Недавно группа журналистов из ведущих федеральных СМИ была приглашена в Киев для знакомства с опытом лечения наркозависимых. Мы встретились с представителями Всеукраинской сети людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВ), побеседовали с экспертами и побывали в городской больнице № 5 Киева, где интенсивно проводят заместительную поддерживающую терапию. У этого метода есть и сторонники и противники, тем интереснее было увидеть всё собственными глазами.
Отвести от беды
- Метод состоит в назначении заместительного препарата в комплексном лечении синдрома зависимости, который возник в результате применения опиоида, - рассказывает главный врач многопрофильной городской больницы № 5 Александр Юрченко. - Этот препарат улучшает состояние больного, предотвращает развитие синдрома отмены, уменьшает тягу к нелегальным наркотикам, создает возможность реабилитации и снижает степень риска заражения ВИЧ-инфекцией, гепатитами В и С через общие иглы или шприцы. Кроме того, таким образом обеспечиваются ранняя диагностика и лечение ВИЧ-инфекции, туберкулеза, инфекций, передающихся половым путем, увеличивается приверженность к лечению ВИЧ.
Программы обычно рассчитаны на длительное время, иногда на годы. При этом заместительные средства назначаются в дозах, которые исключают возникновение абстинентного синдрома.
В качестве заместительных средств в Украине используются метадон и бупренорфин - в разных лечебных формах и дозировках. В зависимости от производителя препараты имеют разное название. Суточная доза метадона - 80 мг. В случае сочетания опиатной зависимости с лечением ВИЧ или туберкулеза доза может соответственно увеличиваться.
Александр Юрченко уверен: применение таблетированной формы наркотических веществ в средних терапевтических дозах, не вызывающих наркотического опьянения, является единственным эффективным средством предупреждения распространения ВИЧ-инфекции. Для программ заместительной поддерживающей терапии (ЗПТ) в мире широко применяют метадон, сила действия которого в 2 раза меньше морфина. Метадон по медицинским показаниям больными употребляется один раз в день, то есть человек имеет свободное время для работы, учебы и семьи и не нуждается в совершении криминальных поступков для обеспечения себя нелегальным уличным наркотиком.
- Программа ЗПТ не только исключает применение многократного использования загрязненных ВИЧ-инфицированной кровью шприцев, она помогает привлечь наркозависимых к медицинскому наблюдению, антиретровирусной терапии, - говорит заведующая городским Центром профилактики и борьбы со СПИДом Ирина Антонюк.
Вместе с ней мы знакомимся с работой центра, находящегося на территории городской больницы № 5 и занимающего просторное 4-этажное здание, и отдельно расположенного так называемого сайта ЗПТ – места, где пациенты получают необходимую таблетку. Он существует на базе больницы уже 6 лет.
Новая жизнь
Примечательно: в выходной день люди приходят сюда с семьями, дети постарше весело бегают по залитой солнцем лужайке, помладше – сопят в колясках. Взрослые беседуют, спокойно ожидая свою «половину», а иногда и заходя в кабинет по очереди. Есть те, кто отворачивается, но большинство готово рассказать свою историю и даже согласны на фото, видеозапись. И каждый, кто осознанно и регулярно принимает подобное лечение, свидетельствует о перерождении, о возвращении к нормальной жизни.
По словам директора Департамента коммуникации, политики и адвокации Всеукраинской сети ЛЖВ Дмитрия Шерембея, сегодня в Украине действует 114 сайтов (кабинетов) ЗПТ, где лечение получает более 6 тыс. человек, среди которых 45% – ВИЧ-инфицированные, 52% – больные вирусными гепатитами В или С, 16,9% – туберкулезом.
Программа реализуется на базе 127 лечебных учреждений (наркологических диспансеров, центров по профилактике и борьбе со СПИДом, противотуберкулезных диспансеров). Кроме того, обеспечена работа 1377 центров интегрированных услуг для потребителей инъекционных наркотиков.
– Движущей силой распространения эпидемии ВИЧ/ СПИДа в Украине являются потребители инъекционных наркотиков, – говорит Д.Шерембей. – Образ жизни наркозависимых лиц не позволяет им уделять внимание собственному здоровью, помимо всего прочего, они озабочены необходимостью любой ценой разыскать наркотик, добыть средства на его приобретение. Таких людей невозможно привлечь к проведению антиретровирусной терапии.
Программа заместительной терапии для больных опиоидной зависимостью в Украине введена с 2005 г., после постановления Кабинета министров Украины «Об утверждении Концепции стратегии действий Правительства, направленных на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции/СПИДа, на период до 2011 г. » и Указа Президента Украины «О дополнительных неотложных мерах по противодействию ВИЧ-инфекции/СПИДу в Украине».
В настоящее время программа ЗПТ законодательно регламентирована Законом Украины «Об утверждении Общегосударственной программы обеспечения профилактики ВИЧ-инфекции, лечения, ухода и поддержки ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом на 2009-2013 гг.»
Программа ЗПТ в Украине внедряется за счет средств Глобального фонда.
Все стороны медали
По словам Д.Шерембея, позитивными достижениями проведения ЗПТ в Украине являются: снижение инфицирования ВИЧ через кровь с 83,6% от общего числа ВИЧ-инфицированных в 1997 г. до 33,8% на 1 января 2011 г.; уменьшение темпов роста заболеваемости (в 2006 г. по сравнению с предыдущим годом увеличение составило 14,4%, в 2010 г. – 3,3%; при этом с 2006 по 2010 г. увеличилось количество тестирований на ВИЧ-инфекцию в уязвимых группах на 25,7%). Уменьшилось и число пораженных ВИЧ-инфекцией среди потребителей инъекционных наркотиков. Так, в 2006 г. среди 33 094 обследованных потребителей инъекционных наркотиков обнаружено 16,5% ВИЧ-инфицированных, а в 2010 г. из 34 749 – 13,34%.
Как у любого лечения социального заболевания, здесь есть не только медицинская составляющая. Не может не радовать, что, согласно статистике, из всех пациентов 34,8% трудоустроены, 1,2% возобновили обучение в вузах, 30,9% создали семьи, 3,5% родили детей, воспитывающихся в собственных семьях. В течение 2005-2010 гг. не было ни одного случая летальности пациентов в результате передозировки препаратов в учреждениях здравоохранения.
Что интересно: в 2008 г. 8,6% человек вышли из программы ЗПТ путем постепенного снижения дозы метадона и его отмены. И – жизнь есть жизнь – 10,2% пациентов оставили программу из-за заключения под стражу в результате криминогенного поведения. (К слову, во многих странах мира в местах лишения свободы также проводится заместительная терапия).
Многие украинские медики и общественные деятели уверены: необходимо продолжать расширение программы ЗПТ для потребителей инъекционных наркотиков, увеличивать их охват антиретровирусной терапией с целью вторичной профилактики передачи ВИЧ-инфекции половым путем. Речь идет не только о начале применения жидкой формы метадона, но и о налаживании его отечественного выпуска для снижения стоимости программы.
Картина мира
– Регион Восточной Европы и Центральной Азии – единственный в мире, где показатель распространенности ВИЧ-инфекции по-прежнему растет, – говорит координатор Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) Ани Шакаришвили. – Особенно заметный рост наблюдается в Российской Федерации и Украине. На основе опыта эффективных программ профилактики ВИЧ-инфекции ВОЗ совместно с другими партнерами разработала комплексную программу профилактики ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков, которая включает в себя программы замены игл и шприцев, опиоидную заместительную терапию и другие виды лечения наркозависимости; тестирование на ВИЧ и консультирование, антиретровирусную терапию и многое другое.
Опиоидная заместительная терапия рекомендована Генеральной ассамблеей ООН и Комиссией по наркотическим средствам, Экономическим и социальным советом ООН.
Международный комитет по контролю над наркотиками признал, что лечение наркомании методом заместительной или поддерживающей терапии не нарушает положений международных договоров и конвенций.
В исследовании 2009 г. ВОЗ признала поддерживающую терапию опиоидными агонистами в сочетании с психосоциальной помощью одним из самых эффективных способов лечения опиоидной зависимости, что подтверждено многочисленными научными данными.
В большинстве стран Западной Европы охват нуждающихся в заместительной терапии превышает 40%. За последние 2 года значительный прогресс достигнут в Украине, Хорватии и других странах.
Опиоидная заместительная терапия не применяется в Турции, Туркменистане, Узбекистане и в России.
Не будем скрывать: противники данного метода есть и в Украине. То и дело раздаются голоса (особенно часто они звучали в самом начале) о том, следует ли обществу брать на себя расходы по лечению наркозависимых, хотя и без этого проблем достаточно; о том, что давать препараты больному наркотической зависимостью – то же, что давать спиртное страдающему алкоголизмом; что пропаганда ЗПТ выгодна фармацевтическим кампаниям; что это – пожизненная зависимость; и даже сомнения в том, что метадон и бупренорфин являются лекарствами.
– На все эти вопросы у практикующих медиков есть ответы, – говорит приехавший с нами в Киев эксперт ВОЗ, директор Института исследований проблем психического здоровья, заведующий кафедрой медицинской и общей психологии Казанского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук Владимир Менделевич. – Больше того: это – исключительно медицинская проблема, и выводы здесь могут делать лишь эксперты-медики.
Главное: заместительная терапия соответствует определению ВОЗ по отношению к терапии как таковой. То есть, это «процесс, желаемый (но не всегда достигаемый), целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья».
По мнению Владимира Менделевича, России следует опираться в данном вопросе на опыт других стран. И, в соответствии с прозвучавшими ровно 100 лет назад на открытии Противоалкогольного института словами академика Владимира Бехтерева, «создать научно обоснованную систему оказания наркологической помощи».
Алёна ЖУКОВА, спец. корр. «МГ».
Киев.