24 декабря 2024
Достижения естествознания первой половины XIX века благотворно сказались на медицине, во многом изменив строй и логику ее развития. Вместо средневекового догматизма, рутины и шаблона в повседневную практику приходила новая медицина. Успешно развивалась и хирургия. В странах Европы появилось немало новых хирургов - ученых и практиков. В Германии выделялась деятельность хирурга Бернхарда Лангенбека.
Путь в медицину
Бернхард Рудольф Конрад Лангенбек (Langenbeck) (1810-1887) родился в Пруссии. Хотя отец его был священником, всё же в семье присутствовал медицинский дух: его дядя Конрад Лангенбек был известным хирургом и анатомом, профессором Гёттингенского университета, его высоко ценили в Германии и других странах Европы. Поэтому, вероятно, вопреки желанию отца, видевшего своего сына только священнослужителем, Бернхард, интересовавшийся в гимназии естественными науками, решил не изменять медицинской традиции своего дяди-профессора. Намереваясь стать врачом, он в 1830 г. поступил на медицинский факультет Гёттингенского университета и в 1834 г. получил врачебный диплом.
Как ни странно, но тогда будущий хирург не думал ни о хирургии, ни вообще о клинической медицине. Молодого врача в то время отличала зародившаяся еще в студенческие времена любовь к физиологии: этой науке он и посвятил свои первые исследования. Позже здесь же, в Гёттингенском университете, он выполнил и защитил диссертацию «De retinae structura penitiore», посвященную опять-таки не хирургии, а анатомии и гистологии глаза.
Своеобразным продолжением диссертационной работы стало проведенное им исследование патологоанатомических изменений в сетчатой оболочке глаза, высоко оцененное в университете и отмеченное персональной стипендией и предоставлением средств для двухгодичной научной командировки. Благодаря этому, прежде чем приступить к практической работе, доктор медицины Лангенбек получил возможность познакомиться с исследованиями, которые вели его зарубежные коллеги.
В 1836-1838 гг. он находился в зарубежной командировке - работал в лабораториях и клиниках Англии, Бельгии, Франции. Как отмечалось в его биографиях, уже тогда много времени он проводил в хирургических клиниках англичанина Э.Купера и француза А.Вельпо, наблюдая за проводившимися операциями. Тогда, вероятно, и возникла у него мысль посвятить себя хирургии, которая станет его подлинным призванием.
Однако, возвратившись в Германию, Лангенбек в 1838-1841 гг. стал в своем родном Гёттингенском университете сначала приват-доцентом, а потом профессором кафедры, не хирургии, а патологической анатомии и физиологии. Занимаясь в это время не практическим врачеванием, а теоретической медициной, Лангенбек зарекомендовал себя вдумчивым, серьезным исследователем. Он выполнил целый ряд интересных работ, посвященных разнообразным проблемам физиологии и патологической анатомии: эти работы не прошли мимо внимания научной общественности. Так, из его исследований по патологической анатомии следует отметить описание им быстрорастущей опухоли, берущей начало из надкостницы основания крыловидного отростка и распространяющейся в глазницу, полость носа и околоносовые пазухи (так называемая зачелюстная опухоль Лангенбека). Из работ по физиологии известен принадлежащий ему метод измерения остроты слуха -шумовая аудиометрия, проводимая в условиях дозированного, так называемого белого шума - широкополосного маскирующего шума (метод аудиометрии Лангенбека).
Но зародившаяся тяга к хирургии (помноженная, видимо, на хирургическое влияние дяди, профессора хирургии Конрада Лангенбека) давала себя знать: одновременно с работой на кафедре патологической анатомии Бернхард становится ассистентом хирургической клиники Гёттингенского университета, которую возглавлял его дядя Конрад Ланген-бек-старший.
Овладение мастерством
Теперь уже хирургия безвозвратно овладевает им. В клинике Конрада Лангенбека-старшего и под его руководством он совершенствует свои знания по топографической анатомии и по всё более поглощавшей его интересы оперативной хирургии. Практикуя и оперируя, он всё более отдаляется от предыдущих теоретических исследований, зато овладевает мастерством клинициста.
Интересно, что в клинике Лангенбека-старшего Бернхард познакомился с побывавшим здесь Н.И.Пироговым, который высоко ценил его дядю, заслуженно считая его «единственным в то время немецким хирургом, в совершенстве знавшим анатомию и хирургию». В его лице молодой Пирогов, как он вспоминал, нашел учителя, более других сочетавшего в себе всё то, что он искал в хирурге. Лангенбек-старший учил его чистоте хирургических приемов, учил слышать цельную и завершенную мелодию операции. Он показывал Пирогову, как приспосабливать движения ног и всего тела к действиям оперирующей руки; он ненавидел медлительность и требовал быстрой, четкой и ритмичной работы.
Пирогов вспоминал и о Лангенбеке-младшем, писал, что «молодой Лангенбек мне памятен не только потому, что я видел его постоянно при дяде, но еще по отрывочным воспоминаниям»: например, когда Пирогов заболел, Берн-хард вместе с дядей пришел к нему на квартиру, и они оказали Пиро-гову необходимую помощь. Встречались они и в дальнейшем. «Когда в 1864 г. я, по прошествии 30 лет, в первый раз свиделся в Берлине с моим старым знакомым (лангенбековым племянником), - писал Пирогов в своих воспоминаниях, - то он тотчас же припомнил мне мою болезнь».
Завязавшиеся тогда приятельские, а то и дружеские отношения связывали Бернхарда и со многими другими известными хирургами из разных стран Европы. Можно добавить, что в его клинике часто работали, набираясь мастерства и клинического опыта, и российские хирурги. Здесь побывали ученики Пирогова В.А.Караваев и Л.А.Беккерс, будущие профессора Е.И.Богдановский и Н.В.Склифосовский, хирург И.И.Курбатов и др.
Поднимаясь по карьерной лестнице, Лангенбек накапливает необходимый опыт, совершенствует мастерство, становится дельным, зрелым хирургом и завоевывает прочный авторитет среди своих германских коллег. За этим последовало и признание. Уже в 18411848 гг. он - профессор хирургии в Киле, а в 1848-1882 гг., в течение почти четырех десятилетий, возглавляет хирургическую клинику в столичном Берлинском университете.
Профессор Лангенбек проявил себя как разносторонний хирург, успешно осуществлявший в клинике широкий диапазон оперативных вмешательств. Чаще всего он оперировал при различной костно-суставной патологии - при нередких тогда осложненных переломах и часто встречавшихся врожденных и приобретенных дефектах костей и суставов. При этом он стремился сохранять конечности и восстанавливать их функцию, используя и широко применяя методы поднадкостничной резекции и разработанную им подкожную остеотомию. Много внимания уделял он операциям пластической хирургии - тонким вмешательствам на лице и в полости рта. Занимался он и оперативным лечением различных опухолей, а также производством гинекологических операций. Оперировал он также на сосудах и нервах (чаще всего при их ранениях). В заслугу ему должно быть поставлено широкое использование экспериментальной хирургии, операций на животных.
Бесспорно, успешной хирургической деятельности Лангенбека как клинициста и экспериментатора во многом способствовали его предшествующие занятия, солидная теоретическая подготовка по физиологии и патологической анатомии. Расцвет его хирургической деятельности пришелся на время, когда в хирургии происходила своеобразная революция, связанная с внедрением обезболивания и позднее антисептики. Это позволило ему значительно расширить перечень применявшихся операций, разработать и внедрить в практику новые оперативные вмешательства. Следует отметить непреложный факт: хотя Лангенбек был и остался в общем хирургом доантисептической эры и поначалу был среди тех «стариков», кто негативно отнесся поначалу к изобретению Джозефа Листера, всё же его заслуги в развитии хирургии середины XIX века не подлежат сомнению.
Так, его несомненным достижением и вкладом в клиническую хирургию стало то, что он определил ряд важных для хирурга оперативных доступов - треугольник на коже передней области бедра, в который проецируется тазобедренный сустав (треугольник Лангенбека), линию проекции подмышечной артерии на кожу подмышечной области (линия Лангенбека), разрез при лапаротомии, а также жировые скопления переднебоковой стенки живота, расположенные между листками поверхностной фасции (пластинка Вельпо - Лангенбека). Использование этих доступов позволяло более рационально производить целый ряд оперативных вмешательств.
Новые операции
В 1875 г. Лангенбек впервые в мире произвел уникальную операцию экстирпации гортани с частью языка, глотки и пищевода. Эта успешная операция стала тогда сенсацией в мире медицины. Конечно, в Киле и, главным образом, в Берлине он успешно производил и менее сенсационные, но все-таки получившие известность другие операции: в их числе были оперативное лечение привычных судорог пальцев, лечение заикания подкожным сечением мышц и сухожилий и др.
Лангенбек разработал операцию артротомии тазобедренного, лучезапястного и локтевого суставов (артротомия Лангенбека). Артротомия лучезапястного сустава производилась продольным разрезом мягких тканей по тыльно-лучевой поверхности предплечья от дистального эпифиза лучевой кости до середины пястной кости. При артротомии локтевого сустава делали продольный разрез мягких тканей по задней поверхности сустава от дистальной трети плеча до проксимальной трети предплечья с поперечным пересечением локтевого отростка и отсечением внутреннего надмыщелка плечевой кости. А в случае артротомии тазобедренного сустава осуществлялся разрез мягких тканей от задней верхней подвздошной ости к большому вертелу и Т-образный разрез суставной капсулы: правда, в дальнейшем эта операция (на тазобедренном суставе) использовалась в несколько модифицированном виде, с резецированием части задневерхнего края вертлужной впадины (артротомия Лангенбека -Кёнига).
Немецкий хирург внес вклад в пластическую хирургию. Он предложил использовать разработанную им пластическую операцию восстановления носа путем пересадки со лба лоскута на ножке, содержащего кожу вместе с надкостницей (ринопластика по Лангенбеку). Ему принадлежит также другая пластическая операция - устранение расщелины нёба путем проведения боковых освобождающих разрезов, отслойки слизисто-надкостничных лоскутов и соединения краев расщелины швами (уранопластика по Лангенбеку). Позднее, правда, хирурги применили усовершенствованную операцию уранопластики, при которой с целью уменьшения натяжения мышц мягкого нёба производят надлом крючка крыловидного отростка с последующим смещением внутрь освобожденного участка кости вместе с прикрепляющимися к нему мышцами (операция Лангенбека - Бильрота). Он разрабатывал и другие пластические операции на лице и в полости рта, а также оперативные вмешательства при осложненных переломах и приобретенных дефектах костей и суставов. Подсчитано, что его имя носят более 20 предложенных им самых различных операций.
Лангенбек понимал, что разработанные им и другими хирургами новые операции требовали создания и применения новых инструментов. Неудивительно, что он внес крупный вклад в конструирование и применение целого ряда новых хирургических инструментов, облегчавших выполнение самых различных оперативных вмешательств: все эти инструменты носят его имя. Это, например, крючок Лангенбека, который использовался при операции в области заднего отдела полости рта для отведения щеки. Это пинцет Ланген-бека - разборный хирургический инструмент, позволявший захватывать и удерживать ткани, снабженный замком, который фиксировал положение рабочих губок, имеющих мелкую нарезку. Это иглодержатель Лангенбека со свинцовыми пластинами на рабочих губках, что обеспечивало более надежную фиксацию иглы.
Впрочем, бывало и так, что новые, изобретенные им инструменты помогали, в свою очередь, разрабатывать и новые способы лечения или модернизировать старые. Например, Лангенбек сконструировал так называемые листовые щипцы (щипцы Лангенбека), с помощью которых предложил новый оригинальный способ оперативного лечения геморроя, когда последовательно захватывают и отжигают термокаутером геморроидальные узлы. Кстати, в дальнейшем эти щипцы послужили основой для создания более совершенных инструментов того же назначения.
Лангенбек много занимался военно-полевой хирургией. Он был участником происходивших тогда войн Пруссии с Данией, Австрией, Францией - как генеральный врач и главный медицинский советник возглавлял медицинскую службу прусской армии. После окончания военных действий он анализировал действия врачей и хирургов по таким животрепещущим проблемам, как лечение огнестрельных переломов, применение поднадкостничной резекции суставов в военно-полевых условиях, уход за ранеными и организация их эвакуации, работа лазаретов и пр. Есть указания и на то, что Лангенбеку принадлежит заслуга во введении в военно-полевую практику того времени (независимо от Н.И.Пирогова) метода консервативного лечения ран. Его труды и практические действия в области военно-полевой хирургии получили широкое признание.
Лангенбек был талантливым лектором и замечательным педагогом, привлекавшим к себе молодежь, студентов и молодых врачей. И в Гёттингене, и в Киле, а особенно в Берлине у него было много преданных учеников, которых он «вывел в люди», сделал настоящими учеными. В Германии и других странах Европы бесспорным авторитетом пользовалась крупнейшая в Европе хирургическая школа Лангенбе-ка. Воспитанниками этой школы стали такие всемирно известные хирурги, как Т.Бильрот, Ф.Эсмарх, К.Тирш, Ф.Тренделенбург, В.Черни, Ф.Кёниг, Т.Кохер и другие. Все они в какой-то мере продолжали и развивали идеи своего учителя, активно участвовали в издании созданного Лангенбеком хирургического журнала, который впоследствии получил его имя.
Немецкие хирурги высоко ценили Лангенбека и как основателя и бессменного председателя (с 1872 г.) авторитетного общества хирургов Германии, участника съездов хирургов, на которых его доклады и сообщения пользовались неизменным успехом.
Марк МИРСКИЙ, профессор.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru