Народный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (за фильм «Мужики»), обладатель приза за лучшую мужскую роль Международного кинофестиваля «Золотой Витязь» (за роль в фильме «Очарованный странник») и многих других кинематографических наград. Кавалер орденов Почета и «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Несмотря на свой солидный возраст – 66 лет – не знает ни минуты покоя. Месяц назад мы договаривались об интервью, которое корреспондент «МГ» должен был умудриться взять за полчаса до начала спектакля «Любовь не картошка – не выбросишь в окошко». Но «налетели» телевизионные съемочные группы, и встречу пришлось перенести. Состоялась она во ВГИКе перед началом репетиции – ведь Александр Михайлов ведет там курс актерского факультета. На дверях большого зала надпись «Мастерская народного артиста России А.Михайлова». А прямо напротив через коридор висит мемориальная доска, где написано: «Здесь с 1971 по 1989 год находился мастер-класс С.Бондарчука и И.Скобцевой». Знаменательное соседство.
– Александр Яковлевич, в коридоре у вашего мастер-класса я увидел много молодых воодушевленных лиц, к чему они готовятся?
– К предстоящей репетиции. Работаем над одним из самых интересных и сложных произведений Фёдора Михайловича Достоевского – «Идиот». Его мы включили в репертуар при защите дипломов нашими студентами на заключительном IV курсе в будущем году. Мои третьекурсники сейчас хотят показать комиссии один из актов этого спектакля. А на экзаменах этого года их ждет тоже много интересного – «В поисках радости» Виктора Розова и большая сцена из произведения Михаила Булгакова «Зойкина квартира». Ну а весь этот учебный год мы посвятим инсценировке рассказов Антона Павловича Чехова – все они войдут в нашу «Чеховскую программу».
Это наши «глобальные планы», посмотрим, как их удастся осуществить. Сейчас же весь курс активно занят в уже готовом спектакле с фронтовой тематикой – Алексея Дударева «Рядовые». Ребята играют с удовольствием, с большой отдачей, что мне очень приятно. Тем более что это их самостоятельная работа – мы, педагоги, помогали им «закрепить» образный, эмоциональный ряд, выстроить ритмику. А произведение они выбрали сами. Уже выступали в дивизии им. Ф.Дзержинского, в ЦДРИ, дважды – в Союзе театральных деятелей. Мой близкий друг, командующий воздушно-десантными войсками Владимир Анатольевич Шаманов очень обрадовался, когда узнал, что мои студенты будут играть этот спектакль в его подразделении ВДВ накануне Дня Победы.
– Вы набирали этот курс сами?
– Да, три года назад. На 25 мест было 2500 претендентов, мальчишек и девчонок со всей России. При отборе руководствовались наличием у будущего студента «внутреннего света», эмоциональной отдачи, корневой основой его, насколько он чувствует в себе «российское начало». Ведь важно, чтобы человек не забывал, на какой земле он живет, где родился и откуда пришел, не стал бы со временем манкуртом. По себе знаю, как для актера это важно.
– Вы говорили, что на ваш курс пытались поступить ребята из самых отдаленных уголков страны. Вспоминали ли тогда, что и сами из поселка в Читинской области. Что прежде чем стать студентом театрального факультета Дальневосточного института искусств были и моряком, и электромехаником на предприятиях. Как появилось желание стать артистом?
– Да, на дизель-электроходах «Ярославль» и «Курган» плавал по Охотскому, Берингову, Японскому морям и Тихому океану, бывал в отдаленных уголках земли. Но в судьбе бывшего ученика ремесленного училища произошел крутой поворот. Дело в том, что с 1965 г. меня стал активно «преследовать» Антон Павлович Чехов. Всеми силами хочу до него «дотянуться», как босоногий мальчишка бегу за ним, ловлю каждое слово его произведений. А судьбоносным оказался спектакль «Иванов», на который попал случайно. Я – электромеханик швейной фабрики был буквально потрясен. Тогда я решил стать артистом. Шел 1965 г. Потом, работая в театрах, сыграл много ролей в чеховских пьесах: Астрова – в «Дяде Ване», Вершинина – в «Трех сестрах» и другие. Красной нитью в моей личной судьбе проходит гениальное творчество Антона Павловича.
– Я читал, как нелегко вам было стать студентом театрального вуза во Владивостоке. Окончив его в 1969 г. вошли в труппу Приморского краевого драматического театра им. М.Горького, а с годами стали «потихоньку» перебираться к столичным сценическим площадкам…
– Так складывалась судьба. После Владивостока 10 лет проработал в Саратовском академическом театре драмы. Потом были съемки кинофильма «Белый снег России», где я сыграл роль великого русского шахматиста, чемпиона мира Александра Алёхина. Вместе со мной там снимался народный артист СССР Всеволод Якут. Он присматривался ко мне, ему понравилось, как я работал. С его «подачи» режиссер В.Андреев пригласил меня на работу в Московский театр им. М.Н.Ермоловой. При встрече моя дальнейшая судьба определилась за 20 минут. А когда в 1985 г. В.Андреева пригласили на работу в Государственный академический Малый театр, он взял туда и меня. Там я прослужил 23 года, трудно даже перечислить роли, которые я там сыграл.
– А вот исполнение одной из них, я знаю, было связано с тяжелыми последствиями для вашего здоровья. Главная роль царя в пьесе «Смерть Иоанна Грозного». Уверен, что об этом эпизоде наши читатели-медики захотят узнать поподробнее.
– Есть одна маленькая деталь, на которую хотел бы обратить внимание – многие актеры, игравшие роль царя Ивана Грозного, уходили в мир иной. Последним по времени был Евгений Евстигнеев, игравший роль Ивана Грозного в фильме «Ермак». Меня, Иван Васильевич тоже сильно «тряханул». Трилогия А.Толстого состоит из «Смерти Иоанна Грозного», «Царя Фёдора Иоанновича» и «Царя Бориса». В двух случаях употребляется слово царь, а в одном – смерть. Я просил руководство Малого театра убрать из названия спектакля слово «смерть». Но поскольку это классическое произведение, к замечанию «какого-то Михайлова» тогда не прислушались. Я же почувствовал беду.
– Вы ведь попали в больницу…
– Да, после сыгранного шестой раз спектакля поехал на дачу. Там внезапно пошла горлом кровь. К счастью, меня успели доставить в Московский НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского, где меня прооперировал главный научный сотрудник отделения неотложной хирургической гастроэнтерологии профессор Николай Сергеевич Утешев. Потом у меня обнаружили завороток кишок, еще одна полостная операция, которую тоже сделал Николай Сергеевич. К великому моему сожалению, он скончался в конце прошлого года.
– Ну а когда выписались и вернулись в Малый театр…
– Снова попросил руководство изменить название спектакля, и Юрий Михайлович Соломин пошел навстречу – с афиш было убрано слово «смерть». И как ни странно многое изменилось к лучшему. Я убежден: слово – материально. Иван Васильевич Грозный не забрал меня «к себе», потому что я не допускал иронии, сарказма и издевательства по отношению к его личности. Я старался его понять.
Как мне сказал наш великий композитор Георгий Васильевич Свиридов: «Александр, мне ваш царь очень симпатичен потому, что он страдает за Русь, и эти страдания передаются в зрительный зал, который вам сопереживает».
– Из Малого театра вы несколько лет назад ушли, и сегодня наряду с активной актерской работой на сценах от Владивостока до Москвы продолжаете сниматься. Какая роль вам особо дорога?
– Каждая из почти 60 кинокартин, где я играл, мне дороги. Но особенно роль Ивана Флягина в фильме «Очарованный странник» Николая Лескова. С удовольствием вспоминаю время, когда снимался в фильмах «Мужики», «Любовь и голуби»…
– Там ведь по ходу событий на вашего героя претендовала дама, которую сыграла Людмила Марковна Гурченко.
– Да, судьба мне подарила встречу с замечательной актрисой. После знакомства мы очень быстро перешли на «ты», я называл ее Люсей. Мы вместе снимались в телефильме «Нелюдь», где я играл роль ее мужа. Был ее супругом в спектакле «Бюро счастья». Все прошедшие годы мы с Людмилой Марковной очень уважительно относились друг к другу. Для меня Люся «не погасла», ее талант будет светить еще очень и очень долго.
– В свои гастрольные поездки вы берете с собой гитару, часто поете на концертных встречах. Это началось с мюзикла «Бюро счастья», где вы играли с Людмилой Марковной?
– Нет, конечно. С детских лет люблю русские народные, казачьи песни, романсы обожаю. Поющей была моя любимая мама Стеша – Степанида. Уникальная была женщина, замечательно играла на балалайке. К абсолютному слуху добавлялись великолепный голос, умение танцевать – отбивала «дробушечки» так, что невозможно было оторваться. А ее любимая частушка: «Ох горькая я! Зачем на свет родилась? Была бы я стеклянная – упала б и разбилась». Мама была очень трудолюбивой, испытавшей много бед женщиной, типичной представительницей россиянок, переживших коллективизацию и войну.
– Александр Яковлевич, вы так моложаво, бодро выглядите. Наверняка занимаетесь или увлекались в молодости спортом?
– Сейчас-то нет. А раньше играл в баскетбол, занимался фехтованием, легкой атлетикой. Вообще-то спорт в моей жизни сыграл большую роль, если бы не он, неизвестно каким бы предстоял перед вами сейчас. Каждое утро стараюсь успеть сделать гимнастику с гантелями – уверен, что разумные физические упражнения очень полезны для здоровья.
– Медики не раз спасали вашу жизнь, какие чувства вы испытываете к людям в белых халатах?
– Хочу низко поклониться тем, кто свято чтит клятву Гиппократа, кто готов, как мой любимый Антон Павлович Чехов, всегда приходить на помощь к людям. Ориентироваться на него нужно каждому человеку, особенно медику. Хочу пожелать вашим читателям тепла и здоровья. Чтобы мы, пациенты, чаще радовали их своим прекрасным самочувствием!
Беседу вел
Леонид ПЕРЕПЛЁТЧИКОВ,
обозреватель «МГ».