террористы не имеют отношения к этой акции, а распространителем писем со спорами является американский микробиолог, работающий (или работавший) в лабораториях, связанных с программой биозащиты США, имеющий (или имевший) законный доступ к биологическим агентам и знакомый с техникой изготовления оружейного препарата спор. Это ограничивало число подозреваемых до нескольких десятков, включающих наиболее квалифицированных специалистов по микробиологии и иммунологии сибирской язвы, работавших в лабораториях Форта Детрик.

В феврале 2002 г. ФБР обратилось с официальной просьбой к членам Американского общества микробиологов (около 40 тыс. членов) помочь в идентификации личности, рассылавшей препарат спор, предполагая, что некоторые члены общества могут быть знакомы с микробиологом, дающим основания для подозрений. За информацию, способствующую аресту преступника, назначена награда в 2,5 млн долл.

Первой жертвой подозрений ФБР стал Стивен Хэтфилл, в течение двух лет - с 1997 по 1999 г. - работавший по гранту в Форте Детрик. После окончания гранта он получил работу в Science Applications International Corp., где стал ведущим инструктором в разработке плана национальной готовности к бактериологической войне. Он был объявлен «личностью, представляющей интерес».

Было выяснено также, что Хэтфилл выписывал рецепты на цип-рофлоксацин, используемый для лечения и профилактики сибирской язвы, за два дня перед каждой датой отправки писем со спорами в сентябре и октябре 2001 г.

На допросе он под присягой отрицал, что принимал ципрофлоксацин в это время и объяснял выписку препарата хирургическим лечением синусита.

Имеются документы, что Хэтфилл служил в родезийских военных формированиях, обвиненных в возникновении наиболее крупной из известных эпидемий сибирской язвы среди людей в 1979-1980 гг.
ФБР дважды проводило безрезультатные поиски в доме у Хэтфилла и его подруги спор сибиреязвенной палочки на стенах, одежде, в его автомашине и на других объектах. Проверка на детекторе лжи также не дала результатов. Хотя ФБР не предъявило Хэтфиллу обвинений, он потерял работу и был уволен со второй работы как находящийся под подозрением. Его постоянно осаждали репортеры, оскорбляли в Интернете. Агенты ФБР следовали за ним, когда он выходил из дома. «Моя жизнь разрушена», - сказал Хэтфилл. По свидетельству его друзей он был близок к самоубийству. В 2003 г. он подал на ФБР в суд, который тянулся несколько лет. Наконец, в 2008 г. он был признан невиновным, и в соответствии с мировым соглашением ему была присуждена компенсация ущерба в размере 5,8 млн долл. К этому времени ФБР уже потеряло к нему интерес.

Смена подозреваемого

В августе 2008 г. ФБР объявило ответственным за рассылку писем со спорами сибиреязвенной палочки в 2001 г. исследователя лаборатории Форта Детрик, лидера в исследованиях по биозащите, участника двух патентов по технике приготовления вакцины против сибирской язвы Брюса Айвинса, но... только немедленно после его смерти (предположительно самоубийства). Последние два года он, как и Хэтфилл, был для ФБР «личностью, представляющей интерес».

Выявилось, что в декабре 2001 г. он собрал антракс споры вне рабочей зоны его лаборатории. Предположительно был кон-таминирован стол техника, хотя, как попали споры на этот стол вне рабочей зоны, осталось неизвестным. Позже Айвинс показал, что провел тест и обнаружил на нем бациллы. Он обработал стол дезинфектантом, но не сообщил об утечке сразу, хотя сказал об этом несколькими неделями позже. Его поведение было вопиющим нарушением стандартов биобезопасности, так как споры вне рабочей зоны угрожают всем, кто не вакцинирован.

Представленные косвенные доказательства свидетельствуют лишь о том, что Айвинс мог послать антракс-письма. Однако прямые доказательства того, что он это сделал, отсутствуют. Пятилетняя задержка после рассылки антракс-писем, связанная с разработкой первоначальной версии о виновности Стивена Хэтфилла, и смерть д-ра Айвинса сделали невозможным дальнейшее расследование. Многие его коллеги и друзья не верят, что он мог совершить это преступление, и считают заключение ФБР ошибочным. Если это так, тогда был затравлен невиновный, а преступник остался на свободе. Когда организация исследователей начала свою собственную оценку доказательств вины Айвинса, нервные официальные армейские лица приказали прекратить расследование. В ноябре 2008 г. четыре сотрудника Айвинса опубликовали некролог в лидирующем журнале Американского общества микробиологов. В некрологе на смерть Айвинса не упоминается выдвинутое против него обвинение, и он является единственным молчаливым протестом ученых против вывода ФБР.

В отсутствии лиц (живых), которым было бы предъявлено официальное обвинение в рассылке писем со спорами, остается невыясненным вопрос о мотивах данного преступления. На этот счет существуют различные журналистские спекуляции, которые едва ли следует приводить. Однако представляется рациональным рассмотреть результаты рассылки писем с антракс-спорами в США.

Больше денег, больше «грязных рук»

Рассылка опасных писем привела к радикальному пересмотру системы биобезопасности в США, изменила представления о степени риска и готовности США к биотеррористическим атакам. Это, в свою очередь, привело к резкому увеличению финансирования программ, имеющих отношение к биобезопасности, количества высококвалифицированных микробиологических лабораторий, созданию интегрированной национальной и международной сети лабораторий, способных быстро реагировать на подозреваемые или подтвержденные акты биотерроризма, вспышки любых инфекционных заболеваний и другие критические ситуации.

В Национальном институте здоровья финансирование исследований по биооружию с 2001 по 2008 г. увеличено более чем в 30 раз, до 1,6 млрд долл. Резко увеличилось количество как фундаментальных, так и прикладных исследований агентов, которые могут быть использованы в качестве бактериологического оружия. В них участвуют теперь уже тысячи исследователей. Только в работе с Bacillus anthracis принимают участие свыше 7200 научных работников.

Однако некоторые эксперты выражают сомнения в рациональности резкого роста числа участников исследований с агентами возможного биотерроризма, основанные на опасении увеличения вероятности катастрофических ошибок при работе большого числа лабораторий и научных сотрудников, не имеющих достаточного опыта практической работы, или попадания агентов биотерроризма в «грязные руки». Эти опасения тем более обоснованны, что утечка за пределы лабораторий многих исследуемых в настоящее время возбудителей тяжелых инфекционных заболеваний как потенциальных агентов биотерроризма, которые в отличие от сибирской язвы передаются от человека человеку, могут вызвать эпидемические вспышки с непредсказуемыми последствиями.

Итак, 19 февраля 2010 г. ФБР официально объявило о закрытии дела о рассылке спор возбудителя сибирской язвы в письмах в 2001 г. в связи со смертью микробиолога Брюса Айвинса. Брюс Айвинс был признан ФБР единственным обвиняемым в деле рассылки антракс-писем, хотя прямых доказательств против него не было.

Сергей БЕЛОКРЫСЕНКО,
заведующий лабораторией проблем
клинической микробиологии
Научно-исследовательского центра
Московской медицинской академии
им. И.М.Сеченова,
доктор медицинских наук.

НАША СПРАВКА.
Сибирская язва (антракс) -тяжелое инфекционное заболевание, относящееся к группе особо опасных инфекций, возбудителем которой являются палочковидные бактерии Bacillus anthracis, способные образовывать споры. В опытах на животных показано, что смертельное заболевание возникает при попадании в организм 50-100 тыс. спор. Возбудители сибирской язвы могут быть использованы в качестве бактериологического оружия при террористических актах, как это было в США в 2001 г., когда споры сибиреязвенной палочки рассылались в письмах. От человека человеку заболевание не передается.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru