24 декабря 2024
Работа детским хирургом в течение четырех десятилетий позволяет мне высказаться о тех тенденциях, которые проявляются и обостряются в настоящее время в одной из быстро развивающихся направлений медицины - детской хирургии.
В 30-е годы ХХ столетия открылись педиатрические факультеты в медицинских вузах страны, что явилось чрезвычайно необходимым и целесообразным для отечественного здравоохранения. С этого началось становление хирургии детского возраста как самостоятельной дисциплины. В последние 30 лет учебные программы по детской хирургии для студентов педиатрических факультетов комплексно включали базисное изучение экстренной, неотложной и гнойной хирургии, абдоминальной и торакальной хирургии, травматологии и ортопедии, урологии, онкологии, неонатальной хирургии, реаниматологии-анестезиологии в условиях стационарной и поликлинической помощи. Была создана учебная дисциплина - «Хирургические болезни детского возраста».
В 50-60-е годы подготовка детских хирургов как общих специалистов многопрофильного уровня осуществляется на кафедрах детской хирургии педиатрических факультетов медицинских институтов страны через субординатуру, ординатуру и аспирантуру, а усовершенствование - на организованных кафедрах детской хирургии при ГИДУВах (в настоящее время медицинские академии последипломного образования) Москвы и Ленинграда бесплатно. Свидетельства, подтверждающего почасовое обучение по разделам детской хирургии, выданного после успешной сдачи экзамена, было достаточно, чтобы работать по специальности. В этот период в республиканских, краевых, областных центрах и крупных городах страны создаются стационары хирургии детского возраста, организуются детскими хирургами амбулаторно-поликлинические и консультативные кабинеты, открываются пункты неотложной хирургии и травматологической помощи детям. До этого хирургическая помощь детям производилась в основном по экстренным и неотложным случаям в хирургических стационарах для взрослых, нередко специалистами, недостаточно компетентными в хирургии детского возраста.
В последние три-четыре десятилетия в оказании хирургической помощи детям произошли значительные положительные структурно-профессиональные изменения, что нашло отражение в детской хирургии как специальности. Значительному улучшению хирургической помощи детскому населению страны способствовал целый ряд нормативных актов. В приказе МЗ РФ № 33 от 16.02.1995 представлено положение об организации аттестационной комиссии. В приказе МЗ РФ № 404 от 12.08.2003 детская хирургия узаконена как специальность под шифром 040202. В силу складывающихся объективных обстоятельств усовершенствования хирургической помощи детям в крупных многопрофильных детских больницах республиканских, краевых, областных центров и крупных городах страны в хирургии детского возраста возникает саморегулируемое формирование узкопрофильных специалистов: абдоминальных хирургов, колопроктологов, торакальных хирургов, урологов, неонатальных хирургов, травматологов-ортопедов, онкологов, ангиологов и пластических хирургов, трансплантологов, нейрохирургов, эндоскопических хирургов. В результате возросло качество оказания специализированной хирургической помощи детям, значительно расширились и углубились достижения в научных познаниях и исследованиях, технологии оперативных вмешательств, успешно используемые в практическом здравоохранении. Свидетельством этого является широкий диапазон тематики сообщений и докладов на конференциях детских хирургов, съездах и конгрессах педиатров.
Однако до настоящего времени узкопрофильные специалисты в хирургии детского возраста, их подготовка, специализация и усовершенствование юридически не узаконены. На мой взгляд, с целью углубленной подготовки детских хирургов по различным обозначенным выше разделам хирургии детского возраста необходимо через Министерство здравоохранения и социального развития РФ административно определиться в лицензировании и выдаче сертификатов по профильным специальностям. Тем более уже создан прецедент. Приказом МЗ РФ № 416 от 20.08.03 в рамках специальности «детская хирургия» - 040202 определена специальность «детская уроло-гия-андрология» под шифром 040202.02. При этом у других профильных специалистов в хирургии детского возраста имеются проблемы юридического документального подтверждения в профессии, что сдерживает процесс углубленного рационального развития и совершенствования высококвалифицированной и специализированной хирургической помощи детям.
В настоящее время считаю целесообразным в рамках специальности «детская хирургия» осуществлять наряду с общей и профильную углубленную подготовку детских хирургов по направлениям (условно): абдоминальная хирургия с неотложной и гнойной хирургией, урология с андрологией, колопроктология, торакальная хирургия, травматология и ортопедия, онкология, ангиология и пластическая хирургия, хирургия новорожденных, нейрохирургия, трансплантология, эндоскопическая хирургия. С документальным подтверждением лицензирования и выдачей сертификата по форме. Например, высшая категория по детской хирургии с профильной специализацией в абдоминальной хирургии, неотложной и гнойной хирургии или по детской хирургии с профильной специализацией в травматологии-ортопедии и т.д.
Базисная подготовка специалистов по общей хирургии детского возраста возможна в интернатуре в клиниках кафедр детской хирургии педиатрических факультетов медицинских вузов, что происходит в настоящее время. Подготовка специалистов с узкопрофильной специализацией целесообразна в ординатуре на базе тех же кафедр и кафедр детской хирургии академий (институтов) последипломного образования, научно-исследовательских институтов (например, НИИ педиатрии и детской хирургии Минздравсоцразвития России, НИИ травматологии и ортопедии и т.д.), а также в аспирантуре. Усовершенствование в профессии по установленной программе каждые 5 лет с лицензированием и выдачей сертификатов на кафедре детской хирургии академий (институтов) последипломного образования. С целью более детальной проработки представленных предложений считаю необходимым в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ создать комиссию под председательством главного детского специалиста хирурга. Разработанные комиссией положения «о подготовке детских хирургов и узкопрофильных специалистов в хирургии детского возраста» обсудить на коллегии с последующим утверждением министром и внедрением в практическое здравоохранение.
Вышеизложенные положения были представлены мною в докладе на совещании главных детских специалистов хирургов регионов страны на V конгрессе России «Современные технологии в педиатрии и детской хирургии» в октябре 2006 г. Проект постановления был передан в Министерство здравоохранения и социального развития РФ. К сожалению, положительных подвижек в разрешении этого насущного вопроса не произошло до настоящего времени, что заставило меня обратиться за советом к медицинской педиатрической общественности и детским хирургам через «Медицинскую газету».
Положительное решение этого вопроса чрезвычайно важно для юридического обоснования специальностей в хирургии детского возраста не только для практического здравоохранения, но и для комплекса научных исследований по различным ранее перечисленным направлениям. К счастью иногда вопросы разрешаются самостоятельно и весьма просто без административных проволочек. Замечательно, что диссертационные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций по педиатрии и детской хирургии рассматривают широкий научно-практический диапазон диссертационных работ, объединяя их под шифром 14 00 09 - педиатрия, либо 14 00 35 - детская хирургия, не указывая узкопрофильность научных исследований, но исключая бюрократические препоны. Безусловно, широкий диапазон научных исследований, в том числе в детской хирургии, значительно обогащает и прогрессивно продвигает уровень и качество специализированной медицинской помощи детям.
Следующим, чрезвычайно тревожным и очень важным вопросом в настоящее время является - кто же будет готовить специалистов, в частности детских хирургов? Два десятилетия назад об этом даже не задумывались, настолько всё было просто и понятно. Так, специалисты высшего класса - хирурги, одновременно преподаватели кафедр детской хирургии (ассистенты, доценты, профессора), выполняли и выполняют в клиниках (отделениях детских клинических больниц), от простых до сложных, как теперь принято говорить, высокотехнологичные исследования, манипуляции и оперативные вмешательства. При этом демонстрируя искусство не только врачевания, но и обучения. Сотрудники кафедр (ассистент, доцент, профессор) представляли собой практиков - специалистов высокой квалификации, научных сотрудников, генерирующих научные идеи, отрабатывая их и внедряя в практику здравоохранения, и преподавателей высшей школы. К сожалению, ситуация в высшей школе в настоящее время меняется к худшему. Подготовленные, нередко талантливые специалисты уходят с кафедр в коммерческие и частные учреждения на значительно более высокую заработную плату, выгодно обеспечивая семью и своих близких, возможные научно-практические командировки, либо вынуждены в юридически свободное время подрабатывать (удлиняя рабочий день до 12-14 часов, даже без выходных). В результате постепенно и несколько исподволь снижается уровень профессионализма педагогического состава кафедр. Отсюда снижается и уровень обучения и подготовки студентов для предстоящей врачебной деятельности, и уровень профессионализма в отечественном здравоохранении. Необходимо обеспечить достойную и достаточную материальную безопасность специалистов - преподавателей высшей школы незамедлительно.
Меня удивляет статус преподавателя клинических кафедр медицинских вузов страны. Оказывается, сформировавшийся высококлассный специалист, в частности детский хирург, пройдя подготовку в ординатуре, аспирантуре, затем работая ассистентом, доцентом, профессором и даже в ранге члена-корреспондента и академика РАМН, выполняющий сложнейшие оперативные вмешательства, разработавший и внедривший в практику иногда целую серию новаций по обследованию больного и технологий оперативных вмешательств, начавший свою карьеру и проработавший много лет на клинической кафедре медицинского института, университета, юридически не имеет хирургического стажа, числится только преподавателем высшей школы (о чем мне было сказано при оформлении пенсии). Этот специалист обучает врачеванию - хирургии, будучи кандидатом, доктором медицинских наук, имея престижные хирургические премии и награды, юридически не считается хирургом. Это выглядит абсурдно. Преподаватель, одновременно хирург, проработавший за операционным столом 30-40 лет, формально считается хирургом, а юридически нет.
В современных условиях необходимо наряду со статусом преподавателя клинической кафедры, научного сотрудника придать юридический статус специалиста клинициста - детского хирурга, хирурга, педиатра, терапевта, акушера-гинеколога и т.д.
Евгений КУЗНЕЧИХИН,
профессор
кафедры детской хирургии.
Российский государственный медицинский университет.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru