Вы здесь

Воспитание Человека

Выдающийся ученый, врач, гражданин и патриот России Николай Иванович Пирогов из своей более чем полувековой научной и общественной деятельности специально посвятил образовательному поприщу менее 5 лет. Но этого хватило, чтобы его имя заняло место среди крупнейших отечественных педагогических мыслителей и деятелей образования.

Крутой поворот судьбы


Впечатляющую характеристику личности Н.И.Пирогова дал известный психиатр И.А.Сикорский: «Подобно всем великим людям Пирогов, уже в самую раннюю пору жизни, восчувствовал в себе широкую программу своего существования и всю ее исполнил до конца, невзирая на ее сложности и размеры. В течение всей жизни он проявлял чрезвычайную, настойчивую, неустанную деятельность. Одаренный колоссальным самообладанием, он был стоек, терпелив, смел, бодро переносил удары судьбы. Несокрушимая воля составляла главный нерв его натуры и дала ему возможность закладывать и строить здание там, где почва еще вовсе не была готова. С редкою силою воли у него соединялась глубина и проницательность нежного сердца, дававшая ему возможность чувствовать пульс жизни и событий там, где взор обыкновенного человека ничего не замечал».

В педагогику Пирогов пришел в возрасте 45 лет, человеком зрелым, со сложившимися глубокими и стойкими убеждениями, оригинальной и целостной философской картиной мира, продуманной концепцией реформирования процессов воспитания молодежи. О причинах обращения врача к педагогической деятельности емко и образно написал Н.П.Сакулин: «Под гнетущим впечатлением от Севастопольской войны Н.И.Пирогов погрузился в скорбную гражданскую думу. Гражданин побеждает в Пирогове врача и ученого. Он приходит к глубокому убеждению, что мы «истинного прогресса можем достигнуть одним-единственным путем воспитания», что воспитание «после религии - самая высокая сторона нашей общественной жизни».

Итогом этих размышлений явилась опубликованная бесцензурно в июльской 1856 г. книжке журнала «Морской сборник» программная статья Пирогова «Вопросы жизни», сразу привлекшая к ней большое общественное внимание и вызвавшая огромный резонанс. По выражению Н.С.Карцова, «первоклассный хирург сразу является глубоким педагогом-мыслителем».

Произошедший громкий общественный резонанс был вызван сочетанием ряда обстоятельств. Прежде всего, конечно же, именем автора. Крымская война, героизм и трагедия Севастополя, в обороне которого хирург Пирогов принимал самое действенное участие, сделали его, по сути, национальным героем и привлекли внимание к личности Пирогова большой общественный интерес.

Именно искренность статьи наряду с ее фундаментальностью, глубиной, целостностью и всесторонностью окончательно определили тот невиданный в отечественной педагогике общественный резонанс. Она сразу стала крупным общественным явлением. И в результате очень существенным образом изменила и судьбу ее автора.

Пирогов, по предложению министра народного просвещения А.С.Норова, последовавшего 3 сентября, в начале октября 1856 г. занял должность попечителя Одесского учебного округа. Для Пирогова это было, конечно, очень серьезное решение. Ведь не только кардинально менялась сфера его профессиональной деятельности - медицина на педагогику, но изменилось и ее содержание. Вместо привычной научной, преподавательской работы, врачебной практики Пирогову предстояло на генеральской должности заниматься серьезной административной деятельностью. Как написал Сакулин, «знаменитый хирург проникся чисто евангельской верой в воспитание и решается на настоящий жизненный подвиг: он круто порывает со своим славным прошлым и делается педагогом».

Сохранились письма Пирогова, где он описывает свое душевное состояние в связи с назначением. Великому князю Константину Павловичу он писал: «Как отец и как русский я постигаю всю важность воспитания для нашей земли и искренне желаю его видеть основанным не на одних временных потребностях страны, но на началах более глубоких и верных».

А в письме верному другу баронессе Ф.Э.Реден он так изложил свое кредо: «Я от своей независимости и от своих убеждений не отказываюсь. И ничего не ищу. Если действительно желают, чтобы я мог быть полезным, то пусть меня не останавливают на полпути; этими полпутями я следовал уже много раз: теперь я не хочу больше действовать против своей совести и своих убеждений; для этого я, может быть, слишком хорош, может быть, слишком глуп».

Жесткое противостояние

Результаты деятельности Пирогова на посту попечителя сначала Одесского, а после отставки с этой должности с сентября 1858 по март 1861 г. попечителя Киевского учебного округа всегда оцениваются двояко. С одной стороны, отмечается безусловный, мощный личный вклад Пирогова, как он сам себя называл – «попечителя-миссионера», в развитие просвещения и образования на территории этих учебных округов, который проявлялся буквально во всем. Как отмечал в данной связи А.А.Мусин-Пушкин, «это был редкий Попечитель – вдумчивый философ, всегда проводивший серьезную педагогическую реформу, заранее всесторонне продуманную, являющуюся результатом не случайной мысли, а целой педагогической системы, неукоснительно им проводимой».

Вместе с тем, если посмотреть на это со стороны личной карьеры, то его деятельность действительно вряд ли можно признать успешной. Причины отставок Пирогова с постов попечителя учебных округов, разумеется, объясняются тем жестким противостоянием, которое он встретил со стороны всего бюрократического аппарата, мгновенно почувствовавшего в нем опасного чужака. Обвинения, которые предъявлялись Пирогову, были достаточно традиционны для реформаторов в сфере образования второй половины ХIХ – начала ХХ века. Резкое недовольство со стороны влиятельных русских националистов вызывало его стремление к созданию равных условий для получения образования поляков и евреев. В этом, естественно, виделись не только опасные политические последствия, но и «притеснение интересов русского народа».

Но особенно раздражал бюрократию подлинный демократизм Пирогова, его стремление решительно поддерживать различные формы самодеятельных организаций и объединений студенчества, гимназистов старших классов. В этом чиновничеству виделась исключительно опасность распространения «вольнодумства и нигилизма».

Непосредственным поводом к отставке с поста попечителя Киевского учебного округа стал решительный отказ, высказанный Пироговым на личной встрече с императором Александром II, выполнять надзорно-полицейские функции по отношению к студентам, которые с начала 1861 г. возлагались на попечителей учебных округов.

Все эти обстоятельства и привели, согласно указу от 13 марта 1861 г. , к увольнению Пирогова с поста попечителя Киевского учебного округа. Пирогова опять остановили на полпути. Как с горечью написал Николай Иванович в частном письме баронессе Реден, «во мне не хватает чего-то, чем необходимо обладать, чтобы быть приятным и казаться полезным».

Так или иначе, сразу после отмены крепостного права и начала этапа прогрессивного развития всех сторон общественной жизни, особенно образования, Н.И.Пирогов парадоксально и исторически несправедливо оказался не у дел, хотя как раз наступало его историческое время.

К идеалам добра и правды

В основе педагогической концепции Пирогова лежала просветительская идея: сначала «научиться быть человеком, а затем гражданином своей страны, приносящим ей пользу своим трудом». В данной связи им ставилась стратегическая задача в сфере воспитания «научить детей с ранних лет подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной».

Казалось бы, здесь явно просматривается насилие над детской природой. Однако Пирогов постоянно подчеркивал необходимость идти от духовного мира ребенка, от его «чудного, детского мира». По сути, в этом посыле и заключается педагогическое кредо Пирогова, которое состояло в том, чтобы выделить специальный длительный период формирования личности ребенка, пробуждения в нем подлинной веры и воспитания человечности.

Стержневая мысль педагогической концепции Н.И.Пирогова: «Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Не спешите с вашей прикладной реальностью, – призывал он, – дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку: наружный успеет еще действовать: он, выходя позже, но управляемый внутренним, будет, может быть, не так сговорчив и ловок, как воспитанники реальных школ, но зато на него можно будет положиться: он не за свое не возьмется. Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы: а главное, у вас будут люди и граждане».

Сначала воспитание должно быть обращено исключительно или, по меньшей мере, приоритетно к душе ребенка, «надо дать время состояться и вызреть его душе». И только затем следует развивать ум и сердце. Квинтэссенция воспитательных воздействий заключалась в том, чтобы формирующаяся личность успела стать человеком, на основе внутренних духовных сил, пока не наступил неизбежный дуализм.

Именно с этим принципиальным для Пирогова постулатом и было связано столь жесткое и шокирующее современных читателей неприятие им всех форм раннего интеллектуального развития, а особенно включения детей в различные театральные постановки (как стимулирующие у них опасный искус «казаться, а не быть») и любую соревновательную деятельность.

В идеале данный период «воспитания внутреннего человека» должен был охватывать всё время получения общего образования, то есть до окончания гимназии, по крайней мере до 14–15 лет. Именно отсюда столь страстное неприятие Пироговым специального образования, введения любых предпрофессиональных и профессиональных знаний, предметов, дисциплин в среднее образование.

Главная цель школы – воспитать в человеке свободную сознательную личность. По убеждению Н.И.Пирогова, в задачу воспитания должно входить «возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды, постепенное образование нравственных современных убеждений, образование твердой и свободной воли и, следовательно, воспитание тех гражданских и человеческих доблестей, которые составляют лучшее украшение времени и общества».

В данной связи педагог требовал от школы «подготовки людей, способных стать руководителями жизни, а не ее слугами; требовал от нее подготовки сознательных работников, а не бессловесных исполнителей; членов общества, способных не приспособляться к житейскому злу и уживаться с ним, а людей, научившихся понимать это зло и умеющих бороться с ним».

Нравственное формирование личности нельзя считать завершенным, если у человека не выработалось сознательное стремление к самосовершенствованию, желание путем напряженной внутренней работы выработать у себя твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, развить у себя волю и характер, необходимый для борьбы за свои убеждения. Нравственно сформированный человек имеет твердую мировоззренческую позицию и действует в соответствии с ней. Это требует неустанной работы над собой, умения вглядываться в свой внутренний мир, честно признавать свои ошибки и недостатки, преодолевать в себе неизменные и эгоистические стремления.

Главным для педагога выступали сознательное субъектное участие школьников в образовательном процессе и организация диалога между наставником и его питомцами. Поэтому, шокируя педагогическую общественность и чиновников, Пирогов последовательно выступал против таких незыблемых основ образовательного процесса, как экзамены и оценки. В них он видел лишь торжество столь ненавистной ему формы над реальным содержанием образования.

Учитель в процессе преподавания должен был широко применять наглядность, а главное – на уроке должно было постоянно звучать вдохновенное учительское слово, содействующее «развитию душевных способностей учащихся».

В данной связи он подчеркивал, что «просвещение никогда не достигнет настоящей цели, если наставник гимназии преподаванием наук не разовьет способности учащихся, не возбудит в них любовь к предмету. Не сама наука, а стройное методическое приготовление умственной восприимчивости учащихся к науке и возбуждение самостоятельности ума – цель гимназического учения».

Для реализации данной задачи он предлагал такие методы и формы, как диспуты, литературные, исторические и другие научные беседы. Их цель состояла в том, чтобы «подготовить молодежь к университетскому труду, развить в них самодеятельность, которую мы должны считать венцом обучения в средней школе».

В результате на уроке и в целом в школьной жизни должна была возникнуть и утвердиться особая атмосфера – нравственных связей и взаимного доверия между педагогами и их воспитанниками. Возникал столь ценимый Пироговым идеал «школы дружно-трудовой жизни учащихся».

Хорошо о месте и роли Николая Ивановича Пирогова в развитии российского образования написал Сакулин: «Вошел Пирогов в русскую школу, и в ней сразу стало светло и радостно. Он как бы распахнул двери в затхлые подвалы дореформенной школы, и сюда ворвался теплый луч солнца, струя свежего воздуха, шум жизни. Старому заматерелому в рутине педагогу не оставалось ничего другого, как собрать свои обломанные розги и истрепанные учебники и с мрачным видом покинуть класс обновляемой школы. Пирогов явился педагогом-освободителем: он внес в школу такие освободительные начала, которых не знала дореформенная школа, и в которых нуждалась Россия. Под его непосредственным влиянием начала быстро развиваться наша педагогическая мысль. Пирогов рисуется нам одной из крупнейших фигур своей эпохи, человеком, воплотившим в себе дух реформаторства и свободы».

Воистину, такие люди как Николай Иванович Пирогов, уходят только для того, чтобы остаться навсегда.

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ,
член-корреспондент
Российской академии образования.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru