09 ноября 2024
Кемеровская областная клиническая больница – ведущее медицинское учреждение Кузбасса, ориентированное на жителей малых городов и сельских территорий области. В ее состав входят 970-коечный стационар и консультативная поликлиника на 800 посещений в смену. За год здесь получают высокоспециализированную медицинскую помощь более 20 тыс. пациентов.
С 2010 г. КОКБ возглавляет заслуженный работник здравоохранения РФ, доктор медицинских наук Вадим НОВИКОВ. Сегодня он делится с читателями «МГ» своим представлением о роли крупной больницы в процессе модернизации здравоохранения региона.
Беспрецедентные вливания
Благодаря мерам, предпринятым федеральным правительством и региональной властью, в здравоохранение Кузбасса пошли колоссальные деньги. В минувшем году только наша клиническая больница освоила около 200 млн руб., что позволило нам начать капитальный ремонт консультативной поликлиники, повысить квалификацию сотрудников, отправив их на учебу, приобрести современное эндоскопическое оборудование. Сейчас, кстати, в пути магнитно-резонансный томограф и нейронавигационная установка.
Конечно, всё это стимулирует менеджеров и рядовой состав больницы к тому, чтобы выйти на новый уровень оказания медицинской помощи. Но мы осознаем, что понятие модернизации надо наполнять не только ремонтами и поставками оборудования, но и сугубо медицинским смыслом – в виде создания пациентоориенти-рованных технологий.
В первую очередь они базируются на подготовке высокопрофессиональных кадров, на создании таких условий, которые позволят им реализоваться максимально полно. Параллельно должна идти стандартизация лечебно-диагностического процесса. А также – структурное изменение всей системы оказания медицинской помощи, формирование медицинских холдингов с вертикальным подчинением. Холдинг, во главе которого будет стоять крупная многопрофильная больница, позволит реально приблизить высокоспециализированную помощь жителям самых удаленных территорий.
Где взять кадры, которые решают всё?
Ответ на этот вопрос и прост и сложен одновременно: настоящих профессионалов лучше растить в собственном коллективе.
На базе нашей областной больницы развернуто 8 кафедр Кемеровской государственной медицинской академии, которую возглавляет доктор медицинских наук, профессор Валерий Ивойлов. Студенты проходят у нас практику, а значит, мы видим их отношение к делу и можем выбирать для себя лучших из лучших.
Но чтобы оставаться хорошим специалистом, врач должен изо дня в день совершенствовать свои знания и опыт. В нашем учреждении ставка сделана именно на это. Так, в прошлом году совместно с КемГМА мы провели 25 научно-практических конференций по актуальным вопросам терапии, педиатрии, хирургии, неврологии и других областей медицины с привлечением ведущих специалистов страны. Мы вместе участвуем в международных клинических исследованиях, под руководством профессоров академии выполняются научные работы и защищаются диссертации.
Врачи больницы обучаются на лучших научно-исследовательских и практических базах России и зарубежья. В 2011 г. 76 человек прошли подготовку в институтах Москвы, С.-Петербурга и Сибири, более 80 участвовали в научных форумах. Ездили на семинары и мастер-классы в Германию, Италию, Чехию…
Сегодня 95,5% наших врачей аттестованы, две трети имеют высшую квалификационную категорию. В их числе – 46 кандидатов и 3 доктора медицинских наук. А из 76 ведущих специалистов Департамента охраны здоровья населения администрации Кемеровской области 22 являются сотрудниками КОКБ.
Защищенность медиков
Престиж профессии врача определяется его социальным положением. Мы все давали Клятву Гиппократа. Но будем реалистами: кроме идеи, врачу нужна достойная зарплата, он должен иметь жилье и быть уверен в решении других социальных проблем.
Что касается мер социальной поддержки, они существенны и на уровне региона, и на уровне больницы. Благодаря губернатору Кемеровской области Аману Тулееву в Кузбассе активно развиваются жилищные программы для молодых специалистов, позволяющие им получать беспроцентные ссуды на жилье или оформлять ипотеку на суперльготных условиях – под 3 или 5%.
В самой больнице создан мощный соцпакет. Ежегодно мы организуем отдых для детей сотрудников. Совет ветеранов КОКБ шефствует над неработающими пенсионерами. Кроме того, выдаем персоналу беспроцентные возвратные займы сроком до 2 лет, ежегодно выделяя на эти цели до 7 млн руб. из внебюджетных средств.
Не менее актуальна и проблема профессиональной защищенности медицинских работников. Медицина, увы, не всесильна. А пациенты и их родственники всё чаще предъявляют претензии к лечебным учреждениям, причем не всегда обоснованные. Лично я вижу очень напряженным 2013 г. , когда вступит в силу закон о страховании профессиональной ответственности медиков. В Америке на защите интересов пациентов выстроен мощный бизнес. Нашей стране нужен медико-правовой механизм, защищающий, с одной стороны, медицинских работников от необоснованных исков, а с другой – дающий пациентам гарантии на профессиональную качественную помощь.
Мы пошли на опережение, став первопроходцами в здравоохранении региона: с 2010 г. за счет внебюджетных средств страхуем ответственность коллектива. Начали с самых рискованных специальностей, с хирургов и процедурных медицинских сестер. Потом расширили список, включив в него весь персонал, непосредственно участвующий в оказании медицинской помощи.
По условиям страхования, за каждый страховой случай предусмотрены выплаты в размере до 1 млн руб. К счастью, проверить эту систему в действии пока что не привелось. Но сотрудники знают: случись что, механизм цивилизованного выхода из конфликтной ситуации уже создан. Мы гарантируем им, что в случае иска они не останутся один на один с судебной системой. Медработники, со своей стороны, гарантируют высокое качество оказания медицинской помощи.
Чувствуя такую заботу, люди выкладываются по максимуму. В прошлом году, например, заместителю главного врача по лабораторной работе Григорию Вавину за достижения в области науки присвоено почетное звание «Лауреат премии Кузбасса». В областном конкурсе «Лучший врач года» победителями стали заведующий эндоскопическим отделением Михаил Мерзляков и заведующая биохимической лабораторией Елена Бойко, врач-невролог Владимир Семёнов, а также заведующий отделением челюстно-лицевой хирургии Николай Малков. Эти специалисты – наша гордость.
Человеческий фактор
Обычно эта фраза наполнена негативным смыслом: раз «фактор», значит, человек где-то недоглядел, отнесся недостаточно внимательно… То есть речь идет о «неправильной» психологии специалиста. И действительно, мало понимать технологию лечебного процесса, надо еще быть психологически подготовленным к работе с больными людьми.
Несколько лет назад в больнице было введено обязательное анкетирование пациентов перед выпиской. Процедура занимает 10-15 минут, и человек, который уже не чувствует свою зависимость от медперсонала, искренне сообщает о том, что ему понравилось в работе учреждения, а что нет. Первоначально анкетирование было анонимным, а с прошлого года его сделали именным: анкеты стали подшивать к историям болезни. В любой момент истории можно поднять и посмотреть: так, вот на этого доктора жалуются несколько человек… А это – основание для оргвыводов. В итоге всего за год мы втрое уменьшили количество жалоб пациентов. Анкеты стали реальным инструментом, который позволяет нам «расшивать» узкие места – касается ли это доброжелательности персонала, времени пребывания в приемном покое больницы или качества питания.
С декабря 2011 г. для персонала КОКБ введен обязательный курс по конфликтологии – для этого мы пригласили психолога, занимающегося именно медицинскими коллективами, с их спецификой. На первом этапе слушателями стали все заместители главного врача, заведующие отделениями Кемеровской областной клинической больницы и старшие медицинские сестры (в больнице 32 отделения). Во время занятий они не только обсуждали проблему профессионального выгорания медиков и способы противодействия этому, но и участвовали в тренингах по урегулированию конфликтных ситуаций.
С нынешнего года клинический психолог станет штатным сотрудником КОКБ. Акцент в его деятельности будет перенесен на работу конкретных отделений и общение с «трудными» больными.
Об эффективности этих мер свидетельствует тот факт, что уже сегодня 89% наших пациентов оценивают результат полученного лечения на «хорошо», а 97% рекомендуют своим близким обратиться в нашу больницу.
По стандарту – равняйсь!..
Областная больница по праву считается флагманом кузбасской медицины. Наши специалисты владеют самыми современными методами диагностики и лечения, многие уникальные для региона операции впервые были выполнены именно в наших стенах.
Так, в центре трансплантологии больницы была успешно проведена сложнейшая операция по родственной пересадке почки 22-летней пациентке из города Калтан. А наши сосудистые хирурги, впервые выполнив «гибридную» операцию на периферических артериях нижней конечности, в короткие сроки поставили на ноги 70-летнего пациента. Ведущие специалисты лор-отделения внедряют новые технологии лечения заболеваний гортани, и не так давно микрохирурги в прямом смысле вернули дар речи 19-летнему больному, молчавшему много лет…
Но как-то в нашей стране повелось, что все мы настроены на подвиг. А между тем хорошая качественная работа медиков должна стать повседневным делом. Если врач добился выдающегося результата, он должен закреплять его и тиражировать дальше. В этом смысле переход на стандарты оказания медицинской помощи очень актуален.
В 2011 г. благодаря областной администрации и личной поддержке губернатора мы получили за счет средств областного бюджета свыше 130 млн руб. на внедрение федеральных стандартов оказания медицинской помощи. В общей сложности было внедрено 55, высокотехнологичную помощь получили 1795 пациентов, специализированную – 815. В текущем году количество федеральных стандартов возрастет до 62, плюсом к ним пойдут 11 региональных. А общее количество пролеченных таким образом пациентов превысит 3800 человек. Хочется, чтобы в перспективе в федеральные стандарты вошли такие высокозатратные нозологии, как онкогематология и дегенеративные заболевания нервной системы. Пациентов, страдающих такими недугами, много, и лечить их сегодня очень сложно.
Работа по стандартам позволила поднять зарплату медиков. Но главное – она повысила доступность квалифицированной медицинской помощи для простых граждан. Ведь часть этих сложных вмешательств мы проводили и ранее. Но, поскольку на них не распространялись квоты на высокотехнологичную медицинскую помощь, средства на их проведение пациентам приходилось искать самостоятельно. Чтобы получить квоты, больница прошла дополнительное лицензирование по 14 профилям. И теперь помощь для пациентов бесплатна – а в среднем лечение одного больного стоит порядка 100 тыс. руб.
Холдинг как требование времени
Показательно, что отбор больных для высокозатратного лечения врачи КОКБ проводят сами, выезжая для этого в самые отдаленные уголки Кузбасса. В прошлом году специалисты наших выездных бригад в общей сложности осмотрели и проконсультировали около 55 тыс. пациентов с территорий. Кроме того, в больнице постоянно обслуживаются жители нескольких сельских районов, где ситуация с собственными кадрами особенно напряженная. На мой взгляд, всё это не что иное, как элементы работы медицинского холдинга, прообраз которого мы создаем сегодня.
Для российской глубинки такие холдинги, объединяющие в одно структурное целое деятельность медиков в территориях с деятельность ведущих ЛПУ региона, – жизненная необходимость. Ведь для того, чтобы полностью закрыть дефицит кадров в здравоохранении, потребуется не одни год. Но пациенты не могут ждать так долго, они вправе рассчитывать на квалифицированную помощь здесь и сейчас.
Создание крупного медицинского объединения с вертикалью подчинения, с приданием ЦРБ статуса филиалов позволило бы сконцентрировать кадровые и материальные ресурсы, сократить расходы на содержание административных аппаратов управления там, где управленцев больше, чем врачей. И унифицировать подходы к диагностике, лечению и реабилитации пациентов на всей территории области.
Положительный пример объединения головного учреждения с территориальными в Кузбассе уже имеется – несколько лет назад здесь под эгидой Кемеровского областного клинического противотуберкулезного диспансера была объединена вся туберкулезная служба области. Этот опыт вполне можно распространить на многопрофильные больницы: единый метод в лечении, диагностике и реабилитации, единый финансово-хозяйственный механизм, позволяющий наиболее рационально использовать материальные и человеческие ресурсы.
Главным результатом программы модернизации здравоохранения должно стать повышение удовлетворенности населения медицинским обслуживанием, повышение качества его жизни. А понятие этого качества, согласно данным социологического исследования, на 70% определяется состоянием здоровья каждого конкретного человека.
Записала
Валентина АКИМОВА,
соб. корр. «МГ».
Кемерово.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru