15 января 2025
Ему вот-вот будет 70, а выглядит он на 20 лет моложе. Подтянут, улыбчив, в глазах мужская игривость и даже бравада. Ну и конечно, открытая улыбка, которая и сегодня завораживает его почитателей... Вот такой он - народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РФ, кавалер ордена Почета, призер «Кинотавра-93» за лучшую мужскую роль в фильме «Ты у меня одна», артист Московского государственного театра Ленком Александр Збруев.
- Александр Викторович, с высоты лет, вглядываясь в прошлое, что вспоминается?
- Арбатские дворы, голуби, гитары, блатные песни, танцы во дворах... Арбат для меня до сих пор родной, хотя он стал совсем другим. Но ощущение того, что там когда-то ходил Булат Окуджава, великие артисты Театра имени Вахтангова Михаил Астангов, Николай Гриценко, Рубен Симонов, всех невозможно перечислить - не покидает меня и сегодня, когда я иду по родным с детства переулкам.
Я жил на Арбате, всего в 200 метрах от Вахтанговского театра, и для меня вторым родным домом стало и Театральное училище им. Б.В.Щукина. Яркой была учеба там, а потом и приход в театр им. Ленинского комсомола, где я работаю с 1961 г. Если говорить о последующих десятилетиях, то всё запоминающееся связано с моей работой в театре или в кино, такой уж я человек.
- Вот уже 47 лет вы актер Лен-кома. Что-то осталось от духа «того» времени?
- Конечно, страна наша уже совсем другая... но театр всегда остается театром. В советские времена ставились яркие спектакли, в соответствующем стиле, хотя и тогда были замечательные драматурги А.Володин, А.Арбузов, которые, по моему мнению, войдут в историю мировой театральной драматургии. Сегодня дела с драматургией складываются похуже. Какой сегодня герой времени, никто не знает...
Но в наш театр, как и раньше, билеты купить трудно, зал полностью заполнен.
- И в этом, конечно, заслуга и вашего главного режиссера Марка Захарова.
- Марк Анатольевич любит удивлять зрителя, всегда готовит какие-то неожиданности. Сидящий в зале размышляет: «сейчас события станут развиваться так-то и так-то». И вдруг М.Захаров сворачивает ход действия в сторону, преподнося зрителю какой-нибудь сюрприз. Так происходит, поверьте, в каждом нашем спектакле, и именно поэтому Ленком столь популярен.
- Какие роли вам особенно памятны?
- Первые роли, когда театром руководил великий режиссер Анатолий Васильевич Эфрос, - в спектаклях «До свиданья, мальчики», «Мой бедный Марат». Сегодня у Захарова я играю и в гоголевской «Женитьбе» (роль Анучкина), и в «Ва-банк» по Н.Островскому (роль Флора Федуловича), важна для меня и роль короля Клавдия в шекспировском «Гамлете».
- Как вы восприняли перемены в жизни нашего общества?
- Мы все встали на какие-то другие рельсы, кто-то что-то потерял, кто-то, наоборот, приобрел. Но театр всегда оставался театром, искусство - искусством. Во все времена все повторяется, движется по кругу. Были Е.Вахтангов, В.Мейерхольд, К.Станиславский. Сегодня судьбу театра и киноискусства решают другие режиссеры. Но извечно в основе лежат человеческие чувства - доброта, любовь, ненависть, предательство, рождение и смерть. Этим всегда занимается театр, он сродни медицине. Когда мы репетируем, то анализируем взаимоотношения людей, их психологическую связь, причины, почему всё происходит так, а не иначе. Это начинается от момента рождения образа и заканчивается его воплощением на сцене.
- Вы коснулись столь близкой нашим читателям темы...
- Что касается самой медицины, то обычно на всех премьерах присутствует множество наших друзей-медиков. Что скрывать, наша профессия нервная, бывают срывы, потрясения, возникают опасности, особенно на съемках кинофильмов. Рано или поздно ты приобретаешь друзей среди медиков. Я знаком с совершенно потрясающими представителями этой славной профессии. Это действительно родные люди, часто общаемся, прекрасно понимая друг друга и помогая, чем можем. Дмитрий Сидоренков работает в клинике на Пироговке, Наталья Ильина - в ЦКБ Управления делами Президента РФ, Александр Никулин - в госпитале (в каком - точного названия не помню). Это не только мои личные друзья, но и прекрасные, настоящие люди, которым можно довериться абсолютно во всем. Они понимают и очень ценят труд актера. Да что далеко ходить, в нашей районной поликлинике на Малой Бронной, куда я время от времени наведываюсь, работают замечательные специалисты. Они начисто опровергают расхожее мнение, что профессия медиков цинична, что на встрече с пациентом не до улыбок. Я убежден - медики несут в себе огромный жизненный опыт, страдания и радость множества людей. Ведь к ним на прием приходят просящие помощи...За это я и люблю медиков.
- Александр Викторович, вы сыграли роли более чем в 60 фильмах...
- Догадываюсь, о чем вы спросите дальше - да, в одном из них - в «Северном сиянии», вышедшем на экраны в 2001 году, я сыграл врача. Но ситуация в той кинокартине была далекой от медицины, просто персонаж, которого играл я, был медиком.
- Для меня, вашего ровесника, особенно дороги «Два билета на дневной сеанс», «Большая перемена», где вы великолепно сыграли ученика Ганжу. Были ли они значимы и для вас?
- В моей судьбе первым значимым фильмом был «Мой младший брат» по произведению В.Аксёнова «Звездный билет». Я тогда еще учился на 4-м курсе. А партнерами моими были Олег Даль и Андрей Миронов. Снимал этот фильм человек, вошедший в историю отечественного киноискусства, Александр Зархи. Он автор известных всем картин «Депутат Балтики», «Горячие денечки», «Высота», «Анна Каренина».
Не только названные вами фильмы стали для меня судьбоносными. Назову и «Батальоны просят огня», «Ты у меня одна», «Одинокая женщина желает познакомиться» - последний часто показывают на телеэкранах. Как и роли в последних картинах: «Северное сияние», «Кожа саламандры» - фильм, который еще мало кто успел посмотреть.
- Простите, я в курсе, что ваш отец, заместитель наркома связи СССР, был расстрелян до вашего рождения во время сталинской чистки. А в фильме «Ближний круг» (1992 г.) вы сыграли роль Сталина. Испытывали ли чувство ненависти к своему персонажу?
- Нет, к исполнению этой роли я подходил чисто по-актерски. Снимался американский, голливудский фильм, режиссером которого был наш Андрон Кончаловский. Были заняты многие знаменитые американские актеры, все монологи и диалоги шли на английском языке.
- Пришлось заучивать тексты?
- Естественно, свою роль я исполнял на английском языке. Потом, перед показом в нашей стране фильм дублировали на русский язык, своего героя по-русски озвучивал тоже я. Отношение к персонажу, его образу у меня было чисто профессиональное, не допускающее какого-то личного чувства. Пусть история и зрители судят об этом человеке. Актер же должен воплотить образ, о котором столь разноречивые мнения.
- Слышал, во время съемок вы ломали руку...
- Снимался фильм «Батальоны просят огня». Мне предстояло скакать верхом на лошади, выкрикивая команды. Когда я впервые на нее взгромоздился, она вела себя скромно, поскольку, приручая ее, я прикармливал ее солеными сухариками, сахарочком. На репетициях всё шло нормально, но когда начались съемки, и ассистент хлопнул хлопушкой перед ее глазами, прокричав, «кадр такой-то, дубль такой-то», она стала делать «свечки». Одну, вторую. Я свалился со всей амуницией: автоматом, каской, свернутой шинелью. Сломал руку. Съемка проходила в 40 км от украинского города Черновцы. Меня доставили туда, медики наложили гипс, оперативно сделали всё, что нужно. А уже на площадке гипс подмазали под цвет гимнастерки, и работа продолжалась...
Но мой случай, пожалуй, рядовой. Бывают попытки сделать какие-то серьезнейшие по опасности трюки, приводящие к самому печальному исходу. Так случилось с погибшим на съемках замечательным актером Евгением Урбанским...
- Не могли бы вы сказать несколько слово о своих товарищах по профессии, которые, к нашей общей печали, уже больше не сыграют ярких ролей...
- Для меня все мои друзья по сцене навсегда останутся большими и светлыми людьми - и Миша Кононов, и Александр Абдулов, и Евгений Леонов, и Татьяна Пельтцер, и Гриша Горин.
- Вся страна переживала, когда в результате автоаварии тяжело пострадал ваш коллега по Ленкому Николай Караченцов.
- Да, Коли в Ленкоме сегодня не хватает. Не знаю, как дальше сложится его жизнь, медики очень стараются вывести его из сложного состояния... Мы все очень верим...
- До самой аварии он продолжал играть главную роль в «Юноне и Авось». А ведь возраст-то...
- Ну, во-первых, в пьесе имеются «допущения». Возможен вариант, что создаваемый образ Рязанова находился в таком же возрасте, что и Н.Караченцов. Во-вторых, театральная сцена, в отличие от экрана кинематографа, менее «конкретна». В кино мы фиксируем сиесекунднейшее восприятие, а на театральной сцене можно играть и тех, кто моложе, и тех, кто старше тебя. Суть не в возрасте, а в твоей энергетике, внутреннем ощущении создаваемого образа. И в этом был залог успеха у зрителей и Н.Караченцова, и «Юноны и Авось».
- Вы очень моложаво выглядите. Делаете ли что-то для этого? Занимаетесь спортом, привлекаете на помощь медиков, косметологов?
- Нет, ничего специального не делаю, просто веду нормальный образ жизни.
- Какие у вас увлечения?
- Очень люблю для себя рисовать запоминающиеся лица, пейзажи, что-то необычное, встреченное в жизни. Рисуя, душевно отдыхаю.
- А как дела в мире коммерции, вы ведь владели рестораном «ТРАМ» (Театральный ресторан актеров Москвы)? Сейчас там другое название и другой владелец.
- Во-первых, я никогда не был его владельцем, а был лишь организатором, инициатором создания ресторана для актеров Ленкома. А во-вторых, я, может быть, и рад бы заниматься коммерцией, но, как выяснилось, не создан для нее.
- Александр Викторович, свои поздравления читателям «МГ» вы уже написали в автографе. Позвольте же и нам от их имени пожелать вам долгой жизни и успехов в любимом вами мире искусств!
Беседу вел
Леонид ПЕРЕПЛЁТЧИКОВ,
обозреватель «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru