10 ноября 2024
Один из участников творческого вечера журналиста, писателя, общественного и политического деятеля Олега Попцова, не выдержав, поинтересовался у юбиляра: как ему удалось в его 75, познав идеологические окопы и блиндажи, так хорошо сохраниться? «Вы, наверное, красите волосы?» - прозвучал вопрос. На что Олег Максимович усмехнулся: «Предлагаю пари на бутылку коньяка. Возьмите ватку со спиртом, и, если обнаружите краску, коньяк ваш. Но если нет - извините - мой!»
И всё же - в чем секреты столь завидного творческого долгокипения? С таким вопросом корреспондент «МГ» пришел к президенту Евразийской академии телевидения и радио, генеральному директору издательско-полиграфи-ческого комплекса «Пушкинская площадь» и Медиа-центра Олегу Попцову. Но сначала...
- Вы не однажды затрагивали тему исторической памяти. С горечью говорите об утерянном имидже страны...
- В чем сила прошлого? Оно открывает глаза в будущее. Мы - не начало, мы все - продолжение. Ген памяти - главный ген жизни. Из прошлого надо уметь взять всё самое ценное, не закрывая глаза на пороки, - мол, «этого не было», и тогда вы поймете, почему на одном стволе дерева созревают горькие и сладкие плоды.
История всегда сложна. В ней есть и черное и белое. Но это наша история. В любом случае ее надо постигать. Мы называем свою страну «великой». Самоопределение пошло не от каких-либо свершений - за ним, прежде всего, масштаб территории России. Ее надо сделать процветающей, что у нас никак не получается - ни в царские времена, ни полнообъемно в советские годы, и уж тем более сегодня.
Мы преуспели в декларациях. Вот уже 20 лет у нас кризис: экономический, системный, административный, правовой, кризис отечественного производства, науки, просвещения, армии, куда не повернись - кризис. И это при полном отсутствии самокритики. И ответа на вопрос: кто и что тому причиной? Прилипли к газовой и нефтяной трубам, не построили ни одного завода, ни одного НИИ. Полностью потеряли промышленность. Практически - науку, медицину, продуктивное сельское хозяйство. Разучились развиваться и потерпели сокрушительное фиаско.
«Поганые» большевики вытолкнули интеллигенцию на трех кораблях. Было такое. А сейчас диаспора российских ученых в Нью-Йорке - 118 тысяч. Почему-то мы теперь пытаемся их вернуть. Определяя вектор движения, нынешняя власть всё время находится в состязании с двумя прошлыми страны - советским и 90-х годов. Второе полностью проигрывает первому. Да, не было свободы. Я 25 лет руководил журналом «Сельская молодежь». Мы и еще «Новый мир» имели двух цензоров. Каждый месяц я часами сидел в центральной цензуре, отстаивая очередной номер. За время моего редакторского бытия получил 17 выговоров. Но тот, кто хотел быть свободным журналистом, был им. Требовалось лишь доказать, что твое понятие свободы необходимо стране и в не меньшей мере ее политическому руководству. Мы печатали опальных литераторов. Первыми заговорили о частной собственности. О возвращении фермерства...
Прошлое не прощает забвения. КПСС была великой партией. 18 миллионов! Но еще в 1941 году академик Вернадский отмечал: «...Интеллект рядовых членов партии начинает опережать интеллект ее руководителей». Удивительно, как его не расстреляли!.. Когда количество людей, вступающих в партию из идейных соображений, стало уступать тем, кто шел в нее из корыстных, вот тогда начался развал. А ведь ныне в некоторых партиях сплошь чиновники, блюдущие свой «интерес». Старый лозунг «Советская власть плюс электрификация всей страны» сменил новый афоризм - «Суверенная демократия плюс ме-неджеризация всей страны».
- Ваше отношение к ситуации в медицине. Что тревожит?
- Прихожу в свою поликлинику и вижу, как в добротном здании второй год идет ремонт. Создается громадное платное отделение. При том, что и сегодня мало что делается бесплатно.
Мы лукавим, говоря о причинах депопуляции. Людям негде жить. Непросто содержать семью. Чтобы попасть в детский сад, надо встать в очередь за год. И конечно, заплатить... Почему у нас смертность значительно превышает рождаемость? Но это ведь было одной из целей шоковой терапии младореформаторов. Бывший министр Зурабов ввел сверхоскорбительный для старшего поколения параметр «дожи-тельства». Чтобы поскорее сбросить затраты с государства.
Сколько детей без родителей!.. Надо создавать эталонные детские дома, которые потом станут суворовскими и иными эталонными училищами. Но власть предпочитает - так дешевле, - чтобы ребят разобрали добрые семьи. Это ли выход?
Большевики допустили грубейшую ошибку, уничтожив понятие частной собственности, лишив страну инициативы обладателя такой собственности. Реформаторы 90-х наступили на те же грабли - совершили вторую революцию, провозгласив: «Да здравствует частная собственность! Геть - государственная!..» А ведь только сочетание разных форм собственности - частной, государственной, коллективной обеспечивает нормальное развитие. И это записано в нашей Конституции. Но посмотрите - какое воровство порождает бесконтрольность.
Что творится с лекарствами! Они в руках частников. Достаточно пройтись по аптекам на одной улице. Здесь лекарство стоит 60, через сотню метров - 70, рядом -90 рублей. Подобного нет ни в одной стране мира.
Страна имела мощную лекарственную промышленность. Разрушили во имя чего? Во имя обогащения. Масса зарубежных лекарственных препаратов. Страна уподобилась африканской колонии. На вопрос к власти «Как же так?» - ответ: «Это не к нам. Это рынок регулирует». А возьмите гигантские масштабы подделок! Недавно пожаловался своему доктору: назначенные уколы не помогают... - «А где вы покупали лекарства?» Называю аптеку. Доктор морщится: «Похоже, паленые»...
Все занимаются самолечением. Агрессивная реклама подчинена одному: любым способом заставить человека открыть кошелек. Идет разрушение здоровья нации.
Передо мной письмо из Краснодарского края. Седой доктор, ветеран войны, отработал в одной из станиц 50 лет главным врачом. Теперь лежит в родной больнице в коме, после неудачной операции. Местные эскулапы разводят руками: «Ничего не в силах сделать»... После моего звонка губернатору вроде бы закрутились. Вот такое отношение к старому поколению. Что-то неладно в нашем медицинском королевстве...
За всем этим - беспамятность. Когда-то мы пели: «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет». В октябре 1917-го революционеры поставили на нищее, безграмотное большинство. И сделали его самым образованным, самым читающим в мире. В 90-е годы новые руководители поставили на сверхменьшинство, сделав большинство нищим. Перед нами уродливый, криминальный капитализм.
- Кого из медиков вы считаете примером?
- Я знаю немало замечательных докторов. Ренат Акчурин, Лео Бо-керия... Помню концерт оркестра Павла Когана, посвященный академику Михаилу Давыдову в честь его юбилея. Для меня культовой фигурой является детский врач Леонид Рошаль. Мог бы назвать еще десятки фамилий, но боюсь кого-то обидеть, пропустив.
Запомнилось признание одного замечательного врача: «В 30 лет у меня не возникало вопросов - моментально ставила диагноз. В 40 лечить стало труднее: начала задумываться. А вот в 60 каждый больной стал для меня проблемой: подход к пациенту должен быть строго индивидуальным». Да, врач становится настоящим специалистом после 50 лет. Впрочем, это касается не только медиков - любого ученого. Их нельзя мерить по нормам спортсмена. Урожай созревает гораздо позднее.
- Что помогает вам сохранять рабочую форму?
- Даже находясь в командировке, в гостинице, не забываю об утренней зарядке. Жизненный тонус поддерживает постоянная творческая загрузка. И конечно же, семья. У меня прекрасная жена Инна, художник. Две дочери. Радуют внуки.
- Вы 14 лет проработали в ВГТРК и на ТВЦ. Чем объяснить, что ныне телевидение, мягко говоря, у многих россиян не в почете?
- Телевидение живет по законам власти. А та собирает руководителей каналов: «Значит, так... Зарабатывайте, сколько и как хотите. Вы не трогаете нас, мы не трогаем вас. Свобода слова? Лучше после 12 часов ночи». Всё подчинено погоне за рейтингом. Дискуссионные передачи - те идут ближе к полночи или глубоко за полночь. Свобода слова для спящих...
- Начинается новый, 2010 год. Что вы от него ждете?
- Для россиян всегда громадную роль играла национальная идея. Она объединяла, мобилизовывала страну. Вспомним лозунг - «Догнать и перегнать!» Хотелось бы, чтобы нас всех зажгла такая же идея. Она есть. Я бы ее сформулировал так: «Ты востребован. Здесь и сегодня». Но, конечно же, эту востребованность надо обеспечить. А это уже обязанность и ноша власти.
При этом уточню. Поступательная модернизация не в силах заменить рывка, прорыва. Она может дополнить их. Двигаясь поступательно, мы никогда и никого не догоним. Это закон диалектики. Наши оппоненты всё время идут в динамике прорыва.
Беседу вел
Михаил ГЛУХОВСКИЙ,
корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru