23 декабря 2024
Определение
Поскольку всесторонних определений, универсально принятых во всех странах, раньше не было, то Европейская сеть борьбы с мошенничеством и коррупцией в здравоохранении (СБМК) запросила у руководителей государств - членов ЕС информацию относительно правовых рамок и методов противостояния мошенничеству и коррупции в их странах и обобщила эту информацию.
СБМК - единственная европейская организация, специализирующаяся на борьбе с мошенничеством и коррупцией в системах здравоохранения стран Европы. СБМК официально создана в 2005 г. на 1-й Общеевропейской конференции, состоявшейся в Лондоне. На этой конференции делегатами единогласно была принята Европейская декларация по проблеме мошенничества и коррупции в здравоохранении Европы. Сегодня сеть представляет организацию из 18 ассоциаций 12 стран. Ежегодно в странах Европейского союза на здравоохранение затрачивается примерно 1 трлн евро. По оценкам, примерно 56 млрд евро в год теряется из бюджетов здравоохранения по причинам мошенничества и коррупции. Поэтому основной целью СБМК является уменьшение неприемлемых потерь и возврат украденных денег в бюджет здравоохранения.
СБМК - некоммерческая организация, она финансируется путем добровольных взносов. Ее членами являются учреждения системы здравоохранения и организации по борьбе с мошенничеством.
В результате предоставляемых СБМК докладов установлено, что, в то время как каждое государство имело законодательство против коррупции, многие страны не имели законов, определяющих мошенничество как нарушение само по себе, несмотря на распространенность и мошенничества, и коррупции во всех системах здравоохранения. Большинство стран также не имело организации, специально предназначенной для борьбы с мошенничеством в здравоохранении.
В свою очередь, швейцарский Институт сравнительного законодательства провел в государствах - членах ЕС, а также в Хорватии и Турции соответствующее исследование, чтобы найти общие определения мошенничества и коррупции, которые были бы приемлемыми для измерения риска в здравоохранении.
Было выработано общее определение мошенничества в гражданском праве как использование или представление ложных, неправильных или неполных заявлений и/или документов или неразглашение информации в нарушение юридически осуществимого обязательства. В результате осуществляется незаконное присвоение денежных средств или их неправильное употребление для других целей, кроме специально для этого предназначенных».
Юридические системы этих стран содержат «положение», строго запрещающее коррупцию в государственном секторе. Коррупция определяется как… «действия государственных должностных лиц, которые запрашивают или получают любые неположенные им выгоды для себя или третьего лица, чтобы выполнить (или воздерживаться от выполнения) их официальные обязанности». Кроме того, законы нескольких стран, также определенно запрещают коррупцию в частном секторе, включая частные больницы и страховые компании.
Фокус на международном аспекте
Перемещение пациентов или поставщиков медицинских услуг через границы и последующие перемещения услуг содержат возможности для совершения мошенничества множеством способов. С одной стороны, есть риск мошенничества, который уже существует на национальном уровне. Например, незастрахованный пациент может совершить мошенничество путем ложной идентичности, чтобы получить компенсацию за медицинскую помощь, полученную и оплаченную за границей. Аналогично врач общей практики может представить к оплате счет за лечение иностранных пациентов, которого никогда не происходило.
С другой стороны, есть риск мошенничества, связанный с несоблюдением определенных международных правил, регулирующих международное оказание медицинской помощи. Показательный пример – злоупотребление Европейской картой медицинского страхования (ЕКМС) пациентов, выезжающих за границу с целью получения качественного медицинского обслуживания, в то время как ЕКСМ разрешает для них оказание только срочной и незапланированной неотложной помощи. Как установлено, свободный доступ в стране посещения к бесплатному лечению или дешевой хирургической процедуре служит стимулом для иностранных пациентов, чтобы выехать в другие страны для получения там такой медицинской помощи.
Пациенты
Мошенничество, совершенное пациентами, иногда трудно обнаружить потому, что оно часто связано с малыми суммами денег. Быстрое увеличение объема циркуляции электронных медицинских документов и использование других механизмов сбора данных облегчило выявление подозрительных, резко выделяющихся из общего ряда цифр. Пример – один пациент в Великобритании был приговорен к заключению за обман Национальной службы здравоохранения после того, как нечестным путем получил большое количество болеутоляющего средства для незаконной продажи и потребления. Другие примеры включают предъявление пациентами требований для незаконного освобождения их от соплатежей за выписку лекарств; ложную регистрацию у многих врачей для получения рецептурных прописей; попытки получить компенсацию медицинских затрат, которые не имели места; получение лекарственных средств или наркотиков посредством незаконных процедур и т.д.
Возможности и соблазны
Участники (игроки) системы здравоохранения имеют возможности и соблазны, которые могут вести к коррупции перечисленные виды:
* Растрата и разворовывание бюджета или других фондов здравоохранения. Лекарства, медикаменты или оборудование могут также быть украдены для личного использования, в частной практике или перепродажи.
* Коррупция в поставках. Участие в сговоре, подкупе и откатах в поставках, которое может кончиться переплатой за товары и законтрактованные услуги или неудачей выполнения договорных стандартов по качеству. Кроме того, расходы больниц могут включать большие инвестиции в строительство и закупку дорогих технологий - эти области поставок являются особенно уязвимыми к коррупции.
* Коррупция в фармацевтической цепи поставки. Лекарства могут быть переадресованы или украдены в различных пунктах в системе распределения; должностные лица могут требовать «платы» за одобрение изделия или средства обслуживания, за процедуры прохождения таможни или для того, чтобы урегулировать цены. Нарушения могут исказить методы выписывания лекарств врачами; незаконные требования могут быть предъявлены поставщикам как условие для допуска на рынок лекарств; а подделкам лекарств могут позволить циркулировать на рынке.
* Коррупция в медицинских учреждениях может иметь много форм: вымогание или принятие неофициальных платежей за услуги, которые по закону должны быть предоставлены бесплатно; требования заплатить в обмен на специальные привилегии или особое лечение; вымогательство или принятие взяток, чтобы влиять на решения в области лицензирования персонала, аккредитации или сертификации медицинского учреждения.
Некоторые страны, подобно Сербии, имели существенные проблемы с неофициальными платежами - откатами от поставщика. Кроме того, есть группы пациентов, которые официально не должны платить, но всё еще платят за фармацевтические препараты, медицинские товары одноразового использования и ортопедические материалы. В Румынии, президент Национального управления по вопросам лекарственных средств и медицинского оборудования, наряду с другими известными фигурами в системе здравоохранения, был недавно обвинен в получении взяток в обмен на разрешение поставщику лекарств продолжить бизнес после отзыва лицензии.
Как с этим бороться?
В борьбе с мошенничеством и коррупцией используется стандартный процесс. Сначала необходимо идентифицировать те части системы здравоохранения, которые являются наиболее уязвимыми для мошеннических действий. Затем предпринять действия по закрытию лазеек, которыми могут легко воспользоваться мошенники. Однако поскольку какое-либо мошенничество всё же еще происходит, то необходимо выявлять и предавать суду преступников, совершивших его и лишать их возможности фактического получения незаконной прибыли. Это может быть достигнуто, например, созданием программного обеспечения, позволяющего анализировать данные по платежам прежде, чем платежи будут сделаны, как это имеет место в Норвегии и Франции.
Проведенное в 6 странах исследование установило, что каждый год полный объем ресурсов, потерянных из-за мошенничества составляет около 5,6% национальных бюджетов здравоохранения. Кроме того, согласно обзору СБМК от 2009 г. , 4188 случаев подозреваемого мошенничества были выявлены в 6 странах, причем Нидерланды и Бельгия сообщили о самом высоком числе уголовных дел. Далее, из идентифицированных преступлений было расследовано общее число в 3875 (93%) случаев, в результате 469 (11%) дел были переданы для судебного преследования. По переданным для судебного преследования делам около четверти мошенников были осуждены.
В надежде на предотвращение дальнейшего неправильного употребления системы ЕКМС были сделаны некоторые конкретные шаги. На международной встрече было решено, что голландские фармацевты и бельгийские учреждения медицинского страхования будут лучше информировать бельгийских пациентов относительно правильного использования системы ЕКМС. Голландские страховщики и бельгийские учреждения медицинского страхования также согласились расширить сотрудничество и обмен информацией.
Александр ЛАЗАРЕНКО,
кандидат медицинских наук
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru