10 ноября 2024
Наша страна часто идет своим, отличным от многих стран путем. Вот и предприниматели у нас больше опасаются не бандитов, а «наездов» со стороны налоговых и фискальных органов. Это объяснимо. Поскольку даже не самая тщательная проверка любого предприятия выявит массу вещей, грозящих крупными неприятностями. Вести бизнес в России без сучка и задоринки очень и очень непросто.
Если же «наезд» налоговиков или правоохранительных органов является «заказным», можно не сомневаться, что даже успешное дело быстро и безнадежно зачахнет. А еще существуют такие малоприятные вещи, как проблема возврата долгов или обеспечение безопасности коммерческих сделок. Из нашей же российской действительности (никуда от этого не уйдешь) - вопросы безопасности самих предпринимателей, их личного имущества.
Между тем существует компания, которая может минимизировать риск по всем этим «охранным» направлениям. К примеру, оформление документов для получения лицензии, в том числе и лицензирование деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ. Здесь занимаются так называемыми направленными мероприятиями (устные и письменные консультации, юридическая помощь при проведении проверок), могут помочь с финансовым анализом деятельности медицинских и фармацевтических организаций. Берут на себя информационное обслуживание в сборе и анализе сведений о конкурентах, проверяют надежность деловых партнеров.
По этому поводу генеральный директор компании «СВ-информ» Георгий ДЕМИДОВ дает интервью «Медицинской газете».
- Георгий Георгиевич, сейчас все говорят о международном финансовом кризисе. Эксперты высказывают как оптимистические, так и пессимистические прогнозы, но сходятся в том, что быстро он не закончится. Между тем криминогенная ситуация в ближайшее время на фоне ухудшения экономических показателей может резко обостриться. Чем это грозит фармацевтическим предприятиям и медицинским организациям?
- Многие ошибочно полагают, что основная угроза предприятиям исходит от клерков среднего и высокого уровня (менеджеров, руководителей отделов и подразделений, заместителей директоров и т.д.). На самом деле это не так, вернее, не совсем так. Опасность для современного предприятия может исходить от абсолютно любого сотрудника, начиная от сторожа и уборщицы и заканчивая высшим руководством - директором, президентом...
Есть такое понятие, как «убытки субъектов». Так вот результаты независимых исследований свидетельствуют о том, что эти потери, причиненные собственными работниками, могут достигать до 90% суммы ущерба! Иначе говоря, практически весь ущерб предприятие может получить только по причине внутренней коррупции.
Международная организация, которая специализируется на борьбе с внутренней коррупцией и мошенничеством на предприятиях, распространила следующие данные: в среднем около 6% своего оборота западные компании теряют по вине своих работников. Причем в данном случае речь идет не об ошибках или случайных просчетах сотрудников предприятий, а об их обдуманных действиях, направленных на получение личной выгоды и причиняющих немалый ущерб интересам компании. В результате в развитых современных странах субъектам хозяйствования рекомендуют тратить на деловую разведку и промышленный шпионаж сумму, составляющую 0,5 -1% от общей суммы оборота предприятия.
Конечно, аналогичные исследования проводились и среди представителей российского бизнеса, и дали примерно такие же результаты: порядка 83% работников предприятий и организаций в той или иной степени склонны к воровству, мошенничеству или иным деструктивным по отношению к предприятию действиям при наличии благоприятных для этого обстоятельств. Около 9% российских работников являются постоянными и активными участниками внутренней коррупции, и лишь 8% действительно честно работают на благо предприятия и не желают участвовать в сомнительных операциях.
Известная консалтинговая фирма провела в ноябре 2008 г. опрос более 3600 предприятий и организаций разных форм собственности. Выяснилось, что около 45% опрошенных субъектов хозяйствования полагают: проблема внутренней коррупции их не касается в настоящее время и вряд ли коснется в ближайшем будущем. Однако этот показатель во многом базируется не на реальном положении вещей, а на специфическом, чисто «российском» отношении к мошенничеству и коррупции. Факты мелкого злоупотребления всерьез никто не воспринимает, в то время как в западных странах тщательно фиксируется и анализируется всё, что обнаружено.
Более того - многие российские руководители предприятий и организаций полагают: пусть подчиненные подворовывают, но не выше определенного уровня. В среднем этот уровень составляет порядка 10-15% от оборота предприятия, и суммы такого ущерба в управленческом учете просто относят на издержки компании. Стоит ли говорить, что на такой благодатной почве внутренняя коррупция цветет пышным цветом?
- Что можно противопоставить этому в условиях, когда надо экономить каждый рубль?
- Для обеспечения успешной работы своего предприятия необходимо иметь грамотно поставленную систему внутреннего аудита. Уточним для непосвященных: внутренний аудит - это комплекс мероприятий, направленный на обеспечение сохранности денежных и товарно-материальных ценностей.
В настоящее время среди отечественных специалистов не наблюдается единства мнений насчет того, что считать внутренним аудитом. Одни считают, что внутренний аудит - это периодические внезапные проверки кассы и инвентаризация товарно-материальных ценностей на складе, другие - что в это понятие входит также постоянный мониторинг заключаемых сделок и т.д. Наверное, каждый руководитель сам должен решить, какой аудит больше подходит именно для его организации...
- Насколько быстро и эффективно можно определить, что на предприятии или в клинике не всё в порядке?
- Существуют определенные индикаторы, по которым служба внутреннего аудита либо служба собственной безопасности предприятия может определить, что уже что-то случилось. О них уже не раз рассказывалось в той или иной форме. Но самое главное, что они по-прежнему эффективны. Вот наиболее характерные из них.
Если работник проявляет ничем не оправданный интерес к работе других структурных подразделений предприятия, скорее всего, здесь дело нечисто. Если его в первую очередь интересуют какие-либо конфиденциальные сведения, можно на 100% быть уверенным, что это не просто праздная любопытность, а трезвый расчет, подкрепленный материальным стимулированием со стороны заинтересованных лиц (конкурентов, недоброжелателей компании и т.д.). Подобные действия должны быть жестко и решительно пресечены, а «любознательного» сотрудника, скорее всего, придется просто уволить.
Еще одним индикатором хищений и злоупотреблений может являться резкое увеличение личных расходов работников при отсутствии у него видимых легальных доходов. Конечно, не исключен вариант, что человек просто выиграл много денег в лотерею, или получил наследство, либо у него произошло что-то в этом роде... Именно это «что-то» позволило ему купить квартиру (машину, дачу, отдохнуть на Кипре и т.п.). Но все мы знаем, что такие случаи довольно редки, поэтому если скромный офисный клерк или работник склада внезапно разбогател, это повод серьезно заняться проверкой всего, что связано с его деятельностью.
Служба безопасности с помощью нехитрых, но эффективных приемов может проверить благонадежность любого из сотрудников, речь идет о так называемых искусственных индикаторах злоупотреблений. Например, работнику, ответственному за получение наличных денег (в банке, контрагентов и т.п.), могут дать пачку денег, в которой будет 2-3 лишние купюры. Если этот человек не отреагирует на это, то он либо нечист на руку (попросту говоря, ворует всё, что плохо лежит), либо невнимательно относится к своим должностным обязанностям (что тоже неприемлемо для сотрудника, работающего с наличными деньгами).
- Георгий Георгиевич, насколько мне известно, ваша фирма занимается не только обеспечением безопасности на предприятиях...
- Очень часто у фармацевтических компаний и клиник возникают проблемы с получением лицензий. Для того чтобы собрать все необходимые бумаги и в установленный срок представить их в контролирующий орган, порою нужно иметь чуть ли не целое подразделение, которое будет заниматься этой проблемой. Мы приходим на помощь в сборе необходимой документации и в получении лицензии. Наши специалисты прекрасно подготовлены и отлично знают законодательство. Поэтому мы можем помочь как в получении (продлении) лицензии, так и в регистрации ЛС.
Еще одна сфера нашей деятельности касается фармацевтического рынка. Наши юристы помогают правильно составить договоры с агентами и контрагентами компании. Есть в списке «СВ-информ» и известные фирмы, давно завоевавшие лидирующие позиции на фармацевтическом рынке.
- Но ведь нормативная база часто меняется, не слишком ли самонадеянно в этой связи утверждать, что компания может помочь пройти лицензирование?
- Действительно, есть внутренние нормативные акты, которые издаются Росздравнадзором и печатаются в качестве приказов. Изучать все приказы есть возможность не у каждого руководителя. Тем более что в системе «Консультант» они часто публикуются с опозданием. Но на то мы и профессионалы, работающие на этом рынке. Наши специалисты, что называется, постоянно изучают документы, встречаются с ответственными работниками, участвуют в обучающих семинарах. Если вносятся изменения, то мы об этом узнаем одними из первых. Кстати, такие возможности есть далеко не у всех юридических фирм. Наш принцип - всеобъемлемость, а многие замыкаются только на маленький сектор юридических услуг в здравоохранении и фармации.
Мы понимаем, что клиентам удобно работать с компанией, которая будет им интересна в сотрудничестве по нескольким направлениям. Еще одна наша услуга - мониторинг ситуации на фармацевтическом рынке. Наши эксперты, анализируя полученные данные, составляют информационные справки, отчеты. Они помогают фирмам сориентироваться, какое положение их организация занимает среди конкурентов. Здесь же определение приоритетных направлений, сегментов, решение сложных вопросов. Такие независимые оценки помогают посмотреть на себя как бы со стороны. Как юридическая фирма мы можем контролировать и выполнение подписанных договоров.
- Мне кажется, что аутсорсинг хорош во времена, когда рынок стремительно развивается. Вот тогда действительно лучше переложить часть функций на профессионалов своего дела, а не отвлекать ведущих специалистов, которые могут сосредоточиться на главном - занятии новой ниши для продукции компании...
- Это спорный вопрос. Когда идут сокращения, у каждого специалиста становится больше обязанностей. Хорошо, если при этом еще и зарплата увеличивается. Он отвечает за больший участок работы, возрастает его нагрузка и доля ответственности за успешность компании. Соответственно, все заняты текущими, каждодневными делами. К сожалению, государственные органы у нас часто отказывают в регистрации, продлении лицензии совершенно безосновательно. В полной уверенности, что никто не сможет отстаивать свои права. Нет, времена изменились.
Приведу один пример. В законе написано, что определенной деятельностью могут заниматься государственные учреждения и иные организации. Вот этот момент «иные» лицензионные органы всегда трактуют в свою пользу. Они стараются убедить, например, что коммерческой аптеке нельзя продавать наркотические препараты. С точки зрения юридической, мы беремся доказать, что наши клиенты все-таки имеют право вести такой бизнес. Если возникают вопросы, то мы готовы представлять их интересы в государственном органе и отстаивать интересы нашего клиента. Кстати, последнее нам не один раз удавалось. Закон един для всех. Его букву нужно знать и понимать, как трактует то или иное право законодатель. Мы не боимся в некоторых случаях и поспорить с государственными органами, когда чиновники пытаются повернуть закон так, как им этого хочется. Закон нужно исполнять всем и одинаково. В отстаивании интересов клиентов сотрудники нашей организации имеют большой опыт. Могу сказать даже так, что юристов такого уровня, знающих все тонкости нормативной базы в медицине, единицы.
Я уже говорил, они всегда в курсе тех изменений, которые происходят в законодательстве. Все новшества доводятся до наших клиентов. А это позволяет быстрее сориентироваться в документации, принять меры, вовремя представить документы, чтобы не лишиться лицензии. Мы отслеживаем и сроки, когда надо подавать документы на продление лицензии. Организация вполне может об этом забыть, и это уже не будет головной болью ее руководства.
Беседу вел Валерий МАТВЕЕВ.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru