Программа 5-дневного форума включает огромное количество симпозиумов, конференций, семинаров, дискуссий по самым актуальным проблемам медицинской науки и практики. По традиции за несколько дней до начала конгресса мы попросили его президента, директора НИИ пульмонологии ФМБА России, академика РАМН Александра ЧУЧАЛИНА дать интервью «МГ» по широкому кругу вопросов, касающихся конгресса и российского здравоохранения в целом.
– С начала 2011 г. по программе модернизации здравоохранения в отрасль вложены значительные средства. Как вы оцениваете эффективность этих вложений? Каково вообще ваше видение ситуации в здравоохранении?
– Я не могу привести статистику по всей России, но вижу, что многие регионы успешно выполняют свои программы модернизации. Особенно активна Москва. Это связано с деятельностью столичного мэра, Департамента здравоохранения Москвы и его руководителя – Печатникова Леонида Михайловича. За предельно короткий срок ведущие больницы города переоснастили свои лаборатории в плане имидж-диагностики. Существенно изменилась структура оказания помощи больным в неотложном состоянии. Многие московские ЛПУ создали отделения интенсивной терапии. В этом ряду я бы первым делом назвал МНИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского. Большие изменения произошли на базе городской клинической больницы им. С.П.Боткина. Многое поменялось к лучшему в городской клинической больнице № 1 им. Н.И.Пирогова (Первая Градская). В части специализированной интенсивной терапии она сегодня стоит на очень высоком уровне: здесь могут принимать самых тяжелых больных кардиологического, нейрохирургического профиля и т.д. Вместе с тем оживилась работа по образованию врачей. Об Институте им. Н.В.Склифосовского, с которым мы активно сотрудничаем, я должен сказать еще и в той связи, что за короткий срок усилиями двух врачебных бригад (специалистами института и пульмонологами) были подготовлены и успешно проведены легочные трансплантации ряду больных. Это пример самых высоких медицинских технологий, которые стали доступны в условиях модернизации.
Говоря о других регионах, надо непременно отметить Красноярск, где полностью перестраивается и переоснащается краевая больница. На ее базе расположено несколько центров, в том числе и широко известный карди-охирургический. Меня особо впечатлили задействованные в нем информационно-диагностические технологии, связывающие все лечебные учреждения кардиохирур-гического профиля на территории края. Помощь по внедрению этих технологий оказали специалисты из Университета Чикаго (США). Особенно хочу отметить, что краевая больница Красноярска – это первое медицинское учреждение, в котором был открыт пульмонологический центр. В процессе модернизации он тоже претерпевает большие изменения. В ходе своего визита в город на Енисее я обсуждал новый статус пульмонологического центра, который является краевым, но имеет большое значение для всего нашего здравоохранения. Существенные перемены к лучшему я наблюдаю и в Новосибирске.
Как специалист в области респираторной медицины хотел бы сказать, что пока государство и федеральное министерство не уделяют легочной патологии такого же пристального внимания, как, например, кардиологии, неврологии или эндокринологии. А нужда в этом очень большая, ведь болезни легких лидируют по показателям заболеваемости и обращаемости к врачу. Надеюсь, что это временная ситуация и серьезные изменения произойдут уже в ближайшем будущем.
– Год назад вы говорили в интервью «МГ»: «Медицина достигнет больших результатов только тогда, когда будут соблюдены два принципа – гармонизация и гуманизация». Удалось ли за истекший период реализовать эти принципы, хотя бы частично?
– В минувшем году в мире развернулась глобальная дискуссия о том, какой быть медицине XXI века. Итог дискуссии можно сформулировать так: медицина должна быть гуманной. Недавно в ФРГ я видел по одному из центральных телевизионных каналов очень острую передачу, посвященную врачебным ошибкам. То есть эта тема дискутируется во всех государствах, не только в России. Проблемы врачебной этики везде актуальны. Страны Запада активно работают в соответствующем направлении. В США, Франции, теперь и Германии существуют тщательно разработанные моральные кодексы врачебной деятельности – очень важные этические документы, неукоснительное следование которым ведет к гуманизации медицины.
– Теперь о проблеме редких заболеваний. На прошлогоднем конгрессе ей было уделено большое внимание. Как известно, в стране действует так называемая программа «Семь нозологий». Только семь… А ведь на сегодняшний день – ссылаюсь опять же на ваши слова – таких заболеваний около 15 тыс. Достаточно ли для решения проблемы одних денежных вливаний? Возможно, требуется создание государственной системы классификации, диагностики, курации таких болезней?
– Для начала следует сказать, что заболевания, которые подразумеваются в этом вопросе, назвать редкими можно только очень условно. Национальный институт здоровья США приводит следующие статистические данные: на сегодняшний день около 12% населения страны имеют так называемые редкие болезни. Научный прогноз говорит за то, что в ходе реализации проекта «Геном редких заболеваний» число их будет резко возрастать. Конкретный пример: муковисци-доз – генетическое заболевание из числа «редких» – еще 2-3 года назад казался вполне понятным с точки зрения генотипирования и фенотипирования. Однако в ходе молекулярно-биологических и генетических исследований выяснилось, что эта болезнь распадается на большое количество других патологий. Были выявлены нарушения на самых разных уровнях клетки: ядерном, цито-плазматическом, мембранном, апикальном и др.
В НИИ пульмонологии прицельно изучалась проблема диабета, которая возникает у больных муковисцидозом. Ученые нашего института Г.Бабаджанова и В.Самойленко описали полиморфизм гена, предопределяющего возможность развития сахарного диабета 2-го типа у таких пациентов. В России сделан большой шаг вперед – муковисцидоз вошел в неонатальный скрининг. С улучшением диагностики мы всё более и более убеждаемся, что это заболевание не такое уж редкое.
Концепция редких болезней диктует определенные изменения в системе медицинского образования. Эти болезни должны изучать и дерматологи, и офтальмологи, и ортопеды, и специалисты по заболеваниям сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. В этом году конгресс «Человек и лекарство» поднимает данную тему на небывалую ранее высоту.
Приблизительно каждый месяц в мире описывается 30-40 новых орфанных болезней. Некоторые страны, например Франция и США, приняли соответствующие государственные программы, то есть программы поддержки клиник по орфанным заболеваниям (их сейчас в мире около 5 тыс.). У нас пока нет ни таких программ, ни таких клиник, но, полагаю, при наличии доброй воли всё это можно быстро создать. Для успешного решения проблемы важно объединить усилия организаторов здравоохранения, университетской медицинской науки, педагогики и последипломной подготовки врачей.
– Уже стало традицией, что на церемонии открытия конгресса с пленарными докладами выступают очень интересные люди. В прошлом году большим подарком для участников форума стало выступление лауреата Нобелевской премии, академика РАН Жореса Алферова. Какие сюрпризы заготовлены на этот раз?
– Думаю, открытие XIX конгресса будет не менее интересным. Первым запланирован доклад директора МНИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского члена корреспондента РАМН Хубутия Могели Шалвовича. Свое выступление он намерен посвятить памяти академика РАН и РАМН Валерия Ивановича Шумакова, основоположника трансплантологии в нашей стране, чье имя можно поставить в один ряд с именем Владимира Петровича Демихова.
Второй доклад сделает врач-космонавт, Герой Советского Союза Атьков Олег Юрьевич. Это очень интересный ученый. Он одним из первых разработал диагностические системы, пригодные для использования на орбитальных станциях, в частности портативные эхо- и электрокардиографы. Олег Юрьевич сам очень хороший диагност, владеет тонкими методами исследования сердечно-сосудистой и других систем организма. Мы попросили его поделиться с участниками и гостями конгресса тем опытом, который у него сформировался в области космической медицины.
– Даже при беглом ознакомлении с программой XIX конгресса обращает на себя внимание название одного симпозиума – «Нарушение норм научной работы: фабрикация и фальсификация данных, плагиат, что можно сделать?» Насколько же остра эта проблема, если потребовала обсуждения в столь широкой научной аудитории? И что, действительно, можно сделать?
– Проблема предельно актуальна. Идет целый вал нечистоплотных работ с фальсифицированными или подогнанными данными без ссылок на оригинальные исследования, просто откровенный плагиат. В сущности, проблема всё та же – этическая, отсутствие кодекса врачебной, а в конкретном случае еще и научной деятельности.
– Традиционно на конгрессе проходит много мемориальных мероприятий, посвященных выдающимся медикам прошлого. Кого будут вспоминать в этом году?
– XIX конгресс полностью посвящен 180-летию великого российского терапевта Сергея Петровича Боткина и его школе. Мы записали интервью академика РАН и РАМН Андрея Ивановича Воробьёва, который сам является уникальным терапевтом и ученым. Он очень содержательно рассказывает о школе С.П.Боткина, существующей по сей день и не утратившей своего значения. Кардиологи будут вспоминать работу профессора Попова Виталия Григорьевича, гастроэнтерологи – академика РАМН Логинова Анатолия Сергеевича.
– «Десять наиболее важных событий в респираторной медицине в 2011 г.» Для тех, кто еще не ознакомился с программой форума, скажу, что так называется лекция для практикующих врачей, с которой вы выступите 26 апреля. Могли бы вы рассказать хотя бы о некоторых из этих событий.
– Остановлюсь на трех. Первое. Резкий рост резистентных и пан-резистентных, то есть устойчивых ко всем антибактериальным средствам микроорганизмов. В этом ряду можно назвать определенные штаммы микобактерий туберкулеза, синегнойной палочки, бактерий рода ацинетобактер. Данная проблема лежит на стыке респираторной медицины, микробиологии, генетики и многих других дисциплин. Очевидно, что сейчас создать сверхантибиотик не удастся. Нужна другая парадигма решения проблемы резистентности. Второе. В респираторной медицине появились новые рекомендации по лечению ХОБЛ, бронхиальной астмы, пневмонии. Это серьезные достижения ушедшего 2011 г. Третье. В респираторной медицине, да и в других ее областях, как никогда ранее большое внимание уделялось редким заболеваниям.
– Как вы, будучи главным терапевтом страны, оцениваете деятельность терапевтической службы? Что вы намерены сказать и услышать в ходе совещания профильной комиссии Экспертного совета в сфере здравоохранения Минздравсоцразвития России по специальности «Терапия»?
– Во время совещания мы заслушаем отчеты руководителей региональных терапевтических служб, попытаемся проанализировать тенденции в этой области. В целом они положительные: многие регионы добиваются хороших показателей снижения смертности от инфаркта миокарда, инсульта и ряда других заболеваний. Однако не могу не отметить, что в последние 1,5-2 года произошло ослабление первичного звена нашего здравоохранения. В первую очередь я имею в виду институт врача общей практики. В ряде областей утрачена та динамика развития этого института, которая была обретена в начале нынешнего столетия. Хуже стало в Свердловской области, Чувашской Республике, где были достигнуты высокие результаты в создании службы первичного звена. Меня это тревожит, и я ищу возможность вернуть утраченные позиции. Сокращение числа терапевтических отделений, связанное со специализацией медицинской помощи, – тоже проблема, хотя не чисто российская, а, скорее, мировая. Она чревата снижением качества подготовки интернистов, из которых только и могут вырасти крупные специалисты узкого профиля. Это нужно широко обсуждать. Нужно искать адекватное решение данной проблемы.
– Александр Григорьевич, позвольте поблагодарить вас за обстоятельное интервью и пожелать плодотворной работы конгрессу «Человек и лекарство».
Беседу вел Тимофей КОЗЛОВ.