Вы здесь

Виктор Пронин: Фильм «Ворошиловский стрелок» запоздал на десяток лет

С фильма «Ворошиловский стрелок», снятого по произведению Виктора Пронина, и началась наша с ним беседа. Напомню сюжет. Тихо-мирно живет со своей внучкой Катей пенсионер-железнодорожник Иван Фёдорович. Однажды трое молодых бездельников в доме напротив хитростью заманивают юную девушку и насилуют ее. Не добившись наказания парней законным путем, бывший фронтовик берется за снайперскую винтовку...

Фильм имел оглушительный успех. Но мало кто знает, что еще в 1995 г. книга «Банда-3» вышла тиражом почти миллион экземпляров. Снят и телесериал по произведениям Пронина «Гражданин начальник». Критики называют его одним из самых известных писателей-детективщиков России.

- Когда вышел «Ворошиловский стрелок», сначала кое-кто зашипел: мол, красно-коричневые выползли из окопов. Упрекали в самосуде, справедливо указывали на беззаконие власти. А теперь, когда «Ворошиловского стрелка» второй год подряд стали показывать на 9 Мая, у Ивана Фёдоровича появилось новое качество - Защитник Отечества. Началось вот с чего... У меня вышла очередная книга «Женщина по средам», критика ее никак не заметила. Так сейчас и бывает, многое зависит от киношников, о произведениях стали судить только по экранизации.

- Это хорошо или плохо?

- Ничего хорошего. Люди перестали читать... Так вот, Станислав Говорухин обратил внимание на мою книгу и решил снять по ней фильм, который имел поначалу несколько рабочих названий: «Будет немножко больно», «Сицилианская защита»... Закончилось всё «Ворошиловским стрелком».

- Фильм стал победителем на «Кинотавре», получил «Нику» сразу по нескольким номинациям. А что получили вы?

- Меня Минобороны наградило очень красивой медалью «Генералиссимус Суворов». Должен с сожалением сказать, что фильм запоздал на десяток лет, сейчас новое поколение практически не знает, кто такой Ворошилов и что означает значок «Ворошиловский стрелок». Затем Николай Досталь снял по моим книгам 15-серийный фильм «Гражданин начальник», там среди трех сценаристов есть и мое имя.

- Виктор Алексеевич, давайте немного о вашей биографии.

- Родился в 1938 г. в Днепропетровске, в семье инженера. Окончил горный институт, моя работа была тесно связана с шахтой. Чуть там не погиб...

- Можно поподробнее?

- Как-то заблудился в старых выработках. Темнота кромешная, над головой километровый слой угольной породы, батарейки сели - лампочка погасла. Только деревянные стойки похрустывают под кошмарным напором земли, откуда-то сверху вываливаются куски угля. Я сел, думы невеселые... Напряжены все чувства, в том числе и органы обоняния. Вдруг повеяло запахом свежего огурца. В шахте вообще любые запахи распространяются очень далеко. Я, как охотничья собака, пошел на этот запах. И наконец наткнулся на девушку, которая, сидя на вагонетке, смачно ела огурец... Но в целом шахтерская романтика меня не увлекла, уж больно много в ней хаоса, разгильдяйства. Ушел в другую ипостась - журналистику, фотографию.

У меня в то время была молодая жена, маленькая дочка. Люда самоотверженно поддерживала во мне писательскую жилку. Не показывала огорчения, когда я с большого шахтерского оклада ушел на 70 рублей фотокорреспондента. Мне страшно хотелось путешествовать, и я уехал на Сахалин, оказался с 20 копейками в кармане, пришел в газету «Советский Сахалин», что-то мямлил редактору и мимоходом сказал, что окончил горный институт. В этом месте он вскочил от радости и тут же выплатил мне полторы тысячи подъемных - на следующий же день я отправился в командировку на горные предприятия. Наш пассажирский состав на узкоколейке накрыл снежный тайфун, и его занесло по самую крышу так, что спасательные вертолеты не могли нас разглядеть. Никакой связи не было, потому что оборвало провода. Мы сидели в снежном плену целую неделю, благо запасов еды у пассажиров хватало: кто вез трехлитровую банку красной икры, кто копченую лососину, спиртное само собой, другие продукты. Одна женщина даже успела родить, а кого-то под шумок и грабанули. В общем, как в большой коммунальной квартире, которая жила своей обычной жизнью. А по возвращении я написал роман «Тайфун», всё лето его перерабатывал, как просил редактор, под детектив. В итоге вышла повесть в «Молодой Гвардии» и получила премию на Всесоюзном конкурсе за лучшую книгу о рабочем классе.

Имея в активе необязательные обещания Твардовского из «Нового мира» и Кочетова из «Октября» (им поначалу очень понравилась моя повесть «Симбиоз»), свою новую повесть «Бледные поганки»» я отправил в популярнейший тогда журнал «Человек и закон». Ее не приняли, но меня неожиданно пригласили в Москву в штат литературным сотрудником в отдел морали и права. Супруга сделала всё, чтобы обменять Днепропетровск на Одинцово, и мы переехали в развалюху с дырами в стенах и множеством крыс.

В журнале «Человек и закон» я проработал 9 лет. Это была настоящая школа юриста, следователя, прокурора. Я знакомился с работой правоохранительных органов как бы изнутри. Много писал о судебных заседаниях, уголовных сюжетах, профессиональных тайнах и хитросплетениях работы следователей. Много мне дало общение со старым сотрудником МУРа полковником Владимиром Чвановым. Мои ровесники помнят, что именно он разоблачил бандита, который представлялся москвичам как «Мосгаз». Да, чуть не забыл: забракованная тогда журналом «Человек и закон» повесть «Бледные поганки» потом пять или семь раз выходила в различных сборниках.

- А вам хотелось бы вырваться из стереотипа детективщика?

- Конечно. Написал я роман «Победа по очкам», отнес в издательство. Но там интересны не мои новые писательские подходы, а оставил ли я кого-нибудь из персонажей цикла «Банда». Им важно было продолжить штампование уголовной серии, даже переиздать все восемь книг. Нового неизвестного брэнда на обложке издатели боятся - клюнет ли на него читать, будет ли прибыль...
 
После «Человека и закона» я ушел в «Огонёк» и лет десять писал там судебные очерки. Наконец, в 1983 г. решился и ушел на свободные литературные «хлеба».

- Из мастеров детектива мирового масштаба кто вам ближе?

- Прежде всего это швейцарский мастер психологического детектива Фридрих Дюрренматт. Он скончался в 1990 г. в возрасте 79 лет. В России его мало знают. И конечно же Жорж Сименон. У меня есть даже шутливая поговорка: «Мы с Жоржем эту книгу не принимаем»... Я считаю так: хороший детектив сегодня во многом взвалил на себя не совсем свойственные ему функции. Он нередко выполняет политические и философские функции, в чем-то служит семейному воспитанию. В результате детектив превращается в серьезную литературу. Вспомните, у Жоржа Сименона нет кровавых сцен, погонь, оголтелого секса. Комиссар Мегрэ спокойно и обстоятельно ведет расследование, попутно показывая нам обыкновенную жизнь человека, но с какой глубиной и проникновением.

- Я тоже его люблю. Особенно мне нравятся дневники, когда он со своей Терезой сидит часами на лавочке и наблюдает, наблюдает за проходящими людьми. Это ведь действительно интересно... А кто из современных российских авторов этого жанра вам по душе?

- Я всегда любил творчество Леонида Словина. После окончания Московского юридического института (1952 г.) он 30 лет проработал следователем. У него очень много книг: «Задержать на рассвете», «Обратный след», миллионные тиражи имели произведения «Бронированные жилеты», «На темной стороне Луны» (в соавторстве с Георгием Вайнером), «Точку ставит пуля», «Пауки» и т.д. Леонид Семёнович был в своих вещах скрупулезно точен, мы порою с ним даже спорили по тем или иным юридическим ситуациям. Сейчас живет в Израиле, как-то звонил мне оттуда...

- Я с ним общался в Доме творчества писателей «Голицыно». Меня поразило, что он мог обстоятельно ответить на любой юридический вопрос. Маэстро! Ему только что исполнилось 79 лет... А что сегодня в вашей чернильнице?

- Над чем работаю? Да можно ли назвать работой ту бестолковую суету, которой занят последнее время? Только что вернулся с берегов Оби - небольшая писательская группа посетила эти места. Суровые и достаточно неожиданные. Написал очерк, но это пустяки. Так что сегодня в моей чернильнице одни дохлые мухи с прошлого лета. Может быть, что-то появится к середине года. А если всерьез, то занят сейчас своими блокнотами, хочу их издать. Это то, что не вошло в книги, есть даже подзаголовок «Записки на полях детективных романов». И общее название непростое - «Кинжал для левой руки». В Средние века шпаги были чрезвычайно длинны, и когда дуэлянты сходились вплотную, они не могли этими шпагами причинить друг другу вреда. И тогда понадобился кинжал для левой руки. А мысль моя такова: если длинный роман сравнивать с длинной шпагой, то короткая запись в дневнике - это короткий кинжал.

- Виктор Алексеевич, медицина вам помогала?

- С этого и надо было начинать (смеется). У меня были сильные приступы подагры, они не давали возможности ходить. Друзья посоветовали один подмосковный санаторий, ухнул туда деньги, но толку никакого, потому что в санатории не лечат. Тогда другие друзья посоветовали обратиться в Московскую дорожную клиническую больницу им. Н.А.Семашко. Там работает замечательный врач-ревматолог Светлана Максимовна Иванова - она профессионал высочайшего класса, ее даже приглашают на консультации в Германию. Сразу разгадала мою болезнь. Пролежал три недели, и (стучит по дереву) с тех пор не было ни одного приступа.

А еще лет 20 назад мы с женой на машине попали в тяжелое ДТП, оба лежали в больнице несколько месяцев. Врачи собрали нас по частям. Низкий им поклон. Но мы сумели вырастить трех дочерей. И внуки есть, как полагается.

Беседу вел
Владимир ХРИСТОФОРОВ,
спец. корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru