Вы здесь

У доброты женское лицо

Фрау Лоле Ленц, что живет в небольшом городке под Бременом, сейчас почти 76 лет. Возраст, как говорится, солидный, требующий спокойной, размеренной жизни, заботы о себе. Но она и сегодня полна энергии, намерений продолжать оказывать помощь людям, попавшим в беду. Благотворительной деятельностью фрау Ленц занимается уже более полувека, и что самое интересное - ее помощь имеет четкую географическую направленность - сначала это был СССР, а теперь страны СНГ и в первую очередь Россия.

Но вначале о том, как получилось, что урожденная киевлянка, в которой смешалась и немецкая, и украинская, и русская кровь, оказалась в Германии и почему именно там в ней проснулись добрые чувства к своим бывшим соотечественникам? Об этом она сама рассказала по телефону на отличном русском языке.

- Мне было всего 11 лет, когда отступавшие под ударами Красной Армии фашисты на грузовиках вывезли нас в 1943 г. из Киева. Доставили в Германию, разместили в лагере, о пребывании в котором страшно вспоминать. В товарные вагоны набивали по 80 человек. Вот где я узнала, что такое холод и голод, и так продолжалось почти два года. Тогда я поклялась себе, что если выживу и вырасту, то буду помогать людям, попавшим в беду, особенно детям и старикам. Так я и поступаю по сегодняшний день.

В Германии, и особенно в Бремене и его окрестностях, у меня очень много верных друзей, поддерживающих и помогающих мне в этой деятельности. И поверьте, ни мне, ни им не нужны никакие хвалебные статьи, главное - помочь.

В 50-е годы я выручала из беды команды советских грузовых кораблей, задерживаемых властями по разным причинам в Бременском морском порту. Молодые матросы оказывались без средств, порой приболевшими. Чего только не предпринимала для того, чтобы им помочь. Собирала деньги, однажды даже договорилась с ведущей немецкой фирмой, выпускающей лучшее в мире пиво, о помощи советским морякам. Заключительным аккордом той акции был великолепный товарищеский футбольный матч. Не думайте, что всё всегда проходило гладко, дважды на суднах меня арестовывали. Молодые матросы, которые называли меня «мамочкой Лёлей», вернувшиеся в наш порт через полтора года, объяснили мне причину: «Одна наша газета написала, что вы шпионка, стараетесь войти в доверие членов экипажей». А я просто хотела им помочь, да и, честно говоря, поговорить на родном языке. О каком шпионаже может идти речь, когда вначале перестройки мы отправляли грузовики с одеждой для детских приютов, других гуманитарных организаций России?

Об одной из благотворительных акций фрау Ленц корреспонденту «МГ» рассказали сами москвичи, попавшие в беду, выражая самую теплую благодарность в ее адрес.

В 1994 г. она была удостоена правительственной награды ФРГ «Креста на ленте» с формулировкой: «За укрепление международной дружбы и помощь бедным людям».

А следующий памятный эпизод произошел в 1998 г. Российский предприниматель Виктор Колпаков вместе с владельцем большого автофургона Владимиром Синициным попали в аварию на территории ФРГ. Управлявший грузовиком В.Синицин отделался сравнительно легкими травмами, а В.Колпаков попал в местный госпиталь с переломом позвоночника и другими тяжелыми повреждениями. Об этом происшествии фрау Ленц услышала по радио и уже на следующий день, преодолев путь в 26 км, навестила пострадавших россиян. Все те два месяца, что В.Колпаков и его товарищ по несчастью находились в госпитале, она ежедневно навещала их, оказывая столь необходимую материальную, а главное - моральную поддержку. Больше того, когда состояние пациентов улучшилось и их выписали, она на свои деньги купила авиабилеты в Москву и сопровождала их в полете. Хотела доставить до самого дома, но... в горячке сборов забыла о «мелочи» - получить визу на въезд в нашу страну. В аэропорту Шереметьево пограничники не пропустили ее за линию контроля. Но она и тут не сдалась, проявив характер.

Об этом нам рассказал ее старый и преданный друг телережиссер Николай Темнов, не раз делавший сюжеты о ее благотворительных акциях: доставке в нашу страну автофургонов с одеждой, книгами и игрушками для живущих в интернатах и детских домах сирот, для пострадавших в автокатастрофах россиян и др.

- Мне позвонила на работу дочь и сообщила, что с ней только что связалась по телефону фрау Ленц и рассказала, что арестована в Шереметьево, очень просит меня помочь ей. Бросил все дела и помчался на выручку. Представитель МИД России в аэропорту не стал меня даже слушать - визы нет, закон есть закон. Хорошо, что над фрау Ленц взяли шефство медики аэропорта, поскольку она разнервничалась, почувствовала себя плохо. Ночь она провела в медпункте.

Утром следующего дня я попал на прием к дежурному в МИД России, объяснил ситуацию, в которой оказался столь дружески настроенный к нашей стране человек. Было принято решение: выдать визу под мою ответственность. Но самое удивительное, что еще в Германии узнав, что у отчима жены Виктора Колпакова, ветерана и инвалида войны, живущего в деревне, нет необходимой ему инвалидной коляски, она привезла ее в Москву. Так что пришлось выручать «из плена» пограничников не только фрау Ленц, но и инвалидную коляску.

Через неделю мы все вместе поехали в деревню в Калужской области. Этого впечатления не забыть: увидев коляску, старик-инвалид буквально облился слезами, горячо благодаря за дорогой подарок. А потом в доме была «вечеринка» - пели народные песни. И оказалось, что все их слова до конца знала только фрау Ленц. Она рассказала, что ее мама во время депортации и лагерей в Германии для того, чтобы дочка не забыла русский язык, постоянно пела народные песни, а знала она их множество. А потом фрау Ленц всю жизнь в память о маме пела их для себя...

Этот памятный эпизод произошел почти 10 лет назад. Но и в последующие годы она не изменила главной идее своей жизни -оказывать помощь попавшим в беду россиянам.

Вот совсем недавний случай. От одного из своих многочисленных московских друзей она узнала о большом горе в семье Марии Ж., 5-летний приемный сын которой Денис заболел тяжелой формой рака. Российские онкологи сказали, что шанс на успех составляет 5% и проводить тяжелую операцию в нашей стране бессмысленно. Правда, подсказали, что, может быть, ее возьмутся сделать в Израиле. Узнав об этом, фрау Ленц приняла участие в сборе необходимых денег на дорогу туда Дениса с родителями.

- Со своими друзьями мы собрали и переслали Марии сначала 9 тыс. евро, а потом еще 5, - рассказывает Лола. - Но чуда не произошло, мальчик умер. Мария вернулась в Москву, мы часто говорили с ней по телефону, как могла утешала ее. Пригласила ее приехать вместе с младшим сыном к нам в Германию. Надеюсь, что это произойдет в мае, когда у меня день рождения, и я буду очень рада видеть Марию с сыном с числе своих гостей.

А в Германии фрау Ленц опекает всю жизнь прожившего в этой стране 97-летнего русского художника из семьи староверов Фёдора Павловича Щербакова.

- Мы 20 лет дружили семьями, - рассказала она, - а после смерти моего мужа Щербаковы пригласили меня переехать в их дом. Я помогала ухаживать за пожилым больным человеком, а когда его жена умирала, то попросила меня не оставлять его в одиночестве. Разве можно отказать в такой просьбе? Так что я сейчас опекаю дорогого мне русского человека и активно перезваниваюсь со своими друзьями в Москве, С.-Петербурге и других городах. Читателям «Медицинской газеты» искренне желаю успехов в их благородном труде, к медикам я отношусь с глубочайшим уважением.

Ну а мы пожелаем фрау Лоле Ленц крепкого здоровья и успешного продолжения ее благотворительных дел.

Леонид ПЕРЕПЛЁТЧИКОВ, обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru