23 декабря 2024
Итальянский композитор Гаэтано Доницетти (1797-1848) родился в семье сторожа и ткачихи. С успехом дебютировал в 1818 г. оперой «Энрико, граф Бургундский». Многочисленные оперы, созданные Доницетти, неравноценны по своим музыкальным достоинствам, но неизменно обнаруживают неистощимый мелодический дар композитора. Произведения 1820-х годов были написаны под влиянием Дж. Россини, но в 1830-х годах Доницетти преодолел эту стилистику, а его творчество стало вполне самобытным. В 1835 г. маэстро создал одно из лучших своих произведений - оперу «Лючия ди Ламмермур». В 1839 г. цензурой была запрещена его опера «Полиевкт», после чего Доницетти переехал в Париж, посетил несколько европейских столиц, получил звание австрийского придворного композитора. Последняя опера маэстро «Катерина Корнаро» была поставлена в 1844 г. Доницетти - мастер итальянской романтической оперной школы. Его оперы отличаются мелодическим богатством, яркой театральностью и разнообразны по жанрам: от фарсов и опер-буфф до социально-психологических мелодрам.
О лечении сифилиса препаратами ртути известно очень давно. При археологических раскопках в Средней Азии были обнаружены древние сосуды с лечебными смесями, содержащими до 30% ртути. Однако для достижения эффекта от такой терапии необходимо, чтобы заболевание не было чрезмерно запущенным.
Первое описание прогрессивного паралича французским психиатром А.Л.Бейлем относится к 1822 г.
Итальянский композитор Гаэтано Доницетти умер в 1848 г.
Патогномоничный для сифилиса диагностический зрачковый синдром был описан шотландским офтальмологом Арджилом Робертсо-ном в 1868 г.
Возбудитель сифилиса - бледная трепонема - открыт в 1905 г. Шаудином и Гофманом.
Первая серологическая диагностическая реакция на сифилис открыта Вассерманом в 1906 г.
Методику лечебной гипертермии прогрессивного паралича с помощью заражения больного сифилисом малярией разработал и внедрил в практику немецкий психиатр Ю.Вагнер-Яурегг в 1917 г. (хотя первые опыты применения лечебной гипертермии русским врачом В.Саб-лером относятся к 1840-м годам, а несколько позже, в 1876 г., этот же принцип был использован русским психиатром А.Розенблюмом).
Эра антибиотиков в терапии сифилиса началась лишь в 1943 г.
Но - обо всем по порядку...
Гаэтано Доницетти стал первым композитором, который использовал в мировом оперном искусстве сюжет о безумии. Его оперой «Лючия ди Ламмермур» открывается длинный перечень музыкальных произведений, включивших в сплетение ходов своих либретто сумасшедшего персонажа. С легкой руки итальянского маэстро безумные герои опер более позднего времени - Борис Годунов из одноименной оперы М.П.Мусоргского и Мельник из «Русалки» А.С.Даргомыжского, Маргарита из «Фауста» Ш.Гуно и Мария из «Мазепы» П.И.Чайковского, а также многие другие персонажи стали завсегдатаями оперных подмостков. Исследование отклонений психики человека перестало быть прерогативой науки, беллетристики и живописи. Теперь уже и самое гармоничное из всех искусств - музыка - оказалось инструментом, пытающимся исследовать феномен безумия, становящийся с течением времени всё более актуальным для попыток постижения человеком закоулков собственной души. Психическое расстройство иногда неожиданно становилось лазейкой на тот полный тайн темный чердак человеческого сознания, попасть на который иным способом было еще невозможно. То, чего прежде было принято не замечать, или то, что казалось табуированной для гармонии музыки темой, стало отныне одним из сюжетов музыкально-драматических произведений, одним из эвристических методов исследования человеческой психики, помогая человеку познавать самого себя.
Неудивительно, что пионером этой темы в оперном искусстве оказался композитор, узнавший о проявлениях сумасшествия не из книг или наблюдений за окружающими, но из самоанализа своих трудноописуемых ощущений. Они, еще не являясь собственно симптомами явного психического расстройства, остаются только их ранними неотчетливыми зарницами, туманными и неопределенными, клинически неспецифическими предвестниками, так называемым преморбидным периодом, свидетельствующим о дебюте патологии, часто устанавливающемся post factum. Став первопроходцем темы безумия в музыке, в самых главных для своей жизни событиях композитор оказался безнадежно и трагически опоздавшим. Большинство методов лечения и диагностики его тяжелого заболевания были открыты слишком поздно.
Психическое расстройство самого Доницетти начиналось в 1829 г. тривиальным астеническим синдромом с непременными головными болями и быстрой утомляемостью. Эта небогатая, неяркая и весьма неспецифическая клиника спустя очень недолгое время «обогатилась» эпилептиформными припадками, отныне постоянно сопровождавшими композитора. Вначале эти «конвульсии» считались окружающими следствием переутомления, общего недомогания или огорчений, вызванных неудачными премьерами опер Доницетти. Однако болезнь не прекращалась и на фоне относительного творческого и социального благополучия. К 1844 г. из-за постоянных головных болей, протекавших по типу мигреней, и ставших частыми эпилептиформных припадков Доницетти был вынужден совершенно прекратить музыкальную деятельность. «Я стал очень нервным, холод убивает меня», - часто говорил он теперь. И здесь тоже уже можно было заподозрить те изменения его нервной системы, которые говорили о трофических нарушениях, вызванных внешними болезнетворными факторами. В эмоциональном фоне маэстро теперь устойчиво преобладала депрессивная симптоматика. Композитор потерял одного за другим троих детей, причем первый из них родился 7-месячным и вскоре умер, второй умер сразу после рождения, третий родился мертвым, тоже на 7-м месяце беременности. Несмотря на все эти угрожающие и достаточно красноречивые (с точки зрения сегодняшнего дня) признаки, окружающие все еще полагали, что болезнь композитора связана исключительно с его хроническим переутомлением. Лечение препаратами ртути, не без успеха применявшееся в этих случаях в ХIX в., на данном этапе еще могло бы дать позитивный эффект - пусть неполный и временный, но, скорее всего, могущий как-то повлиять на дальнейшее течение заболевания композитора. Но диагноз этой патологии, совсем недавно вошедший в обиход европейских врачей в качестве отдельного самостоятельного заболевания, еще не стал привычным. А время шло, и сроки уходили...
Несколько консилиумов, в которых участвовали самые авторитетные специалисты Италии того времени, терялись в догадках и гипотезах, пока не определились с диагнозом окончательно. У композитора был диагностирован прогрессивный паралич. Последний консилиум, прошедший 28 января 1846 г., констатировал про-грессирование болезни при полном отсутствии у композитора умственной деятельности. Пессимистическое заключение врачей было незамедлительно передано в муниципальную полицию города Бергамо - для принятия срочных мер по отправке больного в лечебницу для душевнобольных и назначения над ним постоянной опеки. Как печально было сказано: «...наука ничего не может сделать для маэстро...» Ранние симптомы сифилиса и прогрессивного паралича, интерпретированные post factum, были оценены слишком поздно...
Опередив многих коллег в содержании и темах своего творчества, Гаэтано Доницетти оказался человеком, разминувшимся с собственной жизнью, прожив всего 51 год, из них 19 лет - в тяжелой болезни и мучениях, 4 года - в творческом молчании, а 2 последних года жизни - в безнадежном безумии.
Игорь ЯКУШЕВ,
доцент Северного государственного
медицинского университета.
Архангельск.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru