23 декабря 2024
Нет сомнений в том, что геронтология в ближайшие 25 лет станет одной из ведущих наук. Это обусловлено как глобальным постарением населения, то есть увеличением в его структуре доли лиц пожилого и старческого возраста, так и реальными успехами геронтологии и гериатрии.
Интерес к теме всё возрастает
Достигнув успеха в устранении лидирующих причин смерти, врачи столкнутся с трудностями. Перспектива увеличения ожидаемой продолжительности жизни будет ограничена возможностью воздействовать на сам процесс старения или на детерминанты долголетия. Вероятность таких воздействий ещё недавно представлялась весьма отдалённой.
Особый интерес для социальной демографии и геронтологии представляют данные о динамике смертности в Германии во второй половине ХХ века. Недавняя история этой страны даёт уникальную возможность оценить влияние политических, экономических и социальных факторов на смертность населения. До 1945 г. немцы, жившие в восточных и западных регионах страны, имели общее культурное и историческое прошлое, включая экономику и политическую систему. Между 1949 и 1989 гг, однако, Восточная Германия (бывшая ГДР) и Западная Германия (бывшая ФРГ) жили в условиях различного политического и экономического строя. После их объединения в 1990 г обе немецкие популяции снова интегрировались в единую политическую и экономическую систему.
Если в Восточной Германии показатели ожидаемой продолжительности жизни при рождении, как для мужчин, так и для женщин, увеличивались довольно медленно, то в Западной Германии начался быстрый рост этого показателя. После крушения социалистической системы в 1989 г. и объединения Германии в 1990 г. показатели ожидаемой продолжительности жизни при рождении для Восточной Германии стали увеличиваться ускоренными темпами, причём у женщин они были ещё более впечатляющими. Оказалось, что с 1990 по 1996 г. в Западной Германии число мужчин в возрасте 100 и более лет увеличилось в 1,06 раза, а женщин - в 1,8 раза, тогда как в Восточной Германии соответствующие показатели увеличились в 1,52 и 2,65 раза соответственно.
Как можно объяснить этот феномен? Имеется достаточно много свидетельств в пользу того, что условия жизни в молодом и среднем возрасте имеют существенное значение для уровня смертности в старческом периоде. Однако молодые годы нынешние 100-летние немцы в обеих частях страны провели в одинаковых условиях. Изменения в характере смертности в Восточной Германии проявились очень быстро после объединения. Анализ самых различных факторов, которые могли сказаться подобным образом, позволил сделать вывод о том, что ключевую роль сыграли быстрые преобразования в системе медицинского и социального обслуживания и в экономике, тогда как фактор миграции и изменения в стиле жизни имели меньшее значение.
Искусственная маскировка – дорога в никуда
В Западной Европе с 1950 по 2000 г. вероятность дожить до 100 лет у 80-летних людей увеличилась в 20 раз. Это обусловлено, прежде всего, улучшением экономических и социальных условий жизни населения и успехами медицинской науки. Исходя из общности фундаментальных механизмов старения, есть основания полагать, что замедление его у людей возможно. Расширение наших знаний позволит лучше противостоять таким истощающим организм патологиям, связанным со старением, как рак, сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет 2-го типа и болезнь Альцгеймера. Терапия, основанная на знании фундаментальных механизмов старения, будет способствовать лучшему противодействию этим возрастным патологиям. Поскольку механизмы становятся всё более и более понятными, то могут быть разработаны эффективные средства вмешательства в этот процесс. Это позволит значительному количеству людей продлить здоровую и продуктивную жизнь.
До настоящего времени довольно распространено убеждение в том, что маскировка возрастных изменений в организме эквивалентна вмешательству в фундаментальный процесс старения. Но это далеко не так. Маскировка эквивалентна облегчению симптомов, но не лечению болезни, то есть является всего лишь паллиативом. Паллиативы могут дать великолепный косметический эффект, но не влияют на основной процесс.
Как понимать «индустрию омоложения»
Серьёзную озабоченность сегодня вызывает продукция огромной индустрии антистарения, которая под видом пищевых добавок может легально производить то, что обозначается как средства «омоложения», замедляющие или останавливающие старение. Эти пропагандируемые вмешательства никогда не были подтверждены доказательствами изменений в фундаментальных механизмах старения, если они вообще имеют эффект. Но, несомненно, они могут маскировать, замедлять или задерживать некоторые поверхностные, не патологические изменения, связанные с возрастом. К этому классу лекарств или «косметических» средств относятся продукты, которые рекламируются как устраняющие морщинистость кожи, удаляющие старческую пигментацию, вызывающие потемнение волос, удаление нежелательной волосистости или восстановление их на облысевшей голове.
Такие вмешательства, как использование линз для коррекции дальнозоркости или слуховых аппаратов для коррекции глухоты, являются продуктами индустрии, которые корригируют ассоциированные с возрастом процессы. Активное распространение таких продуктов и услуг является одной из причин, почему широкая публика ошибочно верит в то, что мы близки к пониманию фундаментальных процессов старения и к созданию средств воздействия на него. На самом деле это далеко не так.
Когда врач в растерянности
Представляется целесообразным рассмотреть проблему с точки зрения практикующего врача, который находится под гипнозом обрушивающейся на него с разных сторон информации о замечательных свойствах тех или иных препаратов или методов антистарения, но не забывшего о Клятве Гиппократа и ставящего на первое место принцип не навредить своим пациентам. Как сориентироваться врачу и потенциальному пациенту (а врачи – тоже потенциальные пациенты) в потоке публикаций, газетных и телевизионных обещаний замедлить процесс старения, отодвинуть его за пределы видовой продолжительности жизни или даже омолодиться? В ряде работ обсуждался вопрос о возможном риске побочных эффектов применения различных геро-протекторов, в том числе риске развития новообразований.
Рассмотрим алгоритм, позволяющий, как нам представляется, с некоторой степенью надёжности, отличить научные рекомендации от сомнительных. Прежде всего, это основные группы признаков, которые свойственны публикациям по антистарению. Заметим, что под публикацией надо понимать любую форму открытой информации – статью в научном или популярном журнале, газете, на страницах Интернета, выступление на научной конференции, перед слушателями различных школ или курсов, выступление на радио или телевидении.
Каковы же эти основные моменты, которые следует рассматривать при оценке надёжности публикации? К ним следует отнести: цель и тип публикации, учреждение и автора(ов) её, теоретическую обоснованность рекомендаций, её методологию и методы, использованные для получения результатов, статистические методы их оценки, характер, наличие или отсутствие противопоказаний. Вряд ли можно опираться, например, на средства, рекомендуемые китайской народной медициной, тибетскими ламами, египетскими жрецами, индейцами майя, аборигенами Амазонки и т.д., не подкреплённые ссылками на публикации в серьёзных журналах. Наука признаёт только те факты, которые можно проверить непосредственным наблюдением или экспериментом, воспроизводимость которого является важнейшей характеристикой. Если в публикации описывается радикальное увеличение продолжительности жизни живого объекта очень редкого или уникального вида, который практически недоступен для независимого повторения эксперимента, отсутствуют данные о контрольной группе и т.д. – всё это может указывать на то, что авторы не заинтересованы в воспроизведении результата независимыми исследователями. Всегда вызывают насторожённость указания о том, что метод является секретом его автора («ноу-хау») или запатентован. Ссылка на наличие официального патента на средство, увеличивающее продолжительность жизни, даже с указанием его номера и даты патентования ещё не гарантирует эффективность и безопасность запатентованного средства при практическом применении. Нередко пациента вводят в заблуждение.
Не все мнения принимайте на веру
Специального обсуждения заслуживают публикации в форме выступления на конференциях, которые посвящены антистарению. Организаторы таких конференций обычно приглашают с докладами серьёзных учёных, которые своим участием поднимают рейтинг всего мероприятия и тем самым как бы придают академичность тем докладам, которые не удовлетворяют критериям академической науки. В последние годы такого рода конференции, спонсируемые фармацевтическими компаниями, проходят всё чаще, вовлекая в «информационный шум» серьёзных специалистов.
Глобальное постарение населения – это вызов человечеству. Поиск средств, предупреждающих его и развитие ассоциированных с возрастом заболеваний, является одним из приоритетов Всемирного плана действий и программы исследований в ХХI веке, принятой в 2002 г. на II Всемирной ассамблее по старению в Мадриде. Нет сомнений, что необходимо создание международной программы оценки эффективности и безопасности применения геропротекторов. Её деятельность могла бы осуществляться под наблюдением Программы старения ООН и Международной ассоциации геронтологии и гериатрии. Задачей предлагаемой программы является подготовка международной рабочей группой экспертов критического обзора, системы и методологии оценки доказательств геропротекторной активности и эффективности препарата или иного средства. Эксперты также могут давать рекомендации о необходимости дополнительных исследований.
Публикации результатов работы рабочей группы экспертов будут содействовать национальным и международным учреждениям здравоохранения в планировании и реализации программ оздоровления и профилактики преждевременного старения и принятии решений о соотношении польза/риск таких программ. Рабочие группы экспертов будут давать только научное заключение об имеющихся доказательствах геро-протекторной эффективности и безопасности препаратов и средств.
Старение наступает на всё мировое сообщество. Нужно помнить о том, что обычная медицина увеличивает продолжительность жизни, предупреждая смерть от ассоциированных с возрастом заболеваний. При этом увеличивается число пожилых больных. Медицина антистарения призвана замедлять старение и начало возрастных заболеваний. Геронтологи должны приложить все силы, чтобы не только продлить жизнь человека, но и придать ей смысл, обеспечить её качество, привнести оптимистическую ноту в последний третий период жизни любого человека.
Владимир АНИСИМОВ,
руководитель отдела НИИ
онкологии им. Н.Н.Петрова
Минздрава России,
член-корреспондент РАН.
С.-Петербург.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru