В конце минувшего марта в подмосковном Голицыно прошло совещание о мерах по повышению безопасности дорожного движения и снижению смертности на дорогах. О важности этого мероприятия говорит то, что его вёл премьер-министр России Дмитрий Медведев. Он, в частности, отметил, что после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний самая высокая смертность среди россиян регистрируется как раз в результате ДТП.
Справедливости ради надо признать, что в рамках Национального проекта «Здоровье» в последние годы было немало сделано для организации современной системы оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных авариях, особенно в тех регионах, где проходят федераль ные трассы.
Смертельная трасса
К примеру, в Омской области на федеральной трассе Тюмень – Омск в рамках проекта в 2011 г. был развёрнут трассовый мобильный медицинский пункт. Однако количество аварий на этой магистрали, которую водители давно окрестили «дорогой смерти», не уменьшается. За минувший год на разных её участках произошло 94 ДТП (рост на 9,3%): погиб 41 человек и 129 получили трав мы различной степени тяжести. За первый месяц года нынешнего здесь зафиксировали 9 аварий, в которых 7 человек погибли и 15 были госпитализированы.
Львиную долю аварий провоцирует человеческий фактор. Проще говоря, сами водители становятся главными виновниками происшествий, в которых гибнут люди. Что толкает их на нарушение «правил поведения» на дороге? Недисциплинированность, невнимательность, отсутствие навыков вождения, лихачество, алкоголь и наркотики… Из-за таких горе-шофёров жертвами ДТП оказываются подчас не только те, кто сидит за рулём, пешеходы и пассажиры, именуемые в сводках ГИБДД участниками дорожного движения, но и совершенно случайные люди… Сколько известно случаев, когда машину «неожиданно» заносило на стоящих на останове общественного транспорта или на тех, кто сидел в придорожном кафе за столиками, или на тех, кто спокойно шёл по тротуару? Не сосчитать…
В Омской области в прошлом году произошло 3377 ДТП (это на 14,9% больше, чем в 2011-м), в них погибли 375 человек, 4481 травмированы. По вине водителей, управляющих автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, зарегистрировано 187 ДТП (показатель вырос на 13,3%), в результате 36 человек погибли и 289 ранены. У пострадавших, доставленных в клиники, врачи, как правило, диагностируют по верхностные и внутримозговые травмы, переломы позвоночника и костей нижних конечностей, разрывы внутренних органов и другие травмы.
Сотрудники ГИБДД постоянно проводят оперативно-профилактические акции и рейды «Трезвость», в ходе которых выявляют десятки водителей, которые «рулят» в «поддатом» состоянии. Их не пугает даже перспектива лишиться водительских прав. Ведь сегодня, уверены некоторые из них, без особого труда можно «купить» новые права, без проблем пройти медицинскую комиссию – были бы деньги!
К примеру, недавно сотрудники прокуратуры провели в северном Большеуковском районе Прииртышья проверку базы данных ГИБДД и областного наркологи ческого диспансера. Результаты повергли в шок. Выяснилось, что водительские удостоверения получали лица, состоящие на официальном учёте в наркодиспансере с диагнозами «наркомания» и «алкоголизм»! В районной прокуратуре были подготовлены и направлены в суд сразу 14 ис ковых заявлений о запрете управ лять транспортными средствами. В исках фигурируют те самые 14 местных жителей, числящихся на наркологическом учёте, которые в нарушение закона получили водительские удостоверения на право управления транспортными средствами различных категорий. Понимая, что такие водители представляют прямую угрозу безопасности движения, районный прокурор Сергей Бряндин потребовал в исковых заявлениях признать выданные водительские права недействительными.
И они «крутят баранку»!
Случаи, когда за рулём оказываются водители в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотических средств, увы, давно стали обыденным явлением. Однако сотрудников ГИБДД настораживает и то, что в последнее время им приходится сталкиваться с фактами, когда водительские права оказываются в руках больных людей, которым в принципе противопоказано «крутить баранку». Уже в текущем году прокуратурой Советского округа Омска в ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения был выявлен факт незаконной выдачи водительского удостоверения с категориями В, С, D, E мужчине, состоящему на учёте у невролога с диагнозом «эпилепсия». Несмотря на такое «рискованное» заболевание, 53-летний омич более 20 лет «рулил» большегрузными авто. И это при том, что эпилепсия – заболевание, которое служит основанием для отстранения от управления транспортным средством, чего и потребовал прокурор, направивший исковое заявление в суд. Правда, в судебном заседании водитель исковые требования не признавал, заявляя, что на учёте с указанным заболеванием никогда не состоял. Но его претензии были опровергнуты показаниями терапевта районной больницы с документальными подтверждениями…
Стоило ли водителю напрягаться и спорить с правоохранителями?
Думается, ему достаточно было представить, что могло бы про изойти на дороге, случись с ним в очередном рейсе эпилептический приступ. Под смертельным ударом оказалась бы не только его жизнь, но и жизни других, ни в чём не повинных людей.
В погоне за заработком, в по стоянной конкуренции за «сохранность» рабочего места, которое позволяет кормить семью, водителям, понятно, не до раздумий об окружающих. Многим из них, чего греха таить, некогда даже подумать о собственном здоровье… Случай, который произошёл недавно на одной из трасс Прииртышья, тому подтверждение. В областной Центр управления кризисными ситуациями МЧС России позвонила женщина из Пензенской области. Жена дальнобойщика рассказала, что её муж несколько дней назад отправился в рейс и с той поры не отвечает на звонки. По её словам, на тот момент он должен был находиться в Омске. Заволноваться женщину заставило и то, что во время по следнего разговора мужчина жа ловался на плохое самочувствие – он страдал сахарным диабетом. Сотрудники МЧС оперативно выехали на поиски пропавшего дальнобойщика к месту, которое он назвал жене до того, как с ним пропала связь. Спасатели нашли припаркованный у обочи ны автомобиль довольно быстро, двери кабины были закрыты, им пришлось разбить стекло. Внутри они обнаружили водителя в крайне тяжёлом состоянии – впал в диабетическую кому.
Фактор крови
В последние 2 года, как известно, произошли существенные изменения в процедуре медицинских осмотров водителей автотранспортных средств в учёте лиц, прошедших шофёрскую ко миссию, а также в их регистрации в компьютерном банке данных, используемом сотрудниками Госавтоинспекции для получения оперативной информации.
– Благодаря тому, что расширился спектр исследований, – рассказала заведующая отделением экспертизы профпригодности Клинического медико-хирургиче ского центра Минздрава Омской области Наталия Бояринова, – у наших специалистов появились дополнительные возможности длявыявления имеющихся патологий у тех, кто проходит комиссию. Помимо общего анализа крови и мочи, претенденты на водительские права сдают кровь на сахар. И мы вынуждены признать: самое распространённое «скрытое» заболевание – это сахарный диабет. Каждый пятый идёт с повышенным сахаром. К слову, в среднем в день к нам приходят 150-160 человек.
В последние годы в шофёрской комиссии КМХЦ (а она здесь ра ботает более 30 лет) увеличился поток представительниц слабого пола.
– Женщины проходят осмотр по тому же списку, что и мужчины, – отметила Н.Бояринова. – Плюс осмотр у гинеколога. Конечно, многие задают вопрос: а зачем? Однако у женщин есть такие заболевания, например, миома матки, при которой может открыться внезапное кровотечение и наступить смерть за рулём. Поэтому нелишне сходить и провериться, тем более что у многих никогда нет времени подумать о себе. Мы же здесь не лечим – осмотрели, проверили, записали, сказали, что обнаружили, дали рекомендации. Если всё в порядке – даём «до бро», если нет – обосновываем отказ. Все данные сразу же передаются в РЭУ ГИБДД.
Порядок нарушается за деньги
Как же тогда получается, что во дительские права выдают больным людям? Объяснение банально: сегодня всё можно получить за деньги! В тех же частных клиниках. К примеру, в Омске уже около десятка частных клиник получили лицензии на оказание подобной услуги. И если в государственном лечебном учреждении соискатель «хорошей» шофёрской справки получил отказ из-за выявленных при обследованиях проблем со здоровьем, он, недолго думая, от правляется к частнопрактикующим докторам, которые за энную сумму предпочитают закрывать глаза на такие «нюансы». Что касается «учёта» у психиатра и нарколога (к слову, с получения их «допуска» начинается прохождение комис сии), то и тут предприимчивые граждане нашли лазейку: они делают временную регистрацию в сельских районах, приезжая к родственникам или друзьям. За тем приходят в ЦРБ на комиссию, где, разумеется, нет всей базы по тем, кто состоит на учёте в психиатрической больнице или наркологическом диспансере. Но человек живёт 3 месяца по новому адресу, за это время он не успе вает проявить себя как наркоман или алкоголик, и ему спокойно выдают справку для получения водительских прав.
Кроме того, по словам Н.Бояриновой, нет чёткого закона, который регламентирует про хождение комиссии раз в 2 года. Как правило, полностью охватить осмотром удаётся только про фессиональных водителей. Если человек работает на пассажир ском предприятии и у него закан чивается срок действия справки о состоянии здоровья, то кадровая служба не выпустит его в рейс, пока он не пройдёт комиссию. В основном же водители-любители проходят комиссию (если их не лишают прав за нарушение ПДД на какой-то срок) раз в 10 лет. Имея автомобиль в личном поль зовании, они могут работать кем угодно, а за десятилетие, которое они не появляются на шофёрской комиссии, можно стать наркоманом или алкоголиком, потерять зрение или получить какие-то со матические заболевания. К тому же непрофессионалам совсем не обязательно обходить с десяток кабинетов. И это очень жаль.
«Предъявите права и медсправку…»
Впрочем, по словам Н.Бояриновой, специалисты экспертных комиссий надеются (и с нетерпением ждут), что в нынешнем году наконец-то на федеральном уровне будет принят новый порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным сред ством. Планируется, что в новом документе спектр необходимых обследований будет расширен, они станут обязательными для всех, кто садится за руль, вне зависимости от получаемой категории, возраста, пола и профессии.
Кроме того, медики рассчитывают, что для прохождения комиссии по новым правилам необходимо будет предоставить выписку из медицинской карты амбулаторного больного, чтобы врачи могли знать, с какими дианозами наблюдается пациент по месту жительства на протяжении нескольких лет. В результате этих нововведений, безусловно, время прохождения медицинского освидетельствования увеличится. Но в случае его принятия сократится количество организаций, оказы вающих услуги медкомиссий, ведь далеко не все медучреждения рас-полагают достаточным оснащени ем для проведения специальных исследований. А вот отсутствие отметки об их прохождении может (и должно) стать серьёзным основанием для отказа в продлении или выдаче новых водительских прав.
Сегодня, с грустью констатируют врачи, сотрудники ГИБДД при проверке документов у водителей интересуются лишь наличием прав, здоровьем их никто не интересуется. Разговоры же о том, чтобы водители имели при себе на руках медицинскую справку, увы, пока остаются благими пожеланиями. Хотя такая справка вполне может стать гарантией того, что человек, находящийся за рулём, здоров и не совершит из-за скрытого недуга аварию, не навредит ни себе, ни людям.
– Мужчины – тот ещё контин гент. Ругаются, возмущаются, кулаками грозят! – вздыхает Наталья Юрьевна. – Мы даже попросили, чтобы в кабинете установили «тревожную кнопку» для вызова охранника. Но агрес сивно настроены те, у кого есть патология, и они о ней знают. Здоровый человек ведёт себя адекватно. Редко, когда приходят и говорят нам спасибо, дескать, не знал, что есть проблемы, а мы подсказали… Ведь во время прохождения комиссии врачи выявляют – и нередко – случаи туберкулёза, онкологии, о них сразу же информируем коллег в поликлиниках по месту жительства. Так что шофёрская комиссия – это не только экзамен на профпри годность, это своего нужд народа дополнительная диспансеризация, позволяющая тем, кто садится за руль, получить объективное и квалифицированное заключение о состоянии здоровья.
Насколько она масштабна, можно судить по такой цифре: в минувшем году шофёрскую комиссию в КМХЦ прошли 37 212 человек.
Николай БЕРЕЗОВСКИЙ, соб. корр. «МГ».
Омск.