09 января 2025
Похоже, началась очередная научно-техническая революция, на этот раз связанная с разработками в области нанотехнологий. Правительство России одобрило Федеральную целевую программу по развитию инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2010 годы и формированию современной национальной нанотехноло-гической сети с созданием Российской корпорации нанотехнологий. Объем финансирования программы составит миллиарды рублей, причем основная часть суммы выделена из федерального бюджета.
Прорыв в будущее
По оценкам зарубежных инвестиционных компаний, в недалеком будущем с помощью нанотехнологий в мире будет производиться половина медикаментов. На такие лекарства возлагаются большие надежды: смоделированные на молекулярном уровне, они должны стать более эффективными в лечении тяжелых заболеваний. Речь идет уже о том, что препараты будут выпускаться чуть ли не под каждого конкретного пациента на основе генной информации. Можно, конечно, помечтать, что не за горами время, когда человек поставит себе на службу искусственную ремонтную клетку, которая сможет вовремя устранять неисправности в других клетках и восстанавливать их, а также очищать организм от раннего атеросклероза - механическими и химическими путями. Ходит себе наноробот по кровеносной системе и чистит нам холестериновые бляшки... Неплохо. Или, например, вообразить такие механизмы, которые, распознав вирус гриппа, уничтожат его в считанные минуты, и человек окажется здоровым. Но самое заманчивое - в другом: ДНК-ремонтники через свои анализаторы при необходимости могут вырезать ген старения, и оно отступит!
Мечтать, конечно, не вредно. В действительности наномедицины пока еще не существует, а есть только нанопроекты и надежды на то, что эти проекты, воплотившись в медицину, как раз и дадут нужные результаты. Но тем не менее определение наномедицины специалисты уже нашли, обозначив ее как совокупность профилактических, лечебных, хирургических и восстановительных средств с молекулярной избирательностью и высокой степенью оперативного вмешательства.
Нанотехнологии стали темой очередного научного кафе, проводимого агентством «ИнформНаука» и фондом Дмитрия Зимина «Династия». Но, по большому счету, открытого диалога между учеными и журналистами не состоялось. Возможно, потому, что и говорить-то было особенно не о чем, а вернее рановато, и гости словно воды в рот набрали. Да, нанотехнологии обещают революционный взрыв, но до появления нанороботов еще далеко. В данный момент нужна инфраструктура, мощная экспериментально-технологическая база, необходимы кадры и активная поддержка государством фундаментальных исследований. А проведение экспериментальных работ в области нанотехнологий нуждается в самом современном оборудовании, причем мало купить это оборудование - надо иметь специалистов, которые могли бы использовать приборы по назначению. Имеются в виду высокоразрешающие электронные микроскопы последнего поколения.
- Есть такие области науки, в которые человек входит путем совершенствования обычных технологий, - сказал академик РАН М.Алфимов. - Существует огромное число научных достижений, связанных с эволюционным путем развития, среди них и нанотехнологии, которые являются полем для сегодняшней фундаментальной науки. Человек должен научиться получать частицы не просто нанометрового размера, но и определенного распределения и химического состава. А получив, использовать для модификации, что и является основным результатом, который мы уже имеем и который, по мнению экспертов, к 2015 году будет виден обществу. Я бы сказал, что наступает золотой век для фундаментальной науки и спрос на нее.
По мнению ученого секретаря Института теоретической и экспериментальной биофизики А. Куликова, на научном кафе ученые были не особенно разговорчивыми, может быть, потому, что чувствовали себя не в своей тарелке.
- Я всю жизнь занимался трансплантологией и физиологией, и вдруг совсем недавно понял, что, оказывается, имею дело с нанотехнологиями, - заметил А. Куликов. - У нас уже есть свои разработки, например, по методам компенсации экспериментального диабета, методам приостановки возрастной инволюции тимуса, и другие. Мы пересаживаем генетические структуры, именно наноразмеров, от одной особи в другую. Наверное, мы все стали сейчас нанотехнологами. Может быть, потому, что в эту область пошли деньги...
Участники кафе признали, что в настоящее время большинство ученых пока еще не представляют четко, что же такое нанотехнологии, а если не существует ясности, то как можно профессионально заниматься делом, которого не видишь? В таком случае деньги просто уйдут на ветер... Как сказал директор Института статистических исследований и экономики знаний профессор Л.Гохберг, подходы к нанотехнологиям принципиально разные: материаловедение - это одно, а биология и медицина - совсем другое. У нас есть специальность «микробиология», но вот бионанотехнологии нет, как нет и специалистов для нее. По некоторым оценкам для реализации российской нанотехнологической программы потребуется от 15 до 20 тыс. специалистов. Потихоньку мы все же движемся вперед: их подготовкой уже занимаются в Московском энергетическом институте, других вузах.
Безусловно, отметил профессор Л.Гохберг, развивать новое направление надо и в первую очередь потому, что у него широкие перспективы, с выходом в медицинскую практику. А вот на взгляд профессора НИИ физико-химической медицины В.Говоруна, в настоящий момент акцентировать внимание следует все-таки на другом. Люди болели, болеют и будут болеть, от этого никуда не денешься. Любые новые технологии решают старые задачи, и одна из них, стоящая перед медициной и биологией, - как можно дольше поддерживать человека в хорошей физической форме. И речь даже не о том, чтобы продлевать ему жизнь, а о том, чтобы качество этой жизни становилось лучше. А этого можно добиться только благодаря точной диагностике, более детализированной и углубленной, благодаря разработке новых лекарственных препаратов, также более эффективных, чем существующие. Пока еще трудно ответить на вопрос, готовы ли новые технологии заменить старые? Да, разработки необходимы, но когда они придут в практику? И о каких нанороботах может идти речь, если у большинства пациентов отсутствует элементарная медицинская культура и их после 40 лет не заставишь сделать коронарографию, чтобы проверить свои сосуды и вовремя диагностировать ишемическую болезнь сердца?
Не всё то золото, что блестит
Проблему, связанную с нанорисками, конечно же, невозможно было обойти стороной, и говорили о ней практически все гости научного кафе. Федеральная программа по развитию наноиндустрии, принятая Правительством РФ, предполагает разработки подходов к обеспечению безопасности нанотехнологий. Экспертный совет еще окончательно не определен, как не определены и организации, которые выполняли бы конкретную работу. Программа только стартует. Кстати, ученые отмечали, что наноиндустриальная революция вызывает в мире достаточно большое противодействие. И в частности это связано с вопросами безопасности. Лет через 15-20 нано-объекты войдут в строительные материалы, бытовую технику, станут попадать в воздух, в воду, оттуда - в организм, внутрь клетки... А учитывая их размер, трудно даже предположить, что они могут натворить в нашем организме. Поэтому, естественно, нужны испытания, разработки методов контроля и очистки воды и воздуха от наночастиц, тесты, которые определяли бы их наличие. Иначе говоря, необходимо организовать систему защиты населения от нанотехнологий. Получается, что мы имеем палку о двух концах. Осторожность и осмотрительность - вот залог планомерного развития этого направления, говорят специалисты. Опасности от применения нанотехнологий пока реально оценить никто не может, поскольку очень сложно представить себе масштабы их развития.
Исследования, проведенные зарубежными компаниями, свидетельствуют о том, что взаимодействие наноматериалов с живыми клетками, может быть, действительно, непредсказуемым и опасным. Эти материалы гораздо проще вступают в химические реакции, чем крупные объекты; из-за своего малого размера наночастицы могут легко проникнуть в человеческий организм через его защитные барьеры (эпителий, слизистые), респираторную систему и желудочно-кишечный тракт. Причем установлено, что абсорбирующие свойства наноэлементов довольно высоки, и если они будут распространяться в окружающей среде, может возникнуть опасность поглощения ее загрязнителей и активное их распространение.
Например, английскими экспертами в области здоровья и окружающей среды доказано, что микрочастицы не прошедших необходимую проверку продуктов могут вызвать у человека проблемы с органами дыхания, сердцем, иммунной системой. Организация, которая сертифицирует в Англии пищевые товары, отказывается рассматривать продукцию, которая содержит наночастицы «вредного» размера. Такие продукты не сертифицируются на экологическую безопасность. В США подход упрощенный: там просто-напросто производители не всегда упоминают о содержащихся в товаре нано-частицах. Но это, как говорится, до поры до времени: наступит момент, когда общество прозреет и забеспокоится. Зато американцы оказались более «продвинутыми» в другом отношении: значительные средства бюджета страны тратятся на пропаганду новых технологий, в том числе нанотехнологий. Обществу разъясняют, что это такое, каким образом новые научные достижения будут способствовать развитию экономики, насколько они безопасны.
Кроме того, специалисты тех стран, где активно разрабатываются проекты по созданию наномедикаментов, пытаются оценить риск применения и совершенствования нанотехнологий. Большое число ученых призывают к установлению моратория на производство и использование материалов и изделий, изготовленных при помощи нанотехнологий. И - на неопределенный срок, до тех пор, пока не окажутся достоверно выясненными все возможные последствия их применения и пока мировым сообществом не будет создан и одобрен строгий свод правил для защиты человечества от потенциальных угроз.
На Западе уже поняли, что продукты нанотехнологий должны поступать в массовую продажу только после того, как потребитель будет уверен в их безопасности. Поэтому правительства стран обязаны гарантировать своим гражданам, что использование новых технологий в производстве не угрожает здоровью и состоянию окружающей среды. Лекарственные препараты, улучшенные с помощью наноматериалов, более тщательно проверяются, а разработанные клинические тесты становятся с каждым разом все более длительными.
А что у нас?
В России немало контролирующих организаций - Ростехнадзор, осприроднадзор, Росздравнад-зор, Роспотребнадзор... Безусловно, у нас тоже предпринимаются конкретные шаги по заблаговременному поиску способов борьбы с потенциальными опасностями нанотехнологий. Роспотребнадзором подписано постановление о контроле над продукцией, полученной с использованием нанотехнологий. Особую озабоченность специалистов вызывают крошечные частички углерода, которые могут попасть в мозг и оказать на организм человека, вероятнее всего, разрушительное воздействие.
Но является ли это новостью? По статистике, жители крупных городов с каждым вдохом принимают в свой организм почти 25 млн нано-частиц, получаемых от выхлопов автомобилей. Как отмечали участники научного кафе, сегодня на одного жителя Москвы приходится одна выхлопная труба автомобиля. Сложилась парадоксальная ситуация: люди, выезжающие за город, начинают болеть. Воздух не тот! Им нужен воздух другой, отравленный, с неправильным содержанием всех компонентов, для того чтобы нормализовать свою внутреннюю функцию. То есть мы начинаем генетически изменяться. И вот именно этот факт и должен настораживать государство, заставляя его думать об улучшении качества жизни своего народа. Развитие нанотехнологий как раз и позволит увидеть то, чем мы сегодня дышим, что пьем и едим.
- Я хотел бы обратить внимание на то, что в каждой стране фармакопея построена по-своему, - сказал пресс-секретарь Государственной дирекции целевой научно-технической программы по исследованиям и разработкам приоритетного направления развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы С. Рябчук. - И техническая, и технологическая базы фармакопеи очень разнятся. Российская фармакопея чрезвычайно консервативная и жесткая. Американская – страшно либеральная по одной простой причине: в США можно выпускать какие угодно лекарства, но с условием, что вы их не станете продавать в Америке.
Как отмечали ученые, бесконтрольное использование нанотехнологий может повлечь за собой большие опасности, а их правильное применение, наоборот, принести большие преимущества.
- Мы должны понять, что нанотехнологии являются новой реальностью, которая пока не поддается государственному регулированию, - сказал в заключение академик РАН М.Алфимов. - К нам пришла новая культура, и необходимо с ней считаться. Вероятно, следует задуматься о создании принципиально нового законодательства, новых механизмах и институтах регулирования. Только обоснованный научный подход способен ускорить прогресс в молекулярной отрасли и сделать жизнь людей безопасной.
Татьяна КУЗИВ, корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru