Статистика, как известно, вещь упрямая. Согласно ей, сегодня в мире каждая десятая женщина репродуктивного возраста (15-49 лет) страдает таким, казалось бы, привычным и банальным заболеванием, как эндометриоз. Много это или мало? Судите сами: это 176 млн из почти 1,8 млрд женщин репродуктивного возраста! Такова распространённость процесса, который отмечается в самый важный период жизни представительниц прекрасного пола.
Начало весны, пожалуй, наилучшее вре мя, чтобы обсудить эту деликатную тему. Именно март считается месяцем борьбы с эндометриозом, которому в нашей стране до сих пор не уделяют пристального внимания. И напрасно. Эндометриоз удерживает «почётное» третье место среди всех гинекологических патологий после воспалительных заболеваний и миомы матки.
Все доктора знают, например, сколь широко распространён в мире сахарный диабет и сколько средств государства затрачивают на бесплатное лечение таких пациентов. Европейская статистика показывает, что 1 больной с этим диагнозом обходится странам Старого Света в 2,5 тыс. евро в год. А вот на 1 пациентку с эндометриозом, как подсчитали те же дотошные европейцы, ежегодно тратится 8,5 тыс. евро, то есть более чем в 3 раза больше. Таковы средние затраты, и они впечатляют. Однако самое главное – в тех катастрофических последствиях для женщины, которые приносит эндометриоз.
Не терпите!
Кандидат медицинских наук Татьяна Артюх отмечает, что, согласно международному опросу одной из зарубежных исследовательских компаний, россиянки ориентированы в этой проблеме примерно так же, как и женщины в других странах мира. Однако внимания заслуживает то, что 66% из них недооценивают реальную значимость проблемы. 34% женщин, несмотря на то, что испытывают симптомы заболевания, не обращаются к врачам. Видимо, проблема кроется в глубинах нашей ментальности… В результате, по данным Росстата, показатель заболеваемости из года в год неуклонно растёт. Только за последние 10 лет прирост составил 72,9% (218 случаев на 100 тыс. женского населения в 1999 г., 377 – в 2009 г.). Хотя тут, возможно, есть и свои плюсы – в РФ улучшается динамика диагностики этого заболевания.
Боль… Как хорошо нам известна картина, когда девушка, беседуя с подругой по телефону о проблемах в интимной сфере, жалуется: «Танюш, как у тебя, болит? У меня тоже». Именно этим обычно заканчивается желание женщины избавиться от боли, ибо она полагает, что так бывает у всех, так и должно быть. Хотя, как утверждает руководитель отдела эндоскопической хирургии Московского областного научно-исследовательского института акушерства и гинекологии, доктор медицинских наук, профессор Александр Попов, «жизнь с болью – это ненормальная жизнь. При её появлении стоит незамедлительно обращаться к врачу. Пока, к великому огорчению, около 80% женщин с сильными болями при менструациях не ассоциируют их с каким бы то ни было заболеванием и продолжают принимать обезболивающие, в то время как у 70% обратившихся к специалисту по поводу болей внизу живота обнаруживается эндометриоз. В неделю такие женщины теряют около 8 часов своего рабочего времени на мужественное одоление своих мучений. А многих эндометриозассоциированные боли приводят к инвалидизации, делая женщин абсолютно социально неадаптированными. Болезнь резко снижает качество жизни представительниц прекрасного пола. И в самый продуктивный период своей жизни они просто не в состоянии нормально работать, учиться, радоваться жизни, заботиться о семье и любимом мужчине…»
Бесплодие как проблема социальная
Кроме всего прочего, сегодня эндометриоз является одной из наиболее частых причин бесплодия (30-40% случаев).
– Он, – замечает руководитель отделения репродукции МОНИИАГ, доктор медицинских наук, профессор Ксения Краснопольская, – будто партизан, скрывался, и вот выбился в печальные лидеры, деля первое-второе место среди причин бесплодия наряду с трубно-перитонеальным бесплодием. Ещё лет 20 назад причинами бесплодия в основном были выраженные спаечные процессы или трубная непроходимость, а эндометриоз считался казуистикой. Сегодня картина изменилась. И чем старше возраст женщины, тем чаще именно вследствие запущенного эндометриоза она не может иметь детей.
В России, как и во всём мире, возраст женщин, когда они планируют беременность, увеличивается. Понять их можно, сначала они хотят получить хорошее образование, сделать карьеру и после этого начинают задумываться о продолжении рода. Происходит это обычно в возрасте, близком к позднему репродуктивному. Тогда они и сталкиваются с проблемой бесплодия, являющегося, как правило, осложнением эндометриоза. В этом случае без вспомогательных репродуктивных технологий не обойтись, но они не всесильны. Следует учесть, что в мире средняя частота наступления беременности при ЭКО составляет примерно 35%. А вот у пациенток с эндометриозом она не превышает всего 14-20%.
Цветы запоздалые…
Эндометриоз называют «упущенным заболеванием». Происходит это из-за сложности его диагностики. Пока лишь каждый шестой гинеколог ставит верный диагноз. Так, вместо лечения эндометриоза многие получают терапию как при воспалительных заболеваниях матки или придатков. И женщина горстями глотает таблетки вовсе «не от того». А ведь раннее начало лечения помогает избежать серьёзных последствий, таких как бесплодие и хронический болевой синдром. Поэтому многим таким пациенткам показаны хирургические методы лечения.
В нашей стране диагноз эндометриоза устанавливается не при первом обращении пациентки к врачу, а гораздо позже – примерно на 8-й год её мытарств!
К.Краснопольская сетует, что подчас женщине не помогают тогда, когда ещё можно. В качестве примера она приводит историю пациентки 31 года, которая была прооперирована по поводу эндометриоидных кист – одного из наиболее опасных проявлений эндометриоза, ведущих впоследствии к бесплодию. Хирурги уверили женщину, что операция выполнена успешно, у неё всё хорошо. Ей не было назначено лечение.
С возникновением рецидива её прооперировали повторно, после чего она обратилась к репродуктологам. Но они уже не смогли помочь ей, поскольку она оказалась в периоде менопаузы (в 31 год!). Сказался так называемый синдром хирургической кастрации. А ведь женщине можно было помочь. Когда операцию сделали в первый раз, пациентку никто не предупредил, что ей надо как можно быстрее решить вопрос с зачатием ребёнка, её вовремя не сориентировали на беременность. А потом было уже поздно. Женщина не реализовала свою главную функцию – фертильную.
– Безусловно, – отмечает К.Краснопоьская, – мы ей поможем, используя донорские клетки. Она будет иметь ребёнка, но генетически он будет не её. На мой взгляд, это самое страшное проявление эндометриоза. Поскольку это заболевание многофакторное, для успешной борьбы с ним необходима совместная стратегия врачей разных специальностей – эндокринологов, урологов, проктологов, онкологов и т.д.
Настороженность врачей
Понятно, что избежать тяжёлых последствий эндометриоза может регулярное наблюдение женщины у врача. Но такой практики в нашей стране нет. Проблема ещё в том, что многим врачам свойственна неосведомлённость, неинформированность об этом заболевании.
Доктора не всегда нацелены на «поиск» заболевания и зачастую всё списывают на, так сказать, женское здоровье. Даже обратившуюся к ним с жалобами они порой утешают: «Ну что вы хотите? У вас менструация, поэтому должны быть боли». Так теряется драгоценное время, когда эндометриоз лучше реагирует на медикаментозную терапию, а не на лечение хирургическими способами, которая в последние годы претерпела зримые изменения.
В качестве примера К.Краснопольская привела американский опыт, когда пациентка по любому поводу (например, заболел живот во время менструации) звонит своему семейному доктору. И он тут же направляет её к специалисту. У нас пока такого нет. Более того, порой наш врач считает, что с его головы упадёт корона, если он направит пациентку на консультацию ещё к кому-то. То же касается и некоторых частных медицинских центров, которых расплодилось немало. Уж если к ним пришла пациентка, её никуда не отпускают, чтобы не потерять прибыль. А ведь и в интересах самого врача, и в интересах пациенток их следует направлять на консультацию к высококлассным, более опытным и знающим специалистам.
Очень важно, в чьи руки изначально попадает женщина. Колоссальная роль в этом отводится врачам первичного звена, к которым чаще всего обращаются пациентки.
Как заметил А.Попов, «около 75% пациенток с хроническими воспалительными заболеваниями никогда в жизни их не имели. Им изначально был поставлен неверный диагноз. В итоге – горсти антибиотиков, которые они пропили, выброшенные деньги, погубленное здоровье».
Правда, ситуация всё же меняется к лучшему. В той же Московской области специалисты МОНИИАГ активно обучают врачей региона на базе Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф.Владимирского, публикуют результаты новейших научных исследований. Благодаря современным телемедицинским технологиям организуют телемосты, врачи могут наблюдать за ходом операций, обсуждают план лечения, консультируют наиболее сложных пациенток. Это позволяет снизить частоту ошибок, которая всё ещё высока. Всё это мобилизует врачей, они начинают больше читать специальной литературы, интересуются новейшими методиками и технологиями.
Помощь становится всё более квалифицированной. Кроме этого наметилась смена поколений, и молодёжь стала внимательнее к консультативной работе. Врачи активнее овладевают методами диагностики. Ныне, пожалуй, уже все молодые гинекологи владеют ультразвуковыми методами исследования. Подвижки налицо, хотя в этом процессе работы ещё хоть отбавляй.
Лучшее лечение – это беременность
В последнее время появились безопасные лекарственные препараты длительного применения. Они позволяют снижать симптомы, обладают обезболивающим эффектом и уменьшают распространённость очагов заболевания. Так удаётся обмануть организм, с помощью лекарств искусственно вызвать состояние, которое очень похоже на состояние беременности. В результате эндометриоз не прогрессирует, период до возможного рецидива становится длиннее.
Но стоит иметь в виду и иное. В череде решения проблем, сопряжённых с эндометриозом, специалисты как-то забывают о том, что беременность – тот благотворный процесс, который весьма позитивно сказывается на здоровье женщины. Так уж распорядилась сама природа.
Конечно, рекомендовать всем и каждой беременеть и обещать, что с этим «рассосутся» все проблемы, неправомерно. Выбор всегда за женщиной. Но всё же, всё же, всё же…
Как замечает К.Краснопольская, в прежние времена столь глобальных проблем с эндометриозом не существовало. В семьях принято было иметь много детей, и женщина всё время рожала. И поскольку она часто находилась в состоянии беременности, при этом эндометриоз не развивается. А вот чем больше у женщин происходит менструаций, тем выше риск развития этого заболевания.
– Ещё век назад, – вторит коллеге А.Попов, – женщина в течение своей жизни менструировала в среднем 20-30 раз. В остальное время она была беременна. Беременность и лактация чередовались. Так постепенно женщина переходила в постменопаузу. Современная представительница прекрасного пола в среднем менструирует 400 раз и больше. По всей видимости, эндометриоз становится своеобразной расплатой за более чем 10-кратное увеличение нагрузки на матку и организм в целом.
Разумеется, призвать нынче всех иметь по 8-10 детей нереально, но в свете демографической ситуации в нашей стране это актуально…
Александр МЕЩЕРСКИЙ.