25 декабря 2024
Еще на памяти время, когда этот порок был смертельным абсолют но во всех случаях. 15-20 лет назад ребенок с диагнозом «синдром ги поплазии левых отделов сердца» погибал в считанные дни, часы и даже минуты после рождения. Сегодня, по-прежнему относясь к экстремально сложной категории больных, такие дети имеют значительные шансы на спасение. К сожалению, имеют не все. Тем более волнующей становится каждая редкая история «воскрешения» на хирургическом столе.
Именно такую историю вправе записать на свой счет не большая команда врачей из нескольких медицинских учреждений С.-Петербурга. Этот «надежды маленький оркестрик под управлением любви» в составе заведующего отделением функциональной диагно стики городского медико-генетического центра Дмитрия Воронина, заведующего отделением кардиохирургии детской городской больницы № 1 Рубена Мовсесяна, кардиолога Андрея Цытко, заведующего отделением реанимации и интенсивной терапии новорожденных Дмитрия Ямгурова и других мастеров своего дела подарил жизнь в принципе нежизнеспособному ребенку с позиций наших знаний о физиологии кровообращения.
Как же кооперация представителей разных врачебных специаль ностей сделала по сути невозможное возможным?
Специалистам известно, что дети с гипоплазией левых отделов сердца рождаются с определенной регулярностью, а сочетание раз личных осложнений при данной патологии отличается многообразием. Однако клиническая картина в случае с Женей Демидовой была совершенно уникальной. У новорожденной девочки наблюдались не только недоразвитие митрального клапана, атрезия аортального клапана, но и отсутствовало межпредсердное сообщение, из-за чего не могло происходить насыщение крови кислородом.
В мировой медицинской литературе нет ни одного описания кардиохирургической операции ребенку с упомянутой комбинацией ана томических аномалий. Ларчик открывается просто: до профессора Ру бена Мовсесяна вряд ли кому-нибудь удавалось успешное оперативное вмешательство при таком спектре осложнений, да еще и на открытом сердце пациента 4 часов от роду.
– Это была операция на грани максимального риска, – признается сегодня Рубен Рудольфович. – Отставлю ложную скромность: наверное, уровень хирургии имел значение для благополучной развязки. Но в большей степени повлияла на результат высокая отлаженность существующей в нашем городе системы врачебного взаимодействия. Одни диагностировали порок сердца в пренатальном периоде, другие принимали роды, третьи транспортировали новорожденного в больницу, оказав ему необходимую лекарственную терапию, что позволило несколько часов поддерживать жизнь младенца до начала операции.
Действительно, этот сборный «оркестр», состоящий из профессионалов высокого класса, исполнил положенную ему роль во спасение крошечной петербурженки в высшей степени виртуозно.
А начало всему положила первая встреча мамы Жени Демидовой с главным кардиологом отделения кардиохирургии ДГБ № 1 Андреем Цытко.
Почти половина детей из числа тех, кто оперируется в кардиохи-рургическом отделении, имеет пренатальный диагноз. Более 20 лет проводится в С.-Петербурге дородовый скрининг, что подразумевает полное обследование всех беременных женщин в городском медико-генетическом центре. В случае выявления кардиологической аномалии развития плода женщину приглашает на консультацию профильный специалист. Женина мама находилась на 22-й неделе беременности, когда она и опытнейший детский кардиолог Андрей Цытко договорились бороться за жизнь будущего ребенка.
После повторного осмотра в середине третьего триместра началась подготовка к родам. С передачей пациентки под наблюдение акушеров 10-го родильного дома были определены приблизительные сроки и способ родоразрешения, а на 39-й неделе беременности подопечную госпитализировали. Когда же появились признаки того, что женщине пора в родильный зал, акушеры сигнализировали находиться в готовности специальным медицинским бригадам, в том числе из го родского реанимационно-консультативного центра, который занимается транспортировкой в специализированные отделения всех новорожденных петербургских детей, требующих экстренной помощи.
Так Женя, едва появившись на свет, сразу отправилась в детскую городскую больницу № 1 – вначале в отделение реанимации и интенсивной терапии новорожденных, а оттуда уже на операционный стол, в руки профессора Рубена Мовсесяна.
Тонкая операция на деликатных тканях продолжалась более 5 часов. Поскольку ребенок поступил в критическом состоянии, потребовалось экстренное подключение аппарата искусственного кровообращения, который и заменил легкие и сердце – органы, практически «выключенные» в момент подачи новорожденной в операционную. Это сделало возможным провести основной, наиважнейший этап вмешательства на открытом сердце, связанный с устранением сложной сочетанной патологии, а значит, и смертельно опасных угроз. При этом организм малютки для поддержания жизнеспособности был охлажден до 180С. Как только крошечное сердце обрело способность снабжать кровью сосуды, а легким вернулась их функция оксигенации крови, эстафету у кардиохирургов тотчас подхватили реаниматологи…
…Когда этот материал увидит читатель, Женя с мамой уже выпишутся из больницы. Впереди спасенную девочку ждут еще две кардиохирургические операции, последнюю выполнят ей в 5-летнем возрасте. Лечащий врач Андрей Цытко убежден: самые трудные часы и минуты для семьи Демидовых уже позади.
Владимир КЛЫШНИКОВ, соб. корр. «МГ».
С.-Петербург.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru