Весна в разгаре. Природа проснулась, и вместе с нею просыпаемся мы. Но именно весной наш организм больше всего страдает от дефицита витаминов. Особенно он характерен для детей. У школьников ситуацию усугубляют высокие учебные нагрузки, подготовка к экзаменам. О проблеме нехватки микронутриентов в рационе питания детей и наиболее эффективных путях ее решения мы беседуем с профессором кафедры педиатрии Российской медицинской академии последипломного образования Ниной КОРОВИНОЙ.
- Нина Алексеевна, не секрет, что дефицит витаминов, микро- и макроэлементов у детей в последние годы стал встречаться всё чаще. С чем вы это связываете?
- Прежде всего с питанием, характер которого существенно изменился. Возросло количество консервированных и рафинированных продуктов, а традиционные для нашей страны блюда стали потребляться реже. В связи с этим у наших сограждан наблюдается существенный дефицит основных витаминов, микро- и макроэлементов. Проведенные в России исследования показали, что дети дошкольного возраста имеют как латентный дефицит микронутриентов, так и их дефицит, который сопровождается клиническими симптомами. А в школьном возрасте латентный дефицит кальция и железа наблюдается более чем у половины детей. То есть мы имеем целый букет нарушений, на который необходимо влиять с разных сторон.
Наряду с изменением характера питания и состава продуктов имеет значение и увеличение частоты заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей, при которых нарушается процесс усвоения витаминов и микроэлементов. Еще одна типичная проблема наших дней -развитие нарушений биоценоза кишечника у детей, которые возникают по многим причинам. Поскольку кишечник имеет мощную иммунную систему, нарушение состава микробной флоры приводит к изменению и иммунного статуса. Наличие дисбактериоза также нарушает всасывание как основных продуктов питания, так и микронутриентов. Еще одна наша беда - полипрагмазия. Среди необоснованно принимаемых лекарственных препаратов могут быть антибиотики, антигистаминные препараты, кортикостероиды и другие. Все они в той или иной степени влияют на желудочно-кишечный тракт, изменяя обменные процессы, состояние печени, что далеко не всегда учитывается при оценке состояния здоровья ребенка.
Среди подростков и молодежи моден фитнес, при этом физическая нагрузка не всегда адекватно дозируется. А ведь она требует и увеличения энергетических затрат организма, и потребления витаминов и микроэлементов, адекватное количество которых дети далеко не всегда получают. Поэтому врачи прекрасно знают, что опасны как гиподинамия, так и неадекватная физическая нагрузка.
- Дефицит каких микронутриентов наиболее характерен для детей?
- Масштабные эпидемиологические исследования подтверждают широкое распространение в нашей стране дефицита витаминов, макро- и микроэлементов, в первую очередь железа, фтора, селена и особенно йода. Во всем мире ежегодно рождается около 20 млн детей с отклонениями в центральной нервной системе, связанными с дефицитом йода, который формируется во внутриутробном и постнатальном периодах. Если йододефицит не был вовремя выявлен и компенсирован, то у детей страдают сообразительность, сосредоточенность, память, коммуникативность, что, естественно, сказывается на успехах в учебе. На втором месте стоит дефицит железа. В развивающихся странах он формируется у 40-60% детей до 2 лет. Хотя в России эта цифра несколько меньше, от недостатка железа наши дети также страдают очень часто. Распространен и дефицит таких микроэлементов, как фтор, селен, цинк, которые участвуют почти во всех метаболических процессах в организме. Это мощные антиоксиданты, при их нехватке накапливаются продукты перекисного окисления липидов, что ведет к нарушению работы многих органов и систем.
- Решение проблемы дефицита микронутриентов известно каждому - это прием витаминно-минеральных комплексов. Но сейчас много говорят о доказательной медицине, методами которой необходимо подтверждать, казалось бы, даже самые очевидные вещи. Доказана ли польза приема таких комплексов в сравнительных рандомизированных исследованиях?
- За последние 30 лет было проведено много подобных исследований, указывающих, с одной стороны, на дефицит микронутриентов среди значительной части населения, а с другой - на успешную коррекцию этих изменений с помощью витаминно-минеральных комплексов. Неслучайно в США их рекомендуется принимать круглый год беременным женщинам, детям из группы риска (страдающим заболеваниями респираторного и желудочно-кишечного тракта, заболеваниями почек, нарушениями иммунной системы, часто болеющим). При этом можно целенаправленно принимать комплексы микронутриентов, благотворно влияющих на работу тех органов и систем, со стороны которых у ребенка имеется патология. К сожалению, детей из группы риска становится все больше - так, на первом году жизни наши педиатры относят к здоровым (первая группа здоровья) лишь 10-15% детей.
Следует помнить, что витамины не воспроизводятся в организме, кроме витамина D, метаболит которого образуется в коже, но и он должен трансформироваться в активные формы, чтобы обеспечить нормальное функционирование фосфорно-кальциевого обмена.
- В витаминно-минеральных комплексах зачастую содержится чуть ли не вся таблица Менделеева. Наверняка их компоненты взаимодействуют между собой. Как это отражается на эффективности их приема?
- Взаимодействие витаминов, микро- и макроэлементов - это очень серьезная проблема, и ученые сейчас уделяют ей много внимания. Биохимиками и физиологами установлено более 20 различных взаимодействий между витаминами и минералами - как положительных (синергизм), так и отрицательных (антагонизм). Витаминно-минеральных комплексов в аптеках могут предложить очень много, но как их правильно принимать, родителям редко объясняют. Дело в том, что в профилактических поливитаминных препаратах, где содержится полный набор основных витаминов, микро- и макроэлементов, довольно сложно учитывать как антагонизм, так и синергизм компонентов. Компоненты витаминно-минеральных комплексов могут конкурировать за транспортные системы, образовывать невсасывающиеся соединения и даже разрушать друг друга. Если в витаминно-минеральном комплексе собраны микронутриенты, конкурирующие за всасывание, то мы не можем точно знать, какой из его компонентов усвоится, а какой нет. Так, железо и кальций имеют одну и ту же транспортную систему в организме и не должны содержаться в одной таблетке. Аналогичная ситуация с аскорбиновой кислотой и витамином B12.
Примеров взаимодействия микронутриентов можно привести очень много. Так, при уменьшении содержания в организме витамина А уменьшается всасывание железа, и у ребенка может сформироваться железодефицитная анемия. А если уменьшается содержание цинка, то нарушается всасывание витамина А. С другой стороны, если в организм поступает достаточное количество витамина С, то всасывание железа увеличивается.
Все микронутриенты имеют различные транспортные системы в кишечнике. Активный транспорт их требует энергии, которая, в свою очередь, также требует участия витаминов, микро- и макроэлементов. Так, есть натрийзависимый мультивитаминный транспортер - система, которая одновременно транспортирует биотин, пантотеновую кислоту, липоевую кислоту.
Есть проблема, связанная с всасыванием жирорастворимых витаминов (А, D, Е, К). Если в кишечнике не хватает желчных кислот, то эти витамины могут всасываться недостаточно. Необходимо иметь в виду и функциональное состояние отделов кишечника. Известно, например, что кальций и магний как основные микронутриенты, обеспечивающие нормальное состояние костной ткани, всасываются в основном в подвздошной кишке. Если ребенок страдает запором, то всасывание их может нарушаться. То есть система всасывания так сбалансирована природой, что повреждение лишь одного из звеньев может вызвать целый каскад нарушений.
Существует такое понятие, как период полувсасывания и полувыведения различных витаминов. При назначении витаминов это далеко не всегда учитывается. Для основных витаминов период полувсасывания составляет от 1 до 3 часов (за исключением витамина D, который всасывается дольше). Период полувыведения колеблется для разных витаминов в достаточно больших пределах - от 30 минут (витамин В3) до 48 часов (витамин Е). То есть витамины с длительным периодом полувыведения можно давать через день (если у ребенка нет сильной физической нагрузки или лихорадки).
- Получается, что при назначении витаминно-минеральных комплексов следует учитывать огромное число различных факторов, о многих из которых не знают даже врачи, не говоря уже о родителях. Есть ли выход из этой ситуации?
- Да, существуют препараты, в которых витамины и микро- и макроэлементы собраны как синергисты по их всасыванию и биологическому действию, причем их суточный прием распределен на три таблетки. Компании, которые разрабатывают витаминно-минеральные комплексы с раздельным приемом конкурирующих микронутриентов, основываются на научных данных. И конечно, выпуску таких препаратов предшествовали серьезные исследования. Пока единственный пример такого рода - это группа витаминно-минеральных комплексов «Алфавит», созданных с учетом совместимости компонентов, в состав которых входят все необходимые витамины и минералы. Их суточная доза разделена на 3 таблетки. Такое разделение устраняет нежелательные взаимодействия витаминов и минералов. «Алфавит» - это адресные наборы витаминов и микро- и макроэлементов, рассчитанные на дошкольников (Алфавит Детский сад), школьников (Алфавит Школьник), а также беременных и кормящих женщин, больных диабетом, пожилых людей, с четкой дозировкой по потребности в зависимости от возраста.
Конечно, одну таблетку в сутки принимать удобнее, но при этом надо иметь в виду, что с учетом взаимодействия компонентов и периода их полувыведения значительную часть суток ребенок не получает необходимые ему микронутриенты. Поэтому гораздо лучше распределить их на 3 таблетки в сутки, включив в каждую из них компоненты с синергическим действием и приблизив их прием к физиологической потребности.
- У школьников сейчас заканчивается учебный год, многим из них предстоит сдача экзаменов. Какие микронутриенты для них особенно важны в этой ситуации?
- Прием витаминно-минеральных комплексов особенно важен для детей с большими умственными и физическими нагрузками. В значительной мере улучшают память йод, железо, цинк, а также витамины группы В. Так, IQ у детей с дефицитом железа и цинка достоверно ниже. Следует также обратить внимание на наличие в составе препарата таких витаминов, как С, В1, В2 и РР. Доказано, что их дефицит сказывается на состоянии центральной нервной системы и умственных способностях. Те же витаминно-минеральные комплексы «Алфавит» для школьников содержат все необходимые при повышенной умственной нагрузке микронутриенты.
Вряд ли можно назвать хотя бы один орган или систему организма, которая не страдала бы от нехватки в пище микронутриентов. Так, длительный дефицит витаминов А, Е и цинка приводит к поражениям кожи - дерматитам. Страдает и зрение. Гиповитаминоз обычно не доходит до уровня куриной слепоты, но поражения зрительной функции легкой степени встречаются довольно часто.
При дефиците витаминов страдает фосфорно-кальциевый обмен. Если имеются какие-либо нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта или кальций не поступает в достаточном количестве с пищей, то развиваются остеопенические состояния, приводящие к переломам и вывихам. К сожалению, у детей, занимающихся спортом, далеко не всегда контролируется соответствие физических нагрузок обеспеченности витаминами и микроэлементами, что часто приводит к травматизму.
- Какой должна быть длительность приема витаминно-минеральных комплексов?
- Она зависит от цели. Мы привыкли к сезонному применению витаминов. Если здоровый ребенок занимается спортом, то ему обязательно нужен весенний прием витаминно-минеральных комплексов. Учебные нагрузки возрастают осенью (в начале учебного года) и весной (в период подготовки к экзаменам), и поэтому школьникам в этот период также необходимы такие комплексы. Если ребенок здоров, но переболел острым респираторным заболеванием, то восстановительный период сопровождается формированием астено-вегетативного синдрома, и для его преодоления также необходим прием микроэлементов и витаминов как минимум в течение месяца.
Наши исследования показали, что у детей раннего возраста, заболевших острой респираторной инфекцией, часто бывают крайне низкие уровни аскорбиновой кислоты в крови. Прием витамина С ускоряет их выздоровление, сокращает длительность периода лихорадки. Наши бабушки и дедушки хорошо знали это эмпирически, давая детям с высокой температурой чай с лимоном. Но там аскорбиновой кислоты содержится всё же не так много, поэтому прием ее в составе витаминно-минерального комплекса более эффективен.
Таким образом, мы с вами убедились в том, что ситуаций, когда детям необходим прием витаминов и минералов, бывает очень много. И наиболее рациональным является выбор витаминно-минеральных комплексов, созданных на основе раздельного приема витаминов и минералов с учетом их взаимодействия.
Беседу вел Фёдор СМИРНОВ.