Вы здесь

Лариса УДОВИЧЕНКО

Ларису Удовиченко называют одной из самых востребованных актрис отечественного кинематографа. Зритель искренне полюбил ее за роли Гали Васильевой в фильме «Дочки-матери», Люды Гасиловой в телесериале «И это все о нем», Луизы в «Маленьких трагедиях», Маньки-Облигации в телесериале «Место встречи изменить нельзя», Зинаиды в фильме «Валентина» и многие другие. К актерским удачам можно отнести и роли Анны Андреевны Версиловой в сериале «Подросток» и провинциальной артистки Сабуровой в фильме «Успех». Склонность к комедийному жанру реализовалась в ролях Виноградовой в «Самой обаятельной и привлекательной», Ляли в «Хорошо сидим», телефонистки в «Автостопе»; на стыке драмы и комедии ею сыграны Татьяна в «Сукиных детях», Марчелла в «Блуждающих звездах», Анна в «Женщине для всех», Эльмира в «Тартюфе» и другие, не менее запоминающиеся роли. Не секрет: за каждым созданным образом всегда стоит личность актера, что-то так или иначе проецируется на экран. Об этом мы и беседуем сегодня с заслуженной артисткой РФ Ларисой Удовиченко.

- Лариса Ивановна, вам, как говорится, сам бог велел пообщаться с читателями «Медицинской газеты». Ведь, как известно, ваш отец был военным врачом...

- Да,  отец окончил Харьковский мединститут и Питерскую военно-медицинскую академию. Прошел все войны, начиная с финской и до японской. Работал врачом на   ладожской Дороге жизни в блокаду Ленинграда. В Ленинграде же  познакомился с мамой, которая училась в то время в институте Театра музыки и кино на актерском факультете. К сожалению, закончить его не смогла, потому что умерла бабушка от голода, и их эвакуировали. Папа в прямом смысле спас маму от голодной смерти и после окончания войны вернулся и забрал ее. А сценическая карьера ее так и не состоялась,  так как муж военный врач - это постоянные перемещения по стране, это военные базы, которые имеют только номера, но не имеют названий...

- Поэтому у вас такое неожиданное место рождения?

- Да, так получилось, что я родилась в Вене. К сожалению, увезли меня оттуда очень маленькой, и с тех пор я там не была. Хотя, безусловно, мечтаю, и думаю, что когда-то это все-таки случится. Отец как участник войны демобилизовался из армии достаточно рано, лет в 45, и мы остались жить в Одессе, где и прошло мое детство. Как всякий военный, отец любил рыбалку, охоту. У нас была моторная лодка, а зимой он занимался подледным ловом. Поэтому я выросла на дичи и свежей рыбе.

- А вас не увлекло это занятие?

- Нет, я в ловле не участвовала, только в «переработке»...

- Медицинскую практику отец тоже оставил?

- Вы знаете, он умел просто наслаждаться жизнью. Пенсия у него была немаленькая - в отставку он ушел в звании подполковника – на жизнь хватало. Поэтому работать не было необходимости. Но что касается медицинской помощи, то помню, как весь дом, да и вся округа, всегда ходили к нему за советами. Одесса - город общительный, гостеприимный. Телефона не было, поэтому у нас всегда была открыта дверь.

- А сейчас есть ли такие медики, к кому вы в любое время можете обратиться за помощью?

- Я - дочь военного врача, и, видимо, поэтому больше доверяю госпиталям. У военных людей другое отношение и к жизни, и к смерти. Очень дружу с врачом Владимиром Ивановичем Галиным из Красногорского госпиталя, и если у меня возникают какие-то проблемы, отдаю себя в его руки.

- Судя по вашему настрою, это бывает нечасто... Мне кажется, вам тоже присуще столь важное качество - радоваться жизни. Очевидно, передалось по наследству?

- Да по-разному бывает. Все зависит от настроения. И потом, профессия   публичная, столько любопытных глаз, разрушающих   твою ауру... Невозможно отказать людям, невозможно обидеть. Не имеешь права... А если это случается, остается настоящая заноза в душе. Этим летом я была в Турции. Во время ужина в отеле шла с двумя полными тарелками (приехала с какой-то экскурсии, и была очень голодна). Ко мне подбежала девочка и попросила: «Можно с вами сфотографироваться?» Я ей отказала. Переживаю до сих пор, потому что надо было сказать: «Подожди немного». Я потом искала эту девочку, но не нашла. И себя извела просто. Взрослый человек еще может как-то понять, но ребенку категорически нельзя так говорить.

- Действительно, публичные люди в определенной степени вызывают на себя огонь. Они знают, что будут и зависть, и, как вы говорите, разрушение ауры. И тем не менее идут на это...

- Иначе нельзя. Одно из двух: либо ты незаметен, либо ты популярен. Ну а популярность, с другой стороны, это признание   успеха в деле, которым ты занимаешься. Но важно, чтобы не было ощущения «успеха ради успеха». Он должен нести в себе добро, помогать людям жить. Мне довелось недавно побывать на Международном фестивале кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске. Вместе с Лидией Шукшиной и Алисой Гребенщиковой работала в жюри актерского конкурса. И с огромным удовольствием: радовало, что все картины позитивные. (Или их так отобрали? Значит, было из чего выбирать, значит, много таких фильмов!) Это прекрасно, когда с экрана призывают не страдать, не умирать, а жить! Оптимизм важен и с медицинской точки зрения тоже, не правда ли? При этом очень сложно было судить актерский конкурс. Хоть жребий бросай: очень много удач!

- И все-таки вы выбрали. Чем отличаются победители?

- С одной стороны, мы стремились выбрать актеров, только вступающих в жизнь, только начинающих реализовывать свои возможности - для того, чтобы помочь им поверить в себя, придать сил для дальнейшей работы. Это одна грань.А другая такова. Есть жанры, любимые зрителями, но не любимые критиками. Последние предпочитают эстетство, «глубину» (которая, к сожалению, иногда бывает псевдоглубиной). А сделать виртуозно комедийную роль - это особый дар. Я как актриса характерная, работающая много в комедии, знаю это очень хорошо. Поэтому мы присудили приз за лучшую женскую роль в дебютном фильме «Жара» Резо Гигиенишвили молодой актрисе Екатерине Вилковой, а за лучшую мужскую - режиссеру и исполнителю главной роли в комедии «Просто повезло», замечательному актеру Андрею Анкундинову.

- Судя по биографии, у вас все складывалось как нельзя лучше: определились с выбором еще в детстве, посещая народную студию киноактера в Одессе, за спиной - десятки сыгранных и запомнившихся всем ролей. В Интернете можно прочитать буквально следующее: «Удовиченко - одна из самых востребованных актрис отечественного кинематографа». Действительно ли все было так просто или это все-таки кажущаяся легкость?

- Да, все вроде удачно складывалось, сыграно много ролей в хороших фильмах, и ни за одну мне не стыдно. С другой стороны, есть работы, которые я хочу делать, но мне они не достаются. И режиссеры, и те же критики считают, что эта легкость существования моих героинь на экране не дает возможности внедриться в работу, необычную для меня, сыграть роль неожиданную, глубокую. Они забывают о том, что мне уже, увы, не 25, и что жизнь любого человека - это и радости, и страдания, и потери, и боль, и переживания, а тем более женская судьба. Другое дело, кто как из этого выбирается. Кто-то уходит в религию и там ищет помощи, я тоже через это прошла и считаю этот путь, может быть, самым правильным. Кто-то иначе справляется, кто-то не справляется вовсе. Так что снисходительное отношение критиков ко мне, наверное, все же не совсем правильное. Это - их право. Для меня куда важнее зрительское отношение и зрительская любовь.

К сожалению, понятие профессионализма в последние годы девальвировалось, в нашей работе - особенно. Смотрю порой на каких то однодневок-телеведущих и «сериальных» актрис, вчерашних моделей, и мне так неловко за них. И думаю: неужели им самим не стыдно что-то вещать на миллионную аудиторию, «играть в актрис», не прочитав и пары-тройки книжек, не узнав даже азы профессии?

- Вы говорите, режиссеры не разделяют вашу личность и созданные вами экранные образы? Почему?

- Есть известное определение Станиславского: «актер в предлагаемых обстоятельствах». Этим все сказано, и нет ничего нового. Потому что если выполнять задачу режиссера, то ты уже не ты, и тем более не творец.

- Но в то же время вы мечтаете сыграть сложные, неожиданные роли. Что бы вы хотели в них раскрыть?

- Так сразу не скажешь. Всегда интересно играть то, что не знаешь, как играть. Есть актеры, которые предсказуемы. Порой читаешь сценарий, и   понимаешь, как затем в фильме будет выглядеть тот или иной актер. И его уже можно даже не смотреть... Кроме того, существует определенная негласная градация. Кто-то идет первым эшелоном, кто-то - следующим. Например, все хотят снимать двух великолепных наших актеров, и я вполне разделяю к ним такое отношение, - это Женя Миронов и Володя Машков. Но хочется, кроме двух мной горячо любимых актеров, видеть еще и другие лица, возможно, не менее талантливых ребят. А лучшие сценарии достаются «раскрученным»...

- Как вы думаете, фестиваль дебютных фильмов может как-то повлиять на данный процесс?

- Не в той мере, как хотелось бы. Он может помочь открыть новое лицо, новый талант. А затем нужен большой кропотливый труд.

- Но для всех молодых ребят, которых наградили за дебютные фильмы, это все же большая поддержка. Первое признание... А вас кто поддержал в начале пути?

- Первоначально, конечно, родители. Мама, как я уже говорила, собиралась стать актрисой, поэтому хорошо понимала мое стремление. А потом... Мне кажется, ни в чем у меня не было особой поддержки. По принципу «такая умная, красивая - сама справится».

- К слову, о красоте. Наверняка не буду исключением, и вы в очередной раз услышите этот вопрос: что нужно для того, чтобы так хорошо выглядеть? Это внутренняя потребность или все-таки профессиональная необходимость?

- Конечно, и то и другое. Даже не знаю, что важнее. Любой женщине хочется выглядеть хорошо. А здесь еще примешивается слово «надо!» То есть хочешь или не хочешь, нужно собой заниматься, следить за собой. Да, не всем это удается, хотя многие идут на немыслимые жертвы. У меня очень счастливая в этомотношении природа - нет склонности к полноте. Хотя я веду совсем неправильный образ жизни: не питаюсь в течение дня, а люблю ночную еду.

- И никаких диет?!

- Я так много диет на себе испытала и знаю только одно - нельзя путать чувство голода с чувством аппетита. Аппетит - это когда ты смотришь на еду и хочешь попробовать буквально все. А голод - когда после того, как ты насытился, не стремишься попробовать «еще вон тот пирожок». Поэтому лучше есть не по распорядку, а когда проголодаешься...

- Где вы сейчас снимаетесь?

- В полнометражной комедии «Новогодние подарки» молодого режиссера Марины Цурцумии. Роль моего сына играет замечательный актер, обладающий   великолепным чувством юмора, умением чувствовать золотую середину между собственно комедийностью и наигрышем. Это любимец зрителей Петя Красилов. Я очень рада, что его утвердили.

- Что вы считаете главным в жизни и в работе? И есть ли какой-то водораздел между первым и вторым?

- Если я своими работами помогаю людям выживать, особенно женщинам, то для меня это – самое главное. Знаете, зрительская любовь определяется даже по количеству аплодисментов. Вот когда все идут по звездной дорожке на фестивале, можно сразу понять, как к кому относятся стоящие по обе стороны массы народа. Да, можно зарабатывать какие-то баллы, собирать, как говорится, хорошую прессу, но именно эти аплодисменты и определяют настоящее, чего ты стоишь в профессии и жизни, потому что наша профессия - она и есть жизнь...

Беседу вела Алена ЖУКОВА,
корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru