23 декабря 2024
Медицина нашей страны претерпевает весьма непростые времена. Однако, к сожалению, складывается впечатление, что правительство до сих пор считает положение здравоохранения легко поправимым. Не уверен, что это так: мы сегодня сохраняем социалистическую структуру организации медицинской службы, не худшую для своего времени, но уже архаичную - в стране, в которой уже 15 лет как реставрирован капитализм. Помним, что социализм в советском исполнении имел много общих черт с феодализмом, особенно в сфере прав и межчеловеческих отношений. Наше здравоохранение унаследовало много черт патроната. В отношении пожилых и беспомощных граждан и детей это еще оправдано, но как быть со взрослыми самодостаточными людьми?
Понятно, что настало время, когда надо реформировать здравоохранение страны. Примеров - удачных и неудачных - сколько угодно. Те изменения, которые происходят в последние годы у нас, настолько неполны и не завершены, что остается только развести руками. Чувствуется стремление заморозить структуру, но не ясно, в чьих интересах. Свои мысли по сути происходящего я попытаюсь изложить ниже...
...Берег речки или озера. Свежесть, запах близкого жилья. Пригородный дачный поселок. Каждый нормальный взрослый мужик может срубить избу и прокормить свою семью весьма незатейливыми средствами производства - топором, пилой, лопатой, ломом и мотыгой. Простое доказательство сему - наши шестисоточные дачные участки, на которых имеющий руки показывает чудеса агротехники и плотницкого мастерства, возводя хоромы и ежегодно обеспечивая всех близких вареньями, соленьями, маринадами, картошкой, капустой, свеклой - в общем, всем, кроме мяса, хлеба с молоком и маслом и сахара с солью. В выходные и отпуска. Невдалеке от озера или речки. Чуть расширить наши участки - не будет необходимости в покупке всего, разве только соли с сахаром и чая с кофе. Если добавить еще нашу заработную плату, то можно еще одеться и заплатить за жилье. А вот когда вы вознамеритесь приобрести жилье, то забудьте про одежду. Покуда вы работаете врачом-специалистом или медсестрой в поликлинике, или в больнице все равно кем, вопрос о приобретении или строительстве жилья даже и не возникнет. При условии, что вы, конечно, не принимаете подношения в виде толстых пачек с деньгами. Понятно, что государство, оставившее медиков один на один со своими проблемами в самые трудные послеперестроечные годы, в немалой степени поспособствовало развитию мздоимства и коррупции в медицине. Теперь можно ждать очередной кампании по борьбе с этим уродливым явлением. Есть, правда, еще островки, где взимание оплаты за доброе отношение к пациенту пока не стало правилом.
Для кого существует наше государство? Мы сумели погасить за 15 лет гигантские долги перед кредиторами из других стран, мы стали третьими в мире по накопленному золотому запасу, мы создаем немалый стабилизационный фонд - для чего? Что толку от этих миллиардов каждому из нас, кто работает у станка, в поле, на ферме, в классе, в медицинском кабинете, операционной или в палате, если мы выполняем весьма и весьма сложную работу, но отстранены от результатов этой работы разными хитроумными ухищрениями, которые сводят оплату за труд к физиологическому минимуму существования?
Технические новшества, ставшие в медицине развитых стран нормой, существуют у нас в единичных экземплярах и доступны только «самым-самым» и немногим по «лотерее» или за весьма приличную плату. Но в то же время правительство подает свою работу так, что создается впечатление, что у нас, если и не все пока в ажуре, то уже почти. И никто не вдается в подробности, что наши медики сегодня работают в условиях, в которых их коллеги в развитых странах трудились лет 30-40 назад. Тамошние доктора в аналогичных условиях работали не лучше, только правительства тех стран затем вложили в здравоохранение столько же средств, сколько в оборону. Потому они сумели поднять технологический уровень медицины и подготовку в массе своих докторов на ступень, которой нам сегодня удалось достичь только в единичных головных институтах.
Я не уверен, что Национальный проект «Здоровье» не простая кампания, которых мы видели уже множество, с псевдозаботой о народе. Его цель, с моей точки зрения, - накормить медицинскую номенклатуру. Такие мысли приходят в голову, во-первых, потому, что никто пока не видел этот самый проект в виде документа. Были и остаются только отдельные выдержки из него. Во-вторых, трескучая пропагандистская кампания, сопровождающая сие дитя нашего ведомства, оставляет в стороне действительно больные места здравоохранения. Например, нищету наших участковых, районных и городских больниц. И национальный проект, и оплата по ОМС не гарантируют существенных подвижек в создавшемся положении. Кстати, попытка создания страховой оплаты лечения так и не завершена. Больницы разного подчинения теперь финансируются аж из четырех источников: ОМС и бюджеты - федеральный и областной, и четвертый - муниципальный. Вот здесь возникает неравенство: муниципалитеты имеют весьма различный бюджет.
В-третьих, по причине многолетнего застоя, ежегодных сокращений коечного фонда и штатов небольших ЦРБ и городских больниц, вдогонку за сокращением населения районов, которые приводят к оскудению возможностей оказания медицинской помощи населению этих самых территорий. Постепенно сокращается спектр представленных в районах врачебных специальностей и медицинских услуг с целью экономии средств. Разве не противоречит такая тенденция разрекламированной идее национального проекта? А разве не должны бы органы, управляющие здравоохранением, предусмотреть, стандартизировать и обеспечить минимальный набор медицинских манипуляций, которыми должны владеть в каждом фельдшерском пункте, в каждой участковой (которые тоже постепенно исчезают) и районной или городской больнице? Или Основы законодательства об охране здоровья, гарантирующие равный доступ к медицинской помощи гражданам нашей страны, отменены?
И наконец, только ленивый еще не высказался по поводу так называемых доплат работникам первичного звена и акушерам. Я, анестезиолог, рад за своих коллег - участковых докторов, которым дали по 10 тыс. руб., а также за акушеров. Однако и участковым докторам, и акушерам можно посочувствовать - вместе с доплатой им надо теперь заполнять на приеме намного больше разных отчетных бумаг, не имеющих к лечению больного никакого отношения. Диспансеризация и в прошлом не вызывала восторгов ни у населения, ни у врачей. Ее возрождение не обещает ничего нового: те же формальности, а что до пользы - пока не ясно. Между тем нормативы на прием остались прежними - 12 минут на человека у терапевтов.
Разве хирург, окулист, кардиолог и эндокринолог, невролог или оториноларинголог, и возможно, что и анестезиолог, выполняют менее важную, менее квалифицированную и ответственную работу, чем участковая медсестра? А зарабатывают, с учетом президентских доплат, меньше. Разве здесь нет элементов инфляции не только высшего медицинского образования, но и отношения к высококвалифицированному труду? Разве не имели те же участковые терапевты и работники скорой помощи ранее доплат «за участковость» и «колесных»? Имели, но не получилось заполнить поликлиники и «скорые» высококвалифицированными кадрами. Даже если и помогут нынче, не получится ли наполнение кадрами поликлиник за счет стационаров? Кому не известна басня Крылова про Тришкин кафтан? А пока никаких намеков, что наш президент намерен как-то упорядочить это, не только с моей точки зрения, несоответствие в оплате труда врачей, нет. Обещание в течение 3 лет увеличить заработную плату бюджетникам в 2 раза сообщает лишь то, что за ближайшие годы темпы инфляции сохранятся и цены вырастут как минимум в 2 раза. А ведь надо содержать семьи...
Осознавая это, наша прагматичная молодежь, в былые годы создававшая огромные конкурсы в медицинские вузы, постепенно переориентировалась на более доходные профессии. Среди тех же, кто по какому-то недоразумению все-таки выбрал медицину, все меньше желающих быть врачами в своем отечестве. Часть выпускников эмигрирует, кто-то уходит в смежную фармакологию, другие выбирают не связанные с медициной специальности и работают - весьма успешно! - в фирмах, где требуется умение наладить психологический контакт с людьми. Выпускники ведь неплохо образованы. Таким образом, вырисовывается две проблемы: понизился общий уровень поступающих в медицинские вузы; среди тех, кто поступил, самые одаренные и умеющие принимать ответственные решения, избегают «счастья» работать в отечественном здравоохранении.
С древних времен известно, что ремесло должно кормить, поить, одевать, обувать и обеспечивать кровом. Если труд не рабский. Мы, в некотором смысле, некое новое старое явление в нашем времени, характерное для периода зарождения мануфактур. Для нас и слово придумали - «бюджетники». То ли пенсионеры, то ли стипендиаты, то ли не пойми кто. Так вот. В роли угнетателей теперь выступило наше любимое государство, а мы как бы пролетарии. Из нас хотят выжать все, что возможно, и как можно дешевле. Потому нам еще предстоит длительная дорога в борьбе за цивилизованное отношение к нашему труду и к признанию этого труда квалифицированным, соответствующим по оплате по крайней мере госслужащим. Как на Западе. Кроме того, нам еще надо будет бороться за создание условий нашего труда, не худших, чем, скажем, где-нибудь во Франции или Великобритании. Таким образом мы не только улучшим качество прежде всего своей работы и обезопасим наших пациентов и себя от тех досадных и трагических случайностей, которые то и дело с удовольствием смакуют на телевидении, но и поднимем престиж своей профессии. Для этого, возможно, потребуется создание оппозиционных правительству общественных и политических организаций. Не только медицинских. Существующие профсоюзы пока не заметны в борьбе за права медиков.
... Почему я начал материал с сельской идиллии? Я осознаю, что моей зарплаты сейчас еле-еле достает на самые элементарные вещи, а потому необходимо себя обеспечивать любым другим способом. Или перерабатывать в выходные, ночами. Работать в отпуске. Страшно думать о пенсионном возрасте, когда вопросы пропитания встанут в полный рост: пенсия врача составляет гигантскую сумму - 3-4 тыс. руб., надо заплатить за квартиру, а с тем, что останется, делать что угодно. Вот тут дачка с участком будет весьма кстати - и позволит не протянуть ноги с голоду. Одним словом: не жили богато - нечего и начинать.
Будет ли опубликован национальный проект? Не знаю. Можно ли опубликовать то, чего нет в природе? Или он есть, но это большой секрет?
Владимир ЛИСИЦЫН, анестезиолог.
Олонец, Республика Карелия.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru