Вы здесь

Давайте учиться весело!

Рождаемость в России в последние годы существенно увеличилась. Однако относительное количество детей, покидающих родильный дом вполне здоровыми, увы, имеет тенденцию к уменьшению. Цифры удручающие: примерно 80% новорожденных детей имеют те или иные отклонения от нормы. Обучение в школе отнюдь не способствует укреплению здоровья: количество учащихся старших классов, которые относятся к 1-й группе здоровья (то есть безупречно здоровы) во многих районах не превышает 3-5%, зато число детей, которые относятся к 3-й – неблагополучной – группе здоровья, составляет приблизительно 60%...

Мамины школы

А нельзя ли, не злоупотребляя лекарствами, укрепить здоровье ребенка и одновременно существенно стимулировать его развитие? Ответ на этот вопрос дает недавно состоявшаяся в Астрахани научно-практическая конференция «И целый мир с нами», в которой приняли участие представители 15 городов России. Оказывается, в 28 городах нашей страны в настоящее время успешно функционируют центры раннего развития ребенка, в которых используются методики, мягко стимулирующие раннее развитие детей и в то же время способствующие улучшению их здоровья. Подобные центры пользуются популярностью и за рубежом – в США, Канаде, Австралии и Германии. Эти сведения привела в своем вступительном докладе организатор конференции С.Юдина, директор Центра «Мамина школа», один из лидеров внедрения новых методов раннего развития и обучения детей в нашей стране.

Формирование таких центров обычно происходит не под руководством государственных структур, а благодаря инициативе неравнодушных активных и любознательных матерей, для которых это подчас единственный реальный способ помочь собственному ребенку. В Астрахани центров раннего развития около 20, а в Самаре уже 80!

В чем их привлекательность, как работают там с детьми и почему они просятся на очередное занятие? Мы побывали в двух астраханских центрах – «Мамина школа» и «Цветное молоко». Занятия проходят там увлекательно и интересно. Дети обучаются играя. Важно создать обстановку, когда ребенок в небольшом коллективе из 3–5 человек (не больше, но и не меньше!) в быстром темпе и с удовольствием переходит от одного вида активной деятельности к другой. Тут необходимы опыт, гибкость, искусство специалистов, в совершенстве владеющих методикой работы по оздоровлению и обучению детей младшего возраста.

Вот небольшая группка трехлетних малышей, одетых в изящные колпачки гномов, занимаются в специально оборудованном зале. Вначале они дружно идут в гости к домику, где их приветствует добрый игрушечный Мишка. Потом начинаются соревнования. Надо попасть большим мячиком в корзину, а потом быстро пролезть в ворота и пробежать по бревну, перепрыгнуть препятствие, а затем… И всё это надо делать в бешеном темпе, стараясь не отставать друг от друга. Родители робко стоят у стенки, изредка пытаясь помочь не всегда ловкому «спортсмену». Педагог всё видит, везде успевает, задает нужный темп, зорко улавливает момент, когда следует переключить внимание детей на новую игру, чтобы им ни на минуту не было скучно. При этом он не забывает щедро поощрять успехи юных питомцев и деликатно помогает преодолеть временные трудности. Дети за 30 минут не устают от игры и с удовольствием приходят на следующее занятие через пару дней.

Вот группа детишек постарше – им около четырех лет. Они занимаются более серьезными вопросами. «Как называется детеныш у лошадки?» «А у собачки?» – Демонстрируются соответствующие картинки. – «А у овечки?» Надо торопиться с ответом, иначе опередят соседи. – «А теперь займемся кубиками, на которых написаны буквы – предлагает педагог. Оказывается, складывать из них слова не так и трудно, надо только быстро добежать до столика, где лежат кубики, выбрать нужный, принести его на полку и поставить так, чтобы получилось заданное слово. «Так, а теперь поучимся считать». Оригинальная таблица позволяет быстро освоить основы арифметики. Нередко пятилетние дети уже успешно выполняют задание на сложение и вычитание в пределах 1000, а также вполне овладевают навыками чтения и элементами стереометрии.

«Чем отличаются дети, занимающиеся в подобных центрах, от своих сверстников?» – обращаюсь я с вопросом к Юле Кот, дочка которой Ульяна (4,5 года) давно и с удовольствием занимается в «Маминой школе». «Такие дети, – отвечает она, – значительно лучше развиваются. У них богатый словарный запас, они без труда строят сложные фразы, легко обнаруживают признаки подобия фигур и рисунков. Кроме того, у таких детей лучше развита моторика и быстрее формируются социальные навыки, им значительно легче общаться со сверстниками и проявлять творческую инициативу». «Хочу привести любопытный пример, – продолжает Юля. Когда Ульяна немного заболела, я решила не вести ее на очередное занятие и предложила ей самой провести урок с любимыми куклами. Она очень серьезно отнеслась к этой задаче, усадила «учеников» и неожиданно для меня проявила себя строгим и умелым «педагогом».

«Когда, как вы думаете, следует маленькому ребенку приступать к занятиям в Центре раннего развития?» – обращаюсь я с вопросом к Юле. «Моему сыну 1 год и 2 месяца, и он уже занимается в «Маминой школе», причем делает это с удовольствием». Однако крайне важно наличие маленького детского коллектива (иначе непрерывный персональный контроль у педагога не получается!). Удивительно, но в этих условиях срабатывает врожденная способность детей к подражанию, непременно проявляется стремление к соревнованию, и тогда эффект обучения резко возрастает.

Совсем маленьким детям – 7-9-месячного возраста – помогают развивать свои моторные навыки и координацию в воде. Занятия проходят так. В центре небольшого бассейна педагог с одним из «учащихся» по очереди делает упражнения (очень непродолжительное время, порядка минуты). Вокруг в воде мамы со своими детьми синхронно выполняют аналогичные задания. Кое-кто из младенцев иногда хнычет, но в целом обстановка деловая и даже веселая, детям нравится дружно брызгаться в теплой воде…

И появилась надежда
Конечно, нас особенно интересует, насколько подходят методики раннего развития и обучения для детей с отклонениями от нормы. И тут результаты обнадеживают. Например, среди учащихся «Маминой школы» – маленький мальчик, страдающий детским церебральным параличом – Шамиль Б. (1 год 9 месяцев). Так вот, после серии занятий спастическое напряжение мышц одной из его ручек существенно уменьшилось. Появилась надежда. Его мать очень довольна и надеется на лучшее. Кстати, развитием детей с ДЦП давно и очень успешно занимаются в петербургском Центре «Курносик» под руководством доктора медицинских наук Т.Строгановой.

Подобных примеров много. На конференции в Астрахани выступила Ольга Куземкина. Она поделилась личным опытом. Сын Ольги вследствие тяжелой родовой травмы оказался на грани жизни и смерти. Врачи настоятельно рекомендовали ей отказаться от ребенка. Но материнская любовь, умелое применение методик развития и обучения, разработанных замечательными российскими педагогами-новаторами, и гигантский труд победили. Ее сын не только вырос практически здоровым, но и успешно закончил технический вуз.

Несколько лет назад в Краснодаре в специализированной школе № 9 (для детей с проблемами умственного развития) была отобрана группа 10-11-летних детей, которых авторитетная комиссия официально признала необучаемыми, потому что курс начальной школы для них оказался непосильным – они так и не смогли научиться ни читать, ни писать. Всех их ждала печальная участь глубоких инвалидов. Однако через несколько месяцев после интенсивного обучения детей этой группы трое из них всё же научились и читать, и считать. Члены комиссии оказались в сложном положении…

Очевидно, мы еще далеко не всё знаем об удивительных компенсаторных возможностях детского мозга. В чем же секрет развивающего и оздоровительного эффекта раннего обучения? Вероятно, в организме маленького ребенка происходит активация потенциальных возможностей, развития тех морфофункцио-нальных структур мозга, которые могут либо начинать полноценно использоваться (и проявятся, например, музыкальными способностями), либо окажутся невостребованными и угаснут. Возможно, при раннем интенсивном обучении происходит и изменение программы апоптоза – закономерной смерти клеток мозга ребенка, оказавшихся «не у дел».

Обучение до рождения
Итак, интенсификация раннего развития и обучения детей возможна, полезна и благоприятно
сказывается на их физическом и психическом здоровье, однако непременно при грамотном применении соответствующих методик, иначе вместо пользы можно принести вред.

Многие родители и педагоги резонно высказывают опасение о возможном негативном воздействии на детей раннего интенсивного обучения: «Не лишайте детей детства! Не перегружайте их. Не загоняйте их в невроз!» Действительно, раннее форсированное обучение может нанести существенный вред здоровью ребенка. И с этим мы, увы, нередко сталкиваемся в повседневной практике. Например, часто детям, которым на 1 сентября исполняется 7 лет, приходится поступать в школу, хотя некоторые из них, особенно мальчики, по уровню нервно-психического развития еще не вполне готовы к обучению в школе. Они гораздо лучше и успешнее будут развиваться, если их еще на год оставить в детском саду. Решением комиссии таких детей, конечно, могут там оставить, но с малоприятным ярлыком «задержка психического развития». Кому из родителей это понравится? Вот и загоняют в школу по принципу «хочешь – не хочешь» и получают армию унылых и болезненных троечников…

Мало в нем было линейного
Между тем давно известно, что процесс индивидуального развития ребенка часто протекает нелинейно. Бывают периоды замедления развития (по сравнению со сверстниками), а потом наступает рывок и он, напротив, обгоняет ровесников. История сохранила немало подобных примеров. Родители будущего нобелевского лауреата Нильса Бора выслушали немало сочувственных слов от соседей по поводу очень скромных успехов их младшего сына, тем более что его старший брат Стивен блистал в школьные годы многими талантами. Однако природа взяла свое…

Поступление в школу – стресс для ребенка, учеба – тяжкий труд. Тем более что система обучения в школе обычно резко отличается от привычной щадящей системы обучения в детсаду, где детям комфортно весело и интересно. Очень важны роль учителя и стиль его поведения. Показано, что в среднем 18% детей к концу обучения в первом классе, к сожалению, невротизируются, но если учитель отличается авторитарным характером, то уровень невротизации первоклассников достигает 60%! Отсюда хроническая психоэмоциональная перегрузка и высокая частота психосоматических нарушений у школьников.

Чрезмерное, нередко амбициозное, стремление некоторых родителей непременно научить своего 3-4–летнего ребенка читать, считать, говорить на трех языках и заодно успешно музицировать не заслуживает одобрения и ни в коем случае не должно становиться самоцелью. Главное – здоровье и гармоничное развитие ребенка. Гд е же граница между оптимальной нагрузкой и недопустимой перегрузкой? Критерий простой и понятный – ребенку должно быть интересно. В интересной для них игре дети неутомимы.

Губернатор Астраханской области Александр Жилкин недавно посетил один из центров раннего развития. И нашим высшим чиновникам, курирующим вопросы образования и оздоровления, тоже хорошо бы тщательно и непредвзято ознакомиться с положительным 20-летним (!) опытом широкого использования методик раннего развития и обучения детей.
Есть немало и других удачных примеров интенсивного развития детей, что благоприятно сказывается на их здоровье. Например, в С.-Петербурге уже двадцатый год успешно работает учебный центр интенсивного развития «Аристов», где в небольших группах занимаются дети с трех лет. Затем они там же обучаются по школьной программе, а параллельно многие из них получают определенную интересную и востребованную специальность. Может быть, интенсивное оздо-равливающее обучение, ориентированное на индивидуальный подход талантливого педагога к каждому ребенку, – реальный и быстрый путь существенного улучшения здоровья и образования будущего поколения, притом без фундаментальных затрат? Уже накопленный опыт заслуживает изучения, поддержки и широкого распространения.

Александр ШЕПОВАЛЬНИКОВ, профессор.
Институт эволюционной
физиологии и биохимии
им. И.М.Сеченова.
С.-Петербург.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru