23 декабря 2024
Укрепление здоровья подрастающего поколения сегодня должно стать приоритетной задачей всего общества, при этом важнейшая роль должна быть отведена профилактической медицине - эта мысль настойчиво звучала на всех симпозиумах и заседаниях форума. На нем обсуждались гигиенические проблемы дошкольного воспитания и обучения, влияние инновационных образовательных школьных технологий на формирование здоровья учащихся, вопросы профессионального образования и труда подростков, эффективность работы клиник, дружественных молодежи, и многое другое.
Всё взаимосвязано
Как отметил председатель Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков профессор Владислав Кучма, период обучения ребенка в школе - это время интенсивного роста, развития и наиболее существенных функциональных перестроек, а значит, наибольшей чувствительности организма к воздействию факторов окружающей среды как благоприятных, так и неблагоприятных, вызывающих значительное напряжение механизмов адаптации растущего организма. Следовательно, надо быть к нему особенно внимательными. Однако, по данным института, полученным при углубленных обследованиях за последние 5 лет, прослеживается почти двукратное увеличение распространенности хронической патологии за период пребывания детей в образовательных учреждениях Москвы. В 2005-2007 гг. по сравнению с 1998-2000 гг. I группа здоровья уменьшилась в 3 раза, несколько сократилась II группа здоровья и увеличивается III группа.
По мнению участников конгресса, важным фактором, влияющим на здоровье учащихся, является модернизация системы образования, связанная с повышением учебных нагрузок, использованием новых педагогических технологий без учета возрастных психофизиологических особенностей и функциональных возможностей. Повышение учебных и эмоциональных нагрузок наряду со снижением возраста приема в школу приводит к развитию стрессовых состояний, дефициту сна, уменьшению двигательной активности, следствием чего является увеличение распространенности нервно-психических нарушений и функциональных отклонений со стороны сердечно-сосудистой системы.
Отмечается снижение числа детей с нормальным физическим развитием. Сохраняется значительный процент лиц с дефицитом массы тела. Вместе с тем увеличивается доля детей с превышением массы тела, преимущественно у мальчиков.
В целом ряде регионов Российской Федерации образовательные учреждения находятся в неблагоприятном санитарно-гигиеническом состоянии (не имеют канализации, централизованного водоснабжения, расположены в приспособленных зданиях, дети занимаются в 2-3 смены и т.д.). А между тем, как подчеркивает заведующая кафедрой охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности доктор медицинских наук из Уфы Зоя Хуснутдинова, здоровье и безопасность самого образовательного учреждения нельзя отрывать друг от друга.
Одним из ключевых факторов поддержания здоровья и эффективности обучения является рациональное и полноценное питание. Однако, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, за последние 10 лет среди старшеклассников вдвое снизилось ежедневное употребление свежих овощей, фруктов, соков. В 2,5 раза увеличилась доля лиц, употребляющих только 1 раз в неделю и реже молочные и мясные продукты, свежие овощи, фрукты, соки. В то же время отмечается увеличение потребления консервированных продуктов более чем в 2 раза. Такие же тенденции выявляются и среди учащихся начальной школы.
Важной составляющей частью внутришкольной среды, оказывающей воздействие на здоровье детей, служит мебель. Но в 12,8% школ она не соответствует санитарным требованиям.
Значительное место на конгрессе отводилось обсуждению проблем, связанных со здоровьем дошкольников. Подчеркивалось, что организация учебно-воспитательного процесса в современных дошкольных образовательных учреждениях характеризуется увеличением умственной нагрузки. Происходит подмена развивающих и оздоровительных задач дошкольного учреждения образовательными задачами. В процесс образования и воспитания дошкольников внедряется множество инновационных образовательных моделей, в которых акцент сделан прежде всего на раннее вовлечение детей в предметное обучение, расширение объема получаемых знаний. Подобные воспитательные подходы могут способствовать нарушениям процессов адаптации, выражающимся в значительном нервно-эмоциональном и сенсомоторном напряжении, что в последующем приводит к функциональным расстройствам и способствует развитию заболеваний. Как отметила старший научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Ирина Лашнева, сегодня в структуре функциональных отклонений и хронических заболеваний дошкольников ведущее место занимают нарушения костно-мышечной системы. Чаще стали встречаться асимметричные формы нарушения осанки, что связано с длительными статическими нагрузками у дошкольников.
При поступлении ребенка в школу его общая двигательная активность падает во много раз. В существующей традиционной практике школьного обучения ей отводится только 10-18% общего времени. Уроки физического воспитания лишь в малой степени компенсируют дефицит движений. К сожалению, в суточном бюджете времени современных школьников преобладают статические виды деятельности. Даже более 60% младших школьников имеют дополнительные занятия, близкие по характеру к учебной деятельности (занятия с репетиторами, иностранным языком, шахматами и др.), то есть с выраженным статическим компонентом.
Продолжительность ежедневного просмотра телевизионных передач младшими школьниками в течение 1 часа в день составляет 54,4%, 2 часов - 33,9% и 3-4 часов -11,7%.
Свой вклад в развитие гипокинезии вносит время, затрачиваемое детьми на выполнение домашних заданий, которое даже в начальной школе превышает регламент СанПиНа у 50% учащихся.
По данным исследований, только 4,2% учащихся младших классов делают утреннюю гимнастику. Всего 3% имеют достаточную длительность прогулок.
В то же время, как отметил В.Кучма, имеющиеся научные данные об увеличении всех видов физкультурных занятий в школе (уроки физкультуры, малые формы физических занятий, организация динамических пауз и уроков и т.д.) до 3-5 часов в неделю демонстрирует увеличение уровня физической подготовленности учащихся, снижение острой заболеваемости (до 3-4 раз).
К сожалению, сегодня не все школы имеют возможность проводить занятия на своей базе, в 28-34% из них нет спортивных залов, большинство испытывают дефицит спортинвентаря и оборудования. Нередко отсутствует медицинский контроль за распределением учащихся на физкультурные группы, не организованы занятия специальных и подготовительных групп, что, конечно, не обеспечивает повышение функциональных возможностей школьников средствами физического воспитания.
Как уже говорилось, реализация большинства учебных программ сопровождается интенсификацией учебного процесса, широкой компьютеризацией обучения, увеличением суммарной учебной нагрузки при снижении двигательной активности учащихся. По словам заведующей лабораторией гигиены обучения и воспитания, доктора медицинских наук Марины Степановой, в ходе внедрения современных образовательных стандартов никакой разгрузки на деле не произошло, обучение по-прежнему носит гиподинамический характер. Учебные нагрузки на школьников нередко в несколько раз превышают их возможности, распределяются в недельном цикле без учета динамики работоспособности учащихся, не соблюдается принцип чередования предметов различной степени сложности. Расписание уроков составляется нерационально. Авторитарный стиль преподавания по-прежнему доминирует.
- Наши дети, - говорит М.Степанова, - с неохотой идут в школу. Очень небольшое количество из них - с радостью, и еще меньшее число детей хотят видеть своих учителей.
Стрессы, стрессы...
Напряженный характер учебы, выраженная интенсификация учебного процесса, дефицит времени для усвоения информации являются психотравмирующими факторами для ребенка, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает стрессорное воздействие на развивающийся детский организм, - отмечают ученые. - Длительное пребывание детей в таких условиях способствует закреплению негативных сдвигов в физиологических реакциях организма, что формирует невротические расстройства с последующей клинической манифестацией, нарушениями деятельности сердца, желудочно-кишечного тракта, других органов и систем.
- Рост функциональных отклонений среди младших школьников за последние 5-7 лет, - сказал В.Кучма, - мы рассматриваем и как стрессовые реакции на сложившееся явное противоречие между возросшими требованиями школы в связи с вводимыми в ней инновациями и ухудшенным состоянием здоровья детей при поступлении в школу.
Уже в 1-2-х классах у 31,1-32% выявляются признаки повышенного и высокого стресса. Высокий уровень эмоционального напряжения имеют 48% 15-16-летних школьников, что почти в 3,5 раза больше, чем среди их сверстников в 60-70-е годы прошлого века (14%). Подростки постоянно испытывают страх неудачи, неуверенность в своих силах, чувство обиды, вины и стыда. Это в значительной степени связано как с социальными и экономическими преобразованиями в обществе, так и с увеличением школьных и эмоциональных нагрузок.
- Как показали наши исследования, - поделился результатами работы В.Кучма, - проявлением повышенной тревожности и низкой стрессоустойчивости является широкое распространение среди старших школьников частых головных болей, сердцебиений, неприятных ощущений в животе перед ответом на уроках, выраженной усталости в конце учебного дня, значительных переживаний из-за отметок. 43% подростков признаются, что они не в состоянии справляться со своими эмоциями и управлять ими.
Как считает профессор Наталья Чёрная, большое количество отклонений в эмоциональной сфере - это очень значимый факт, ведь эмоциональное благополучие является фоном для оптимального развития. Кстати, как известно, любые отклонения в состоянии здоровья прежде всего проявляются эмоциональными отклонениями. Следовательно, считают ярославские ученые, и любое отклонение в эмоциональной сфере может быть диагностическим индикатором. В частности, выявлена прямая связь в возрастной группе дошкольников между признаками агрессивности и заболеваний ЛОР-органов. Признаки тревоги и страха чаще зарегистрированы у дошкольников при наличии заболеваний дыхательной системы. Прямая связь установлена у младших школьников между заболеваниями желудочно-кишечного тракта и суммарной оценкой выраженности поведенческих нарушений. Этих функциональных связей гораздо больше. Они могут быть основой новой концептуальной модели повышения эффективности диспансеризации.
Минус вредные привычки
Для современных детей, отмечалось на конгрессе, характерно раннее начало курения, что наблюдается во всех регионах страны (42,4% мальчиков и 28,6% девочек начинают курить в возрасте 10 лет).
Тревожным является факт значительного увеличения к концу школы числа лиц, злоупотребляющих алкоголем (1-2 раза в неделю и чаще): среди юношей - в 2,6 раза, среди девушек - в 3 раза.
По словам доктора медицинских наук Леонида Чичерина, в последние годы наркологами, психиатрами, гигиенистами и другими специалистами к привычным составляющим психоактивных веществ - табаку, алкоголю, наркотикам - всё чаще в силу негативного влияния на растущий организм причисляются информационные технологии, в первую очередь персональные компьютеры.
Приведенные данные свидетельствуют о недостаточной адекватности современной системы гигиенического обучения и воспитания школьников по формированию у них умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья.
Еще хуже обстоят дела со здоровьем учащихся профессиональных училищ. Их медико-социальный статус по сравнению со сверстниками-школьниками характеризуется более выраженным распространением хронических заболеваний и функциональных отклонений, низким качеством жизни, большей распространенностью поведенческих факторов риска и проявлений асоциального поведения. В то же время в связи с реорганизацией медицинского обслуживания подростков до сих пор не выстроилась адекватная социальным и гигиеническим особенностям контингента система их медицинского обеспечения.
Сложившаяся ситуация требует усиления профилактической направленности на всех этапах воспитательно-образовательного процесса.
- Профилактику мы понимаем, - подчеркнул В.Кучма, - как сложный комплекс экономических, законодательных, организационных, медицинских и психолого-педагогических мер, которые призваны способствовать предупреждению школьно обусловленных заболеваний и сохранению здоровья детей в образовательных учреждениях. Она должна предусматривать различные уровни (популяционный, групповой и индивидуальный) и направления действий. Реализация программ профилактики школьно обусловленных заболеваний будет эффективной только при условии законодательного закрепления профилактического принципа отечественного здравоохранения; системного подхода к межведомственному взаимодействию; достаточного финансового обеспечения; систематического освещения проблемы в средствах массовой информации.
По мнению участников конгресса, необходима разработка и принятие государственной целевой программы формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи. Требуется усиление межведомственного подхода к разработке федеральных, региональных и муниципальных мероприятий по охране, сохранению и восстановлению здоровья детей. Следует содействовать развитию школ здоровья, и, конечно же, необходимо реформирование медицинского обеспечения учащихся в образовательных учреждениях.
Материалы конгресса подготовила Валентина ЕВЛАНОВА, корр «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru