14 ноября 2024
Сегодня становится очевидным и управленцам всех уровней, и ученым, и практикам, что функционирование учреждений отрасли на базе муниципальной и государственной собственности становится всё более проблематичным. Выход в свет Закона «Об автономных учреждениях» данный вопрос в здравоохранении так и не решил, а дискуссии на сей счет продолжаются.
Удивительно, что, предвосхищая замыслы специалистов, занимающихся реформами отрасли, и законодателей, в маленьком сибирском городе Ангарске еще в 2001 г. возникли идеи, реализация которых в последующем убедила местные власти в их правильности. А идея состояла в преобразовании муниципального учреждения здравоохранения поликлиники № 3 в автономную некоммерческую организацию. Таким образом, в Иркутской области возник прецедент, который вызвал бурный интерес не только у соседей, но и в столице.
Инициатива создания медицинской автономной некоммерческой организации (МАНО) была вынесена на рассмотрение муниципальных органов власти. Еще не один год понадобился для того, чтобы все задумки воплотились в жизнь. А в этом коллектив МАНО «Лечебно-диагностический центр» может уверенно отпраздновать 5 лет работы в условиях новой организационно-правовой формы, доказав состоятельность и перспективность выбранного направления.
На момент создания организации опыта других территорий практически не было, и местная администрация и инициативная группа врачей во многом действовали, опираясь на интуицию и желание улучшить здравоохранение города. Но, глядя на то, какой стала сегодня поликлиника, и зная ее результаты работы, можно уверенно сказать, что всё это стоило затраченных усилий. Коллектив некогда муниципальной поликлиники, входившей в состав больницы скорой медицинской помощи, словно распахнул свои крылья для долгого и успешного полета. МАНО ЛДЦ - это одна из первых организаций в России, которая была преобразована из муниципального учреждения в современную и прогрессивную структуру.
Сегодня специалисты спорят о том, нужны здравоохранению автономные структуры или нет. Основное опасение у медицинской общественности вызывает возможная чрезмерная коммерциализация отрасли, что может резко снизить доступность медицинской помощи для населения. Однако 5-летний опыт работы МАНО ЛДЦ показывает, что при грамотной и взвешенной политике в территории, желании улучшить свою деятельность и стремлении вперед возникает множество неоспоримых преимуществ. При сохранении необходимого уровня доступности гарантированной и бесплатной медицинской помощи повышается качество ее оказания за счет гибкого ресурсного обеспечения, позволяющего не только обновить основные фонды, но, самое главное, внедрять эффективные, современные медицинские технологии. А сколько появляется возможностей для использования управленческих новаций!
Сегодня опыт ангарской МАНО «Лечебно-диагностический центр» изучают уже и в центральных городах страны. В 2006 г. Марина Сасина, директор МАНО ЛДЦ, идейный вдохновитель перехода на новую организационно-правовую форму, принимала участие в работе «круглого стола», организованного Комитетом Госдумы РФ по охране здоровья. Основным вопросом, который обсуждался участниками представительного собрания, было реформирование системы здравоохранения и совершенствование ее организационно-правовых форм. Опыт работы коллектива, который в то время возглавляла Марина Степановна, оказался не просто интересным, но и уникальным. Существующее на тот момент законодательство в этой части прямых прав преобразования учреждения здравоохранения в автономную некоммерческую организацию не давало, и собственно процедура становилась крайне сложной. Многое завесило от позиции местной администрации и Думы муниципального образования. Однако результаты пройденного пути превзошли все ожидания. Участники «круглого стола» оценили такую инициативу, пришедшую из отдаленной от федерального центра территории.
Не секрет, что реформы в здравоохранении идут с пробуксовкой и не всегда эффективно. Многое в работе опирается на принципы отраслевых нормативных актов, разработанных десятки лет назад и морально устаревших: от штатного нормирования до формирования и распределения финансовых средств лечебных учреждений. На этом фоне хозяйственная самостоятельность медицинских учреждений практически отсутствует, а именно она, как показывает опыт других стран, необходима для развития и формирования эффективных основ деятельности.
Анализ 5-летней работы Лечебно-диагностического центра показал, что здесь пошли совершенно правильным путем. Надо отдать должное коллективу, который с большим доверием и пониманием отнесся к инициативе руководителя и в полном составе решил трудиться в новом правовом статусе. Переход к новым условиям работы для коллектива представлялся «прыжком в неизвестность». Всем становилось понятно, что жизнеспособность МАНО зависит от вклада каждого. Начиная самостоятельный путь, коллектив не просто переходил на новую форму обслуживания ангарчан и переезжал в другое здание, но взял на себя ответственность за здоровье сотен тысяч людей, которые были пациентами поликлиники № 3. Для людей, проработавших долгие годы в другой финансовой и правовой системе, самым сложным оказалось изменить свое сознание, понять и принять новые правила работы и жизни. Но это медики успешно преодолели. Секрет успеха состоял в желании и стремлении работать в современной, отвечающей всем запросам общества структуре, стремительно развиваться и быть лучшими. Корпоративное единение сотрудников в новых условиях очень быстро дало свои результаты.
МАНО ЛДЦ, согласно уставу, работает в рамках обязательного медицинского страхования, которое является основным источником финансирования учреждения. Платные услуги в структуре учреждения составляют всего 9%. Но куда и на что в первую очередь потратить заработанные деньги -это вопрос коллегиальный. За эти годы заметно увеличился коллектив, пришли молодые специалисты, сформировались новые принципы работы. Новый правовой статус позволил существенным образом обновить основные фонды, закупить новое и современное медицинское оборудование. Непрерывное обучение сотрудников является одним из приоритетных направлений в работе руководства МАНО ЛДЦ. Человеческий капитал является главным, ценнейшим и стратегическим ресурсом организации. С этих позиций и выстраивается система управления персоналом.
Сегодня МАНО - это современный тип медицинской организации, способной оказывать полный спектр амбулаторно-поликлини-ческих услуг населению, включая стационарозамещающие технологии. Буквально за несколько лет диагностическая база была доведена до очень высокого уровня: это и современная лучевая диагностика, ультразвуковые, функциональные и эндоскопические исследования с применением оборудования последнего поколения, широчайший диапазон лабораторных исследований.
Деятельность всех подразделений и каждого отдельного сотрудника выстраивается на принципах непрерывного повышения качества предоставляемых медицинских услуг. Перспективным направлением в работе признано использование международных стандартов по менеджменту качества, ряд принципов которых уже сейчас успешно реализуется.
За короткий срок в Лечебно-диагностическом центре была сформирована служба медицинской помощи на дому. Помощь оказывается специалистами по 24 направлениям. На базе промышленных предприятий города его специалисты проводят плановые и расширенные профосмотры, большинство предприятий заключает договоры на постоянное обслуживание своих сотрудников. Уже в 2007 г. коллектив МАНО ЛДЦ принял участие в конкурсе городских муниципальных грантов и выиграл номинацию «С заботой о ветеранах». По условиям гранта на базе Лечебно-диагностического центра создали центр патологии речи и нейрореабилитации для ветеранов, где проводятся интенсивные комплексные медицинские, медико-психологические и медико-социальные мероприятия. Надо учесть, что всё же основной объем работы приходится на участковых терапевтов, которые реализуют свою деятельность в новых условиях с использованием инновационных подходов. К последним можно отнести постоянные встречи врачей с населением - это лекции по наиболее специфическим заболеваниям, пропаганда здорового образа жизни, школы по различным заболеваниям: остеопорозу, сахарному диабету.
Большая работа проводится по обучению персонала на рабочем месте. Кроме собственно профессиональных тем, персонал обучается вопросам психологии, управления и другим смежным направлениям деятельности. Это позволяет непрерывно повышать уровень специалистов, что безусловно сказывается на качестве медицинского обслуживания.
За несколько лет и внешний, и внутренний облик этой медицинской организации существенно изменился, и в лучшую сторону. В короткие сроки были отремонтированы кабинеты. Сегодня это очень ухоженное, современное здание, с просторными холлами, где привычные деревянные скамейки заменили превосходные диваны и стулья. Становится понятным, что работа в новых условиях, хозяйствования, управленческая и финансовая гибкость позволили преобразить организацию, сделать ее технически оснащенной. Большая работа проводится по тотальной компьютеризации рабочих мест, развитию внутренней информационной системы и переходу на безбумажные носители информации. В стадии разработки собственная «Электронная медицинская карта амбулаторного пациента», и это направление признается одним из стратегически важных, так как будет связано непосредственно с современной системой управления, формирующейся в МАНО ЛДЦ.
Организационная и финансовая гибкость позволила создать систему оплаты труда персонала, ориентирующую его на достижение необходимых конечных результатов, то есть на объем и качество. При этом качественные показатели являются приоритетными при расчете индивидуальной заработной платы сотрудника. А это позволяет достичь одну из главнейших целей - увязки финансовых мотивов труда со стратегическими задачами развития МАНО ЛДЦ.
Татьяна ГУРШПОН,
и.о. директора МАНО
«Лечебно-диагностический центр»,
врач-терапевт высшей категории.
Ангарск.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru