В 10 раз увеличится в ближайшие годы в стационарах число паллиативных коек, сообщила глава Минздрава России Вероника Скворцова на недавнем совещании по вопросу повышения качества жизни пожилых людей под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Напомнив, что сейчас таких коек у нас 2 тыс., а коек сестринского ухода – 21 тыс., министр отметила, что специальная подпрограмма «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям» вошла в новую Госпрограмму развития здравоохранения до 2020 г. К этому времени, по словам В.Скворцовой, в соответствии с расчётной потребностью в медучреждениях планируется открыть 14 200 паллиативных коек, из расчёта 100 коек на 1 млн населения.
«Старение населения является общемировой тенденцией, связанной с увеличением продолжительности жизни. Использование потенциала пожилых людей, их опыта и накопленных знаний можно рассматривать как социально-экономическую программу развития современного общества», – озвучила на совещании у премьер-министра РФ точку зрения министерства на этот счёт В.Скворцова.
«Вечер жизни приносит с собой свою лампу»
Каждый год в нашей стране умирает от рака около 300 тыс. больных, в мире – около 5 млн. К этой печальной статистике надо добавить умирающих от СПИДа, туберкулёза, сердечно-сосуди стых и других заболеваний. Всего же бренный наш мир ежегодно оставляют 52 млн человек, десят ки миллионов из которых умира ют, испытывая страдания, острую нужду в специализированной помощи, уходе, психосоциальной и духовной поддержке.
СПРАВКА «МГ». Понятие «паллиативная помощь» впервые введено в нашей стране в конце 2011 г. Федеральным законом «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации».
Термин «паллиативный» – от латинского «pallium», что означает «покрывало» или «плащ». Это, по сути, и определяет содержание и философию паллиативной помощи: сглаживание, смягчение проявлений неизлечимой болезни и/или укрытие плащом, то есть создание покрова для защиты тех, кто нуждается в облегчении страданий.
Паллиативная помощь не ставит целью достижение длительной ремиссии заболевания и продление больным жизни. Но она решитель но не допускает и эвтаназию при посредничестве врача, хотя одной из составляющих её и является хосписная помощь.
Право на паллиативную по-мощь, которая призвана повышать качество жизни пациента, невзирая на предполагаемую небольшую продолжительность жизни, имеет каждый больной с активным прогрессирующим за болеванием, приближающийся к смертельному исходу.
Паллиативная помощь отличается от паллиативной медицины, но включает её в себя. Ведь это тот раздел медицины, задачами которого является использова ние методов и достижений современной медицинской науки для проведения лечебных процедур и манипуляций, призванных облегчить состояние больного, когда возможности радикального лечения уже исчерпаны (паллиативные операции по поводу неоперабельного рака, обезболивание, купирование тягостных симптомов и т.д.).|
Говоря словами французского писателя Жозефа Жубера – «вечер жизни приносит с собой свою лампу».
Надо отдать должное Минздраву России: помимо указанной выше подпрограммы в утверждённой недавно кабинетом министров Правительства РФ Госпрограмме развития здравоохранения он добился включения оказываемой в ме дицинских организациях паллиативной помощи в Програм му государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг.» С участием представителей экспертного медицинского сообщества разработан и утверждён порядок оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению, включая неизлечимых пациентов.
Согласно этому документу, в стране предусматривается организация региональной сети служб паллиативной помощи. «То есть в каждой территориальной системе здравоохранения должно быть по меньшей мере одно структурное подразделение такой службы», – поясняет директор Департамента организации медицинской про-филактики, скорой, первичной медико-санитарной помощи и санаторно-курортного дела Минздрава России Анатолий Гулин. Он особо подчёркивает, что паллиативная медицинская помощь оказывается как на дому, так и в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими специальное обучение.
Наконец, принято решение о введении внештатной должности главного гериатра Минздрава России. Дополнительное развитие получит и подготовка врачей-гериатров: в прошлом году повышение квалификации по разделам геронтологии прошло уже более тысячи врачей из всех 83 регионов страны. Особое внимание уделяется подготовке самих методологов, геронтологов, или гериатров, то есть тех специалистов, которые способны повышать квалификацию по геронтологии врачей разных профилей. Пока их у нас в стране всего 147 человек.
Искусство старость побороть
«Невелико искусство старым стать, искусство – старость побороть» – эти слова великого Гёте пришли на память, когда я познакомился с тем, как решает сегодня Минздрав одну из важнейших задач государственной политики – сохранение здоровья пожилых людей старше 60 лет и создание условий для здорового долголетия.
С этого года пожилые люди смогут не реже одного раза в 3 года проходить медицинское обследование, включая электро кардиографию, флюорографию, измерение внутриглазного дав ления, лабораторное обследова ние. Они получат консультацию терапевта, а при наличии медицинских показаний – консультацию невролога, офтальмолога, гинеколога, уролога, проктолога. В 2013 г. диспансеризацию пройдёт около 30 млн человек взрослого населения, в том числе более 6 млн пациентов старше 60 лет. На сегодняшний день 72% именно этих людей имеют те или иные хронические заболевания, более 17 млн – на постоянном диспансерном наблюдении.
«Для оказания специализированной медицинской помощи лицам пожилого возраста – гражданам РФ развёрнуто 1 145 341 койка, из них 104 453 койки – в межрайонных центрах, – доложила премьер-министру В.Скворцова. – Дополнительно развёрнуто 1390 геронтологических коек, на которых в течение прошлого года пролечено 25 627 больных. Особое внимание – обеспечению медицинской помощью пожилых людей, проживающих в сельской местности. Её оказывают сейчас 48 049 медицинских организа ций, в том числе 39 810 ФАПов, на 3599 из которых открыты аптечные пункты, 3741 ОВОП, 4441 амбулатория. Развёрнуто 232 414 коек «стационара на дому», создано 7044 домовых хозяйства первой помощи. Обеспечена возможность записи к врачу в электронном виде или по телефону через колл-центр, а также дистанционного консультирования. Для проведения диспансеризации и оказания медицинской помощи на дому пожилым людям с ограниченнойподвижностью сформировано 6600 выездных бригад специалистов».
Не остались люди старше 60 лет и без высокотехнологичной медицинской помощи. В прошлом году, например, за счёт средств федерального бюджета она оказана 198 503 таким па циентам. «Причём в сравнении с предшествующим годом от мечен заметный рост объёмов оказания ВМП, – подчеркнуламинистр. – Так, если в 2011 г. в медицинских учреждениях, на-ходящихся в ведении субъектов Федерации, такая помощь была оказана 19 438 больным, то в 2012 г. эта цифра составила уже 62 096 человек, то есть в 3 раза больше. Для ветеранов Великой Отечественной войны развёрнуто 63 госпиталя общей мощностью 16,8 тыс. коек».
Что касается льготного лекарственного обеспечения, то в настоящее время в стране 2370 млн федеральных льготников старше 60 лет. За счёт средств федерального бюджета в прошлом году им отпущено лекарственных препаратов на сумму 18 955 млрд руб. Региональных льготников старше 60 лет на сегодня – 5,6 млн, общий объём их финансового обеспечения составляет 23 529 млрд руб.
Понятно, что обеспечение активного долголетия, борьба с новыми возрастассоциированными заболеваниями невозможны без проведения серьёзных научных исследований. Поэтому Минздрав России развивает сейчас три принципиальных научно-технологических подхода к борьбе с болезнями преклонного возраста. Это ранняя диагностика важнейших социально значимых заболеваний на бессимптомных стадиях болезней, на основе методов геномного и постгеномного анализа, в том числе на основе генетической паспортизации, разработка комплексных научных программ активного долголетия, развития регенеративных и клеточных технологий с целью разработки средств восстановления утраченных функций и структур организма. «Эти направления позволят в ближайшие 3-5 лет обеспечить прорыв в лечении инсулинзависимого диабета, нейродегенеративных заболеваний, восстановлении функций печени, костной и хрящевой тканей», – полагает В.Скворцова. По её словам, «большие надежды возлагаются на научно-методические под ходы персонализированной и предиктивной медицины, ос-бенно эффективные в борьбе со старением».
Так что можно, видимо, поспорить с великим Генрихом Манном, утверждавшем, что «старость – самая безнадёжная из всех болезней». Одна из основных задач государственной политики в отношении пожилых людей – сохранение их здоровья и создание условий для здорового долголетия – стала не только насущной, но и приоритетной задачей обновлённого Минздрава России.
Использовать потенциал пожилых людей
«Мне – всегда 18, остальное – стаж» – так отвечает на, мягко говоря, не совсем корректный для женщины вопрос одна из моих знакомых. Рад за неё, за её оптимизм и неиссякаемую веру в то, что старость – эту одну из ипостасей человеческой жизни можно, слава богу, и встретить, и прожить достойно.
Сегодня 32 млн россиян – в возрасте от 60 лет и старше. За 4 последних года средняя продолжительность жизни выросла у нас в стране почти на 2,5 года и достигла 70,3 года. Поддержание максимально возможного качества жизни таких пациентов и является ключевым моментом в определении сущности паллиативной медицины: она ориентирована на лечение больного, а не поразившей его болезни. Тем более что уже через 10 лет когорта граждан «кому за 60» увеличится в России, по оценкам экспертов, на 7-8 млн и пожилых будет уже почти 40 млн человек. К 2018 г. средняя продолжительность жизни составит, как прогнозируется, 74 года.
Сейчас в экономике нашей страны занято около 10 млн лиц старше трудоспособного возраста и ещё более 300 тыс. пенсионеров готовы работать. «Мы говорим о наступающем дефиците трудовых ресурсов – это действительно такая притча во языцех, но пожилые люди – это, как правило, опытные кадры, которые могут принести пользу и своей стране, и своему населённому пункту, и просто самим себе, своим близким, потому что пока человек работает, он, как известно, живёт активной жизнью, – заметил Д.Медведев. – Это вопрос личный, каждый его по-своему решает, но в целом это правильно, и нужно просто постараться продлить активное профессиональное долголетие…»
Хочу заметить, что говорить так у премьера есть все основания. Около 15% россиян предпенсионного и пенсионного возраста, по данным социсследований, высказывают желание пройти профобучение или повысить квалификацию. При этом 70% из них имеют как минимум среднее или высшее образование. Так что трудно не согласиться с главой Минтруда России Максимом Топилиным: эти люди, «безусловно, заслуживают лучших перспектив, чем, скажем, работа консьержем или охранником на автостоянке».
«Использование потенциала пожилых людей, их опыта и накопленных знаний можно рассматривать как социально-экономическую программу развития современного общества», – убеждена и В.Скворцова.
Константин ЩЕГЛОВ.