Вы здесь

Министр сказал всё, что думает...

Министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил ЗУРАБОВ считает, что намеченные на 2006 г. задачи в рамках Национального проекта «Здоровье» достигнуты. Такую оценку он высказал в ходе интернет-конференции, которая прошла в Москве. При этом руководитель отрасли выделил основные задачи в рамках нацпроекта на 2007 г. «МГ» предлагает вашему вниманию ответы на наиболее интересные вопросы (в сокращении), поступившие министру по электронной почте.

Ведущая. Вопрос задает предприниматель из С.-Петербурга Михаил Ливанов. Как вы оцениваете предварительные итоги реализации Национального проекта «Здоровье» в 2006 г.? И что планируется на 2007 г.?

М.Зурабов. Начну с одной из основных задач, которая была поставлена в рамках проекта, укрепление ресурсного обеспечения здравоохранения. Надо признать, что в последнее время кадровый потенциал здравоохранения, его материальная обеспеченность находились на неудовлетворительном уровне. В первую очередь это касалось первичной медико-санитарной помощи.

Почему возникла такая ситуация? По моему мнению, не в последнюю очередь из-за финансирования здравоохранения из разных источников. Надо сказать, что в удельном весе общих расходов здравоохранения затраты федерального бюджета составляли (до начала реализации национального проекта) всего 4-5%. С учетом дополнительных объемов обеспечения из федерального бюджета, которые были отпущены в прошлом году и будут направляться в последующем для финансирования регионального и муниципального здравоохранения, эта доля увеличится. По нашим оценкам, она вскоре достигнет 12-14%.

И тем не менее основной объем финансирования осуществляется за счет муниципалитетов. Именно они ответственны за наиболее массовую медицинскую помощь в стране. На их долю приходится более 84% от общего объема медицинской помощи в РФ.

Положение дел в муниципальном здравоохранении известно. Таким образом, наиболее массовая медицинская помощь у нас оказалась полностью лишена кадров и необходимого медицинского оборудования, в первую очередь диагностического. Поэтому экспертам при разработке основных параметров национального проекта было очевидно, что сколько бы средств на первом этапе ни вкладывалось в развитие высокотехнологичной медицинской помощи, в укрепление стационарного звена, эти вложения не в состоянии улучшить ситуацию в муниципальном здравоохранении. Они просто не принесут эффекта. Для того чтобы повлиять на самые болевые точки изменить среднюю продолжительность жизни при хронической патологии, нужно было начинать с первичного звена. Напомню, что сегодня, как это ни печально, в нашей стране продолжительность жизни при хронической патологии составляет всего 6-7 лет. Хотя мировые показатели не ниже 18-20...

Все 306 мероприятий, которые входили в календарный, сетевой график реализации национального проекта в прошлом году, выполнены. С моей точки зрения, это гигантская работа. Я даже утверждаю, что в последние годы ничего подобного в нашей стране не делалось. Мы не только полностью поставили запланированное оборудование, но и провели его инсталляцию. Для этого подготовили помещения, обучили более 15 тыс. специалистов.

Столь же масштабно укреплялся кадровый потенциал первичного звена. По данным медицинской статистики, на начало года здесь работало 56 тыс. врачей и 59 тыс. медицинских сестер. Сегодня это уже 73 тыс. врачей и 81 тыс. медицинских сестер.

Минздравсоцразвития России отмечает, что работать в первичном звене стало престижно. Для такой оценки есть все основания туда идут выпускники медицинских вузов. При этом осуществлялась беспрецедентная по масштабам иммунизация населения. Сами цифры стали другими: вакцинация против гепатита В проведена 10 млн человек, против гриппа 22 млн, против краснухи более  5 млн. Это огромная и ответственная работа.

Я считаю, что цели, намеченные национальным проектом, достигнуты. Если заглянуть в следующий год, то ставятся еще три дополнительные задачи.

Прежде всего продолжится совершенствование медицинской помощи, которая оказывается женщинам в период беременности и родов. Еще одно направление, на котором мы сосредоточим усилия, - смертность от так называемых управляемых причин. С 2008 г. в национальном проекте появится принципиально новый раздел, связанный с совершенствованием организации медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях, острых химических отравлениях. Поэтому в 2007 г. произойдет серьезное укрепление службы скорой помощи реанимобилями.

Мы предпримем решительные меры для снижения смертности от сердечно-сосудистой патологии. Поэтому в 2007 г. будут сделаны шаги по созданию в регионах центров малоинвазивной сердечно-сосудистой хирургии. Это для нас принципиальный вопрос. Такие центры в следующем году должны появиться уже в 10 субъектах РФ.
В наших планах ввод как минимум 14 федеральных высокотехнологичных медицинских центров, строительство которых сейчас начато. Уверен, что 4 из них будут построены до конца года.

Ведущая. Следующий вопрос задает Наталья Баскакова из Москвы. Будут ли разработаны и внедрены в 2007 г. критерии оценки качества работы медиков, позволяющие дифференцировать заработную плату врачей в зависимости от объема и качества выполненной ими работы?

М.Зурабов. Действительно, такие критерии разработаны Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Они будут рекомендованы субъектам РФ для оценки эффективности работы медицинского персонала и в первую очередь участковых врачей терапевтов и педиатров, врачей общей практики. Но при этом мы должны исключить субъективные факторы при оценке труда медиков. Поэтому система оплаты труда по разработанным критериям сначала будет отработана в пилотных территориях. Результаты будут изучены и проанализированы. Только после этого мы примем окончательное решение по переходу на новую систему оплаты труда.

Ведущая. Вопрос журналиста из С.-Петербурга Юлии Шмидт. Смогут ли частные клиники участвовать в реализации Национального проекта «Здоровье»? Частники, считает Юлия, готовы снизить стоимость своих услуг на ту сумму, которую компенсировало бы им государство. Скажем, вычесть из стоимости платных родов 5 тыс. руб. для возможности получать средства в рамках программы «Родовой сертификат». Представители частных клиник мотивируют это тем, что их пациенты платят налоги так же, как и люди, наблюдающиеся в государственных клиниках, и поэтому вполне имеют право на поддержку со стороны государства.

М.Зурабов. Это очень сложный вопрос. И я предложу вам два варианта ответа: один очень короткий, второй более развернутый.

Первый. Пока на сегодняшний день национальным проектом и, следовательно, законодательством предусматривается, что медицинская помощь в рамках программы «Родовой сертификат» финансируется в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения.

Теперь по сути. Является ли это дискриминацией? По большому счету самой большой дискриминацией является то, что государство гарантирует бесплатную медицинскую помощь в определенном типе медицинских учреждений.

Что мешает включить в нацпроект частные клиники? Дело в том, что в нашей стране продолжает действовать так называемая двухканальная система финансирования. С одной стороны, государство помогает государственным и муниципальным лечебным учреждениям, направляя приблизительно 60% средств, а в некоторых случаях и больше, на содержание этих учреждений, а не на финансирование медицинской помощи. И естественно, что частная клиника на такого рода субсидии от государства рассчитывать не может. Выход в такой ситуации для частной клиники один собрать эту часть с населения, чтобы не стать неконкурентоспособной. Но это не системное решение.

Мы должны пройти определенный путь, чтобы государство оплачивало именно медицинскую помощь. Прежде всего объяснить населению, в чем заключаются гарантии бесплатной медицинской помощи. А для лечебных учреждений должно быть предельно ясно, как эта медицинская помощь будет оплачиваться. Когда это будет сделано, обязательно выяснится, что значительная часть медицинских учреждений не прошла элементарного лицензирования. Потому что уровень их кадровой, материальной оснащенности, применяемые медицинские технологи не соответствуют тем требованиям, которые установлены в отношении лечебных учреждений на территории РФ.

Поэтому сейчас и идет подготовительный этап. Для того чтобы поднять материально-техническую базу медицинских учреждений, научить их работать в условиях хозрасчета, когда медицинская помощь оплачивается исключительно по факту ее оказания.

Ведущая. Вопрос Михаила Гаренского, врача из Хакасии. Будут ли учитываться пожелания врачей при формировании заявок на медицинское оборудование в будущем году? Если врач имеет достаточную подготовку для работы на аппаратах высшего экспертного класса, почему по разнарядке он получает аппарат среднего класса?

М.Зурабов. Начну с того, что такие разнарядки составляет не министерство, а Росздрав. Но прежде их собирают с территорий. К сожалению, понимание приоритетов специалистами органов управления здравоохранением не всегда совпадает с пожеланиями главных врачей. В этом нет ничего парадоксального. Дело в том, что больницы и поликлиники получают аппараты УЗИ бесплатно. Конечно, руководство любого Л ПУ хочет, чтобы в его больницу выделили аппарат УЗИ экспертного класса, подороже. Проблема же заключается в том, что на деньги, которые тратятся на такое оборудование, можно оснастить 5-7 лечебных учреждений, но аппаратами УЗИ более низкого класса. Вот и возникает на ровном месте проблема. Если бы в стоимость медицинской услуги включалась еще амортизация оборудования, то победил бы совершенно иной подход. Потому что от загрузки его, от объема исследований зависят доходы Л ПУ. Тогда ни у кого не возникнет желание получить дорогое оборудование, которое будет использоваться только на 20% возможностей, и тратить самому огромные деньги за его амортизацию и техническое обслуживание.

В этом-то и сложность, что в здравоохранении сегодняшнего дня не просматривается никакой экономики. Поэтому и приходится подписывать решения, опираясь на стандарты оснащенности в зависимости от мощности медицинского учреждения.

Ведущая. Следующий вопрос Владимира Аксенова, работника здравоохранения из Оренбургской области. Учитывались ли рекомендации Всемирной организации здравоохранения и международный опыт при включении в Национальный проект «Здоровье» программы массового оснащения региональных клиник флюорографическим оборудованием? С 1993 г. ВОЗ призывает отказаться от концепции борьбы с туберкулезом, частью которой являются массовые флюорографические обследования и длительное стационарное лечение, до сих пор практикуемое в России.

М.Зурабов. Туберкулез для России серьезная проблема. Мы живем не в Швейцарии или Франции. Если поинтересоваться реальной обеспеченностью аппаратурой лучевой диагностики и рентгеновским флюорографическим оборудованием первичного звена медико-санитарной помощи, то выяснится, что в этом году произошла настоящая научно-техническая революция: поставлено 3,2 тыс. единиц этого оборудования рентгеновского и флюорографического. Оно заменило, как правило, аппаратуру, бывшую в эксплуатации более 25 лет! Причем в большинстве конкурсов победила отечественная высококлассная малодозная флюорографическая техника.

Ведущая. К нам поступило много вопросов о ситуации, сложившейся в фондах, подведомственных Минздравсоцразвития России. Эта тема вызвала большой общественный резонанс. Вопрос об этом задает, в частности, Владимир Романов, работник здравоохранения из Москвы. Он звучит так: не пугают ли вас скандалы, связанные с вашим ведомством, и какие вы видите пути выхода из сложившейся ситуации?

М.Зурабов. Надо сказать, что в течение года прокуратура настойчиво работала во всех фондах. Замечания были, но говорить о том, что были вскрыты факты нецелевого использования средств или направления их на другие статьи расходов, растраты или чего-то подобного, не предусмотренного в соответствующих законах и постановлениях правительства, такой информации от правоохранителей не поступало.

Теперь следующий момент. Он касается контроля за работой со стороны министерства. Должен сказать, что по действующим административным регламентам министерство осуществляет координацию работы внебюджетных фондов. Подчеркиваю координацию. Министерство не наделено полномочиями по жесткому контролю за их деятельностью, проведению проверок.

Кроме того, у меня есть основания считать, что возникшая ситуация в фондах результат интенсивной работы правоохранительных органов, которая проводилась оперативными методами. Поэтому предполагать, что можно было вскрыть какие-либо нарушения, которые не касались целевого характера использования средств (а Счетная палата и другие контролирующие органы проверяли и продолжают проверять по всем направлениям работу фондовнеправильно.

Искаженную оценку скандал получил благодаря информационному сопровождению. В большей части публикаций в СМИ утверждается как раз недоказанное, что средства, выделенные на важнейшие государственные программы, были разбазарены, использованы не по назначению. Да не было такого! Я еще раз хочу повторить: каждый рубль, который был запланирован, пришел туда, куда необходимо.

Просматривается здесь и другая проблема. Именно она, на мой взгляд, спровоцировала тот повышенный интерес, который сейчас СМИ проявляют к ситуации в Федеральном фонде ОМС и в подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития РФ учреждениях. Это обеспечение льготных категорий граждан лекарствами.
Названная программа льготного лекарственного обеспечения, конечно, провоцировала интерес многих фармацевтических групп. В 2005 году на ее выполнение государство предусмотрело порядка 51 млрд руб. В декабре медицинские работники выписали для тех граждан, которые отказались от социального пакета, 33 млн рецептов. Это очень много для одного месяца. Такой «всплеск» выписки в последний месяц года объясним: многие отказались от социального пакета, но решили запастись лекарствами впрок. Сопоставьте названную цифру с другой всего за год было выписано 45 млн рецептов.

Так по финансовым возможностям системы был нанесен сильнейший удар. Особенно это стало чувствительным на фоне того, что приблизительно 7 млн человек отказались от социального пакета ранее. И средства, которые предназначались для финансирования отпуска препаратов льготным категориям, были направлены на денежные выплаты этой категории. В результате в программе остались наиболее часто болеющие граждане. У них самая высокая средняя стоимость рецепта. Это обстоятельство усугубило положение дел. Для этой категории стоимость препаратов нередко превышала 22-25 тыс. руб. за один рецепт. Более того, в прошлом году бывали случаи, когда льготники получали лекарства более чем на сотню тыс. долл., потому что лечение их хронических заболеваний стоило крайне дорого. Так возникла ситуация, когда в ряде регионов финансовых средств, которые направлялись на льготное лекарственное обеспечение, оказалось недостаточно. В результате возник вопрос: где деньги? Ответ очевиден: их попросту не заложили в таком объеме в бюджеты.

Как известно, подписанные контракты с производителями лекарств предусматривали 180-дневную отсрочку платежа. Вот она и позволяет нам сегодня продолжать реализовывать эту программу в условиях, когда возникла существенная задолженность.

Конечно, мы не отказываемся от реализации программы. Но мы обязательно проведем детальный анализ всей работы по выписке лекарств льготникам. Такой контроль вполне реален, поскольку у нас налажен учет каждого из выписанных лекарств, то есть существует база данных по каждому конкретному льготнику, лечащему врачу. Контролировать обоснованность и правильность выписки рецептов министерство будет совместно с органами управления здравоохранения как на региональном, так и на федеральном уровне. По мере того как экспертиза всех выписанных лекарств будет осуществлена, наступит время поэтапного расчета за отпущенные препараты. Корректировки в бюджет будут внесены в самое ближайшее время.

Павел АЛЕКСЕЕВ.
Москва.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru