Отработав 40 лет врачом-ортопедом, выйдя на пенсию, Вадим Орешкин, член Международной ассоциации стоматологов, психолог по второй специальности, твердо решил: хватит, поживу для себя, займусь благоустройством дачи – давно ведь мечтал об этом. И никаких общественных забот!.. Но, видно, недооценил свой «дурной» характер. Как-никак – мастер по мотоспорту, дважды был чемпионом среди гонщиков Москвы, лидировал среди армейцев. За плечами увлечение планеризмом, прыжки с парашютом. Полеты на сконструированном им же самолете…
Ему крепко запомнились слова великого латиноамериканца Гарсия Маркеса: «Жизнь – не только то, что человек прожил, но и то, что он помнит, и то, что об этом рассказывает».
…Весна 1943 г. Маленький москвич вместе с бабушкой оказался в эвакуации в деревне в Пензенской области. В памяти река Мокша. Весна. Небо в облаках-яблоках. Ребятня сидит на завалинке, греясь о бревенчатую стену избы. Смотрят, как приехавший с фронта мужичок с костылем режет острым ножичком ветку. Опадают стружки, и перед ними – маленький самолетик. По очертаниям «Як-3». А мужичок приладил крылья, гвоздиком – винт. Вышел на дорогу и на шнурке начал крутить машинку в воздухе. Радости детей не было берегов! Умелец же улыбается: «Понравилось? Что ж, валите вот ту ветлу. Я вам сделаю настоящий самолет».
– Не свалили мы ветлу. Не сделал он настоящий самолет. Но вот ведь поранил мое сердце, зародив мечту. Тем более что над деревней не раз пролетали двукрылые машины на Куйбышев, низко, над лесом. Уже взрослым узнал, что в то время в Куйбышеве находилось правительство. А тогда вся деревня махала вслед руками: «Аэроплан!..»
Военное детство... Не хватало элементарного. Из-за отсутствия спичек огонь добывали с помощью кресала, используя кусок ваты из старой телогрейки.
Вернувшись в Москву, Вадим жил на Тверской-Ямской, неподалеку от Института им. Н.Н.Бурденко. В школе располагался военный госпиталь. Помнит, как в ноябре 1946 г. Москва хоронила знаменитого хирурга-академика…
Один из соседей по дому привез с войны велосипед на деревянных ободах. Тщательно ухаживал за ним. И только одному Вадиму позволял помогать при этом. Сосед привел его на стадион Юных пионеров, где паренек, покумекав, собрал из поломанных машин свой велосипед. В 12 лет обзавелся ключом для фрезерной работы. Стал править колеса другим…
«Всё выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц…» – это была песня его послевоенной юности.
– А как потом складывалась врачебная карьера?
– В 1964 г. стал студентом Московского стоматологического института. В первый же год спротезировал свою бабушку Акулину Дмитриевну. У нее во рту был один зуб. Смастерил для нее съемные протезы. Правда не учел, что есть такая стадия – адаптация… Как теперь понимаю, протезы натирали десны. Деликатная бабушка при мне надевала их, но едва я исчезал, снимала.
Мне довелось работать со многими замечательными медиками. Подарком судьбы считаю контакты с такими известными специалистами, как профессора В.Копейкин, А.Дойников, М.Липец. Первый был главным стоматологом Минздрава России, второй – экспертом ВОЗ. М.Липец первым использовал при лечении зубов электрофорез. Дойников как-то рассказывал о «великих» пациентах. И.Сталин имел три своих зуба вверху, прикрытые усами… Это был хороший, спокойный пациент, так же как В.Молотов. А вот Г.Жуков при лечении был нетерпеливым, капризным. Непросто было лечить и Л.Брежнева. При работе рядом стоял двухметровый генерал, который время от времени останавливал врачей: «Всё. Леонид Ильич устал…» Генсек возражал: «Я еще могу…» Но его никто не слушал. Профессоров отправляли в подсобку.
– Ваше мнение о сегодняшней стоматологии?
– Считаю, она переживает кризис. В стране аховая ситуация со стоматологическим здоровьем. Этому направлению в медицине явно недостает внимания со стороны государства, финансовой и иной поддержки. Очень тревожит состояние отечественной фармы. Львиная доля лекарств – иностранного производства. Речь фактически идет о подрыве национальной безопасности страны.
На мой взгляд, есть ложное мнение о всемогуществе зубной имплантологии. Есть статистика: несколько лет назад от стоматологических заболеваний скончались около 400 человек – по причине рака слизистой подъязычной оболочки, остита челюстной кости. Речь идет о запущенных случаях. Но главное – грустный факт: количество людей со здоровыми зубами у нас не превышает 12-15%...
– Вы мастер мотоспорта. Расскажите о вашей дружбе с «железным конем».
– С мотоциклом подружил велосипед. Именно он приучил не курить, держать форму, хотя какое было питание – картошка, макароны. Увлекся шоссейными гонками. Меня звала природа: что там за лесом?.. Тренировки – 50 км в одну сторону, столько же обратно, домой. Дороги узкие. Автомашины буквально трут тебя по плечам.
И всё же вскоре на первый план выступил мотоцикл. Еще не имея прав, я участвовал в мотоциклетных соревнованиях. Слегка повзрослев, выполнил норму мастера. Дважды был чемпионом Москвы, дважды – чемпионом армии.
…Когда-то в стране древних ариев, что жили в степях Поволжья и Предуралья, приручили коня, а вернее сказать – «обратали»: конь был братом. Мотоспорт – это обучающее искусство, тренинг характера, мужественности. Он необходим, если стране нужны мужчины. Занятие само фильтрует людей. Мотоциклист – человек разумный, осторожный. Иначе останешься без головы.
К большому сожалению, мотоспорт перестает быть массовым, доступным спортом. Всё решают деньги. Где взять мотоцикл? Есть завод в Ирбите, где делают мотоцикл с коляской, в основном для зарубежных поставок. Ижевский, Ковровский, Тульский заводы уже не выпускают машин. Зато в продаже китайские изделия. А надо бы объявить конкурс на русский мотоцикл для наших дорог – простой, надежный, всепогодный!
– Мотоспорт и здоровье – какая тут связка?
– Этот спорт – инструмент по поддержанию мужского начала в мужчинах, воспитанию рыцарских качеств. Опасный, рисковый, требующий от участников всесторонней выкладки, мгновенных взвешенных оценок. Не оставляют равнодушным кросс, кольцевые гонки. С особым уважением отношусь к многодневным гонкам типа Париж – Дакар. В России нет ни одной стоящей трассы. А вот китайцы построили – для скоростных гонок с глубокими виражами. У нас военно-прикладной спорт сейчас называют экстремальным. А когда-то его девизом было «Готов к труду и обороне!»
Должен сказать и вот о чем. Ребенка не надо сажать на мотоцикл. Если только для прогулок. Нарабатывать мускулы лучше на велосипеде. Раннее приобщение к тяжелым видам спорта чревато для здоровья неокрепшего организма. Нам не нужны рекорды ради рекордов. Здоровое поколение важнее. И еще. Спорт приобщает к техническим знаниям – человек невольно узнает о свойствах тепломеханики, топливных системах, аэродинамике…
Делясь жизненным опытом, я на общественных началах сотрудничаю с мотоциклетной ассоциацией. Не отказываюсь от встреч со студентами Института физкультуры. Напоминаю: мотоспорт – это служение, это больше, чем работа. Он учит внутренней дисциплине, не дает превращаться в кисель, помогает каждодневно чувствовать себя в строю.
– А какое место в вашей жизни занимает авиация?
– С ней меня подружил опять же мотоспорт. За плечами 16 прыжков с парашютом. Помню один из них, в Крыму. Утро. Боковой ветерок. Прыгнул, и по своей тени наблюдаю движение… Не заметил лишь, что на месте приземления – куча поросших травой камней. В итоге двойной перелом копчика. Но хуже пришлось другу: сел в акацию с огромнейшими шипами. Хорошо, что еще лицо сумел прикрыть.
Я решил построить собственный небольшой самолет. Пришлось заняться сложными расчетами. Сначала всё изобразил на чертеже. И вот она – машина. Размах крыльев – 9,8 м, длина – 5,6 м. Двигатель от мотоцикла «Урал». Помогло, что я работаю на разных токарных станках, владею всеми видами сварки.
На моем одноместном самолете летал 8 лет. На аэродром транспортировал в разобранном виде: крылья – на крыше «жигуленка», корпус сзади – на своих колесах, только снимал полутораметровый деревянный винт.
Очень обогатили занятия планеризмом. Он напоминает скрипичную игру. Такой же поэтичный, чувственный. Ты лежишь на воздухе, незаметно теряя ежесекундно более метра высоты. Но вот находишь воздушную струю и – снова под облака…
Сейчас мечтаю построить моторный дельтаплан. Жизнь для меня – это полеты во сне и наяву.
– Что за история с «историей», которой вы заняты ныне?
– Отдыхая этой весной на Волге, в санатории «Карачарово», я столкнулся вот с чем. Здравница – на месте бывшей усадьбы Г.Гагарина, талантливого художника и общественного деятеля ХIХ века, вице-президента Академии художеств. Граф был другом А.Пушкина, М.Лермонтова… Но побывал на его могиле, и душа заныла.
Памятник в хорошем состоянии, находится на окраине парка. Однако чтобы пройти к нему, надо преодолеть сплошной бурелом. Рядом помойка. Трансформаторная будка. Руины пионерлагеря… Как же мы не ценим историческую память!
– Легко ли оставаться молодым?
– Как-то, будучи в Анапе, поставил перед собой цель – одолеть 25-метровой бассейн под водой. И добился своего. Сам себя зауважал.
Надо стараться помещать себя в здоровую среду – природную, культурную, спортивную. Иначе... Композитор А.Шнитке верно заметил: если долго заглядывать в бездну, бездна начнет заглядывать в тебя…
Спорт – категория жертвенная. Ты выкладываешься, добиваясь высокого результата. Но это тот бумеранг, который возвращается, даря тебе новые силы. Мне по душе правило, сформулированное академиком Г.Сытиным. Он был ранен на фронте, его считали погибшим, едва не похоронили. Академик учил: встал с постели, скажи себе: «Утро чудесное, мой мозг чист и светел, мои мышцы наливаются силой, мои ноги – молодые и крепкие, сердце бьется четко». Такая вот психологическая установка. И организм невольно подстраивается под нее.
…Когда вокруг много молодежи, сам словно молодею. Хочу научить ребят ценить полнокровную жизнь, не тратить ее на призрачные удовольствия – курево, пьянку, наркотики. Зову сделать что-то дельное. Конечно, непросто. Спорт – тот же мотоциклетный, радиоспорт, водомоторный – всё больше становится элитарным. Основной массе молодежи не по зубам. А это уже упущение, недальновидность общества. Вот о чем всем нам надо думать.
Беседу вел Михаил ГЛУХОВСКИЙ,
корр. «МГ».