В тексте доклада министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой на Всероссийском форуме «Развитие санаторно-курортной помощи, восстановительного лечения и медицинской реабилитации» (размещен на сайте ведомства 22.06.2010) есть стратегический посыл: «Наша страна располагает огромным потенциалом природных лечебных ресурсов, расположенных на большой территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов, и их дальнейшее эффективное использование и развитие может рассматриваться как дополнительное инвестирование в здоровье человека».
Вот с этой позиции и посмотрим, насколько эффективно эти ресурсы используются сегодня.
Нельзя не заметить странное совпадение. В то время как Министерство здравоохранения и социального развития РФ инициирует активную работу по формированию культуры здоровья населения и пропаганде здорового образа жизни, ратует за развитие восстановительной медицины и санаторно-курортного дела, Фонд социального страхования РФ сокращает срок льготной путевки на лечение в санатории с 21 до 18 дней.
Для человека работоспособного возраста, имеющего стабильный доход, это, может быть, и несущественное «обрезание»: в конце концов, за 3 дня лечения, проживания и питания в здравнице можно и из своего кармана доплатить. А для матери-одиночки с больным ребенком? Для сирот из детских домов? Для пенсионеров и инвалидов? Наверное, в пересчете на огромную массу льготников, которые претендуют на бесплатные путевки в санатории, сокращение срока лечения даже на 3 дня дает государству значительную экономию средств. Но дает ли клинический эффект?
Кстати в упомянутом докладе Т.Голиковой также замечено: в целом количество оздоровительных и реабилитационных учреждений в Российской Федерации ежегодно сокращается, преимущественно за счет уменьшения санаториев-профилакториев и детских санаториев. «Однако, несмотря на это, число людей, получивших санаторно-курортное лечение, ежегодно незначительно увеличивается, – замечает министр. – Так, по данным Росстата, в 2005 г. санаторно-курортное лечение было предоставлено 6,3 млн человек, а в 2009 г. – 6,6 млн человек». Данный парадокс, считает министр, связан с тенденцией предоставления более коротких, по сравнению с традиционными сроками, курсов санаторно-курортного лечения. Нанотехнологии добрались и до санаторно-курортной отрасли здравоохранения...
«Это поставило перед российским здравоохранением новую ответственную и нелегкую задачу… выйти на новый, более высокий уровень за счет внедрения инновационных медицинских технологий», – подчеркнула глава Минздравсоцразвития России.
Признаться, не совсем понятно, о каких инновационных технологиях в курортологии может идти речь? А главное – зачем пытаться усовершенствовать то, что создано самой природой во благо человека? Достаточно просто обеспечить равную доступность каждого гражданина страны, который нуждается в санаторно-курортном лечении, к источникам природных богатств. Но только к истинным источникам, а не к их подобию.
Где родился, там и оздоровился?
О новом витке в развитии санаторно-курортного дела в Сибири шла речь на состоявшейся в Новосибирске ежегодной научно-практической конференции по медицинской профилактике. Название форума – «Роль восстановительного лечения в укреплении и сохранении здоровья населения» – уже говорит о важности заявленной темы. Сообщения о применении новых медицинских технологий комплексного восстановительного лечения и реабилитации представили сотрудники Томского научно-исследовательского института курортологии и физиотерапии ФМБА России, ведущие педиатры, пульмонологи, дерматовенерологи, а также врачи многочисленных санаториев Сибирского региона. Например, только на территории Новосибирской области их больше двух десятков.
Как и здравницы Кавминвод, Сочи, Подмосковья, Прибайкалья или Приморья, большинство сибирских санаториев предлагают пациентам стандартный набор услуг: физиотерапию, лечебную физкультуру, диетическое питание и водолечение. Насколько это возможно, используются также местные природные факторы, а именно минеральные источники и лечебные грязи, которые хотя и в небольшом количестве и разнообразии, но все-таки имеются на этой территории страны с ее неласковым климатом.
Некоторые участники конференции не раз подчеркивали, что, дескать, «при многих заболеваниях восстановительное лечение желательно проходить в своем климатическом поясе, чтобы организм не испытывал стресса, связанного с акклиматизацией и сменой часовых поясов».
В справедливость тезиса о том, что местные санатории априори полезнее других, верится в том случае, если пациенту по состоянию его здоровья не требуется ничего, кроме магнитотерапии, массажа шейного отдела позвоночника и ванн с хвойным концентратом. Да и этот набор услуг сегодня в режиме дневного стационара предоставляет едва ли не каждая крупная больница. Так можно ли назвать подобный курс восстановления и реабилитации санаторно-курортным лечением в полном смысле?
Наверное, нет. Иначе почему население районов Крайнего Севера, сибиряки, москвичи, жители Урала и Дальнего Востока с упорством маньяков устремляются за восстановлением и реабилитацией в определенные районы России – Краснодарский край и Ставрополье, где есть проверенные временем и опытом человечества минеральные источники, лечебные грязи, теплое море, чистый целебный горный воздух и много солнца?
Вода воде – рознь
По данным Минздравсоцразвития России, на территории нашей страны расположено более 2 тыс. санаторно-курортных организаций, и наибольшее их количество сосредоточено в Краснодарском (250) и Ставропольском (106) краях. Случайно? Конечно, нет. И уж точно неспроста российские императоры активно развивали и сами посещали курорты Северного Кавказа, а почему-то не Сибири и не Московской губернии.
Надо заметить, что такой же точки зрения - «местные санатории не хуже» – придерживаются в Новосибирском фонде социального страхования. Получить льготную путевку в здравницу Кавказских Минеральных Вод здесь так же сложно, как в одиночку покорить Эверест. Автору этих строк известен случай, когда житель Новосибирской области, федеральный льготник, страдающий хроническими заболеваниями ЖКТ и почек, в течение 5 лет безуспешно пытался получить профильную путевку в Ессентуки или Железноводск, минеральные воды которых с доказанной эффективностью лечат данные патологии.
И это при том, что санатории Северного Кавказа даже в «высокий» сезон заполнены далеко не на 100%, не говоря уже об осени и зиме, когда здравницы заселены отдыхающими в лучшем случае на треть. Так есть ли необходимость вкладывать государственные деньги в поддержание местечковых санаториев в северных широтах с их весьма ограниченным набором природных лечебных факторов, если можно без проблем направлять пациентов туда, где природа действительно лечит?
Минздравсоцразвития России рекомендует регионам, не имеющим на своей территории санаторно-курортных учреждений, предусмотреть заключение соглашений на предоставление путевок в другие субъекты Российской Федерации. Создается впечатление, что чиновники на местах воспринимают эту рекомендацию с точностью до наоборот: если в регионе есть свои санатории, то их и нужно загружать работой, вне зависимости от того, достигается ли клинический эффект. Этакий патологический патриотизм.
Божий дар в руках бизнеса
Нельзя сказать, что одна из главных здравниц России – регион Кавминвод – не испытывает никаких проблем. С недавнего времени здесь началось заметное «оздоровление» экономики, что не замедлило сказаться на уровне услуг, предоставляемых в местных санаториях. В то же время обратной стороной растущей популярности региона стало стремление предпринимателей получить максимальную прибыль с каждого метра курортной земли.
Кто-то из местных политиков в своей предвыборной программе даже предлагал объявить Кавказские Минеральные Воды медицинской автономией, официально присвоив региону такой необычный статус. Смысл: оставить в первозданном виде то, что создала природа, прекратить непродуманную застройку, изменение ландшафта, осквернение живительного воздуха местных парков запахами дыма и шашлыков.
Например, Кисловодск сегодня всё больше начинает напоминать обычные места массового отдыха: строятся шашлычные на терренкурах, минеральную воду тянут по трубам от источников к удаленным санаториям, лишая людей возможности прогуляться к живительному роднику, а саму воду – ее изначальных свойств. Курортологи считают – это бомба замедленного действия, которая взорвется в будущем.
– Ведь это божий дар – Кавказские Минеральные Воды, – убежден ведущий научный сотрудник Кисловодской клиники Пятигорского НИИ курортологии ФМБА России, доктор медицинских наук, профессор Рафаэль Мкртчян. – Я исколесил очень много стран мира, и нигде нет ничего похожего по всем параметрам, которыми обладает природа этого уголка России: колоссальное богатство минеральных вод, целебных по многим заболеваниям, высота местности, которая мобилизует резервы организма.
В беседе с корреспондентом «МГ» профессор Р.Мкртчян вспоминал времена, когда больным с сердечно-сосудистой патологией было официальными нормативными актами тогда еще союзного Минздрава противопоказано пребывание на курортах Кисловодска. В течение 10 лет Р.Мкртчян проводил исследования, которые легли в основу его докторской диссертации и стали убедительным доводом в пользу реабилитации «сердечников» в кисловодских санаториях.
В ходе исследований ученый-клиницист и его коллеги наблюдали 1200 пациентов и изучали все аспекты воздействия природно-климатических факторов при ИБС: высота местности, углекислые ванны, пребывание на солнце, энергетические затраты при ходьбе по терренкуру. Была разработана специальная диета, а также научно-обоснованное назначение лечебной дозы солнечного облучения при повышенном уровне холестерина.
По итогам работы сотрудников Пятигорского НИИ курортологии были обозначены четкие показания и противопоказания для пребывания пациентов с ИБС в здравницах региона, после чего изменились ведомственные приказы. Сегодня пациенты с ишемической болезнью - основной контингент в санаториях Кисловодска, а еще несколько десятилетий назад их здесь не было вообще.
- По многолетним наблюдениям мы видим сплошные улучшения после курса восстановительно-реабилитационного лечения на Кавминводах. И клинические, и электрокардиографические, и отдаленные результаты. Причем, кроме нас самих, эти данные изучали столичные научные институты. Курорт дает куда более высокие результаты, чем любой реабилитационный стационар, - говорит профессор Мкртчян.
Мой собеседник с грустью вспоминал, как много лет назад академик Евгений Чазов высказывал намерение построить в Кисловодске центр профилактической кардиологии по применению системы природных факторов предупреждения и лечения заболеваний. Но тогда благая идея, увы, не была реализована. Нельзя ли это сделать сейчас? Может, еще не поздно?
Восстановить и развивать
О чрезвычайно важной роли санаториев в оздоровлении населения страны академик РАН и РАМН Е.Чазов говорил совсем недавно на Всероссийском форуме «Развитие санаторно-курортной помощи, восстановительного лечения и медицинской реабилитации». По данным главного кардиолога Минздравсоцразвития России, к началу 80-х годов в большинстве регионов России функционировала система реабилитационных санаториев с бесплатным пребыванием больных после перенесенного инфаркта миокарда и операций на сердце. Ее главным результатом стало то, что после реабилитации в условиях санатория 81,8% перенесших инфаркт возвращались к прежнему труду, тогда как в 1964 г. данный показатель не превышал 26%.
- В 80-е годы в Российской Федерации функционировали 1236 санаториев на 280 тыс. мест, 1756 санаториев-профилакториев на 140 тыс. мест. В 90-е годы разрушили то, что было создано трудом, знаниями, энергией ученых, врачей, организаторов здравоохранения во всех регионах страны.
Необходимо восстановить и совершенствовать систему медицинской реабилитации, включая санаторно-курортное лечение, являющееся ее важной формой, - с этим тезисом уважаемого ученого и врача нельзя не согласиться.
Елена БУШ, соб. корр. «МГ».