23 декабря 2024
Росздравнадзор совместно с Комитетом Госдумы РФ по охране здоровья и Ассоциацией работников правоохранительных органов (АРПО) обсудили поправки в законодательство в сфере борьбы с фальсифицированными лекарствами.
В Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития состоялось рабочее совещание с участием депутатов Комитета Госдумы РФ по охране здоровья и представителей Ассоциации работников правоохранительных органов. На встрече были обсуждены вопросы внесения поправок в законодательство с целью ужесточения ответственности за производство и реализацию фальсифицированных лекарственных средств. Отличительной особенностью встречи стало то, что актуальные вопросы не просто лекарственной, а, по сути дела, национальной безопасности совместно с общественностью обсуждали представители как законодательной, так и исполнительной власти. В совещании приняли участие глава Росздравнадзора Николай Юр-гель, заместитель председателя Комитета по охране здоровья Александр Чухраёв, вице-президент общественного совета по здравоохранению и социальной защите при АРПО Сергей Максимов.
Анализ мирового рынка лекарственных средств показывает ряд тенденций, характерных для современной фармацевтической отрасли, в частности повышение цен на инновационные препараты и увеличение количества фальсифицированной продукции. В настоящее время проводится серьезная работа по консолидации усилий мирового сообщества в области противодействия распространению фальсификатов. В рамках международного сотрудничества представитель Роздравнадзора утвержден в составе экспертной группы Европейского комитета по уголовному законодательству Совета Европы, основной задачей которой является разработка международной конвенции по борьбе с фальсифицированными лекарствами и подготовка отчета по анализу международного и национального законодательства в области противодействия распространению контрафактной продукции.
Тем не менее к административной ответственности ежегодно привлекается не более 1,5 тыс. лиц, участвующих в обороте фальсификата. Органами внутренних дел из обращения ежегодно изымается фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств на сумму около 4-5 млн руб. Вместе с тем, по усредненным оценкам экспертов, на долю такой продукции приходится как минимум 13-18 млрд руб.
Действующее уголовное законодательство и законодательство об административных правонарушениях закрепляют лишь общие нормы об ответственности за преступления, связанные с обращением фальсифицированных лекарств. Ни УК РФ, ни КоАП РФ не предусматривают обособленной в отдельных статьях ответственности за обращение поддельных лекарств, что не позволяет вести эффективную борьбу с подобными преступлениями, планировать целевые профилактические мероприятия, обеспечивать должный уровень ответственности субъектов рынка. В связи с этим участниками совещания был доработан и согласован законопроект, позволяющий решить две основные проблемы в сфере борьбы с контрафактными лекарствами.
Прежде всего, предлагается включить в статью 238 УК РФ нормы об ответственности за производство и обращение недоброкачественных и поддельных лекарственных средств, что создает условия для эффективного пресечения оборота на российском рынке фальсифицированных лекарственных средств, а также фармацевтических субстанций и биологически активных добавок.
Другой серьезной проблемой является то, что действующее административное законодательство не позволяет органам Росздравнадзора составлять протоколы об административных правонарушениях и назначать административные наказания нарушителям, тем самым предотвращать совершение преступлений. В настоящее время любая проверка, осуществленная специалистами службы без участия представителей органов внутренних дел, для тех, кто производит, хранит, перевозит или продает фальсифицированные лекарства, в худшем случае может закончиться лишь обращением в суд и направлением материалов в правоохранительные органы.
В связи с этим обнаруженные во время проверок фальсифицированные лекарства не могут быть сразу признаны вещественными доказательствами по административному, а затем и по уголовному делу и подлежат уничтожению в установленном законом порядке. Как показывает практика, уничтожение предмета преступления до начала расследования, как правило, приводит к «развалу» уголовного дела еще до суда.
Так, на 14 материалов, направленных Росздравнадзором в 2007 г. в правоохранительные органы для пресечения деятельности 32 фармацевтических организаций, участвующих в обращении фальсифицированных лекарств, Росздравнадзор получил ответы лишь применительно к 7 из них.
Для решения данной проблемы предлагается внести соответствующие дополнения в КоАП РФ, наделяющие органы, уполномоченные на осуществление функций государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения и социального развития, и их должностных лиц полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с оказанием медицинских услуг и обращением лекарственных средств.
Ирина АНДРЕЕВА.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru