24 декабря 2024
В конце минувшей недели в нашей стране прошла двухдневная акция «А вы в зоне риска? Измерьте талию и артериальное давление».
Накануне события наш корреспондент встретился с одним из инициаторов акции, президентом Российского медицинского общества по гипертонии, профессором Ириной ЧАЗОВОЙ.
«Всероссийская диспансеризация сердец»
- Ирина Евгеньевна, вы решили привлечь внимание к проблеме довольно необычным для медиков способом - с помощью замеров ситуации...
- Тут я с вами согласна. Скажу больше: последние массовые эпидемиологические исследования в кардиологии проводились еще во время перестройки, да и те были спонсированы американскими институтами. Увы, наше государство не выделяет средств на такие дорогостоящие, но точные исследования.
Вот и на этот раз нас спонсируют три фирмы, две из которых производят аппараты для измерения артериального давления. И это совсем небольшие деньги, поэтому мы сможем провести очень скромные исследования, чтобы посмотреть, у скольких из тех, кто согласился проверить свое артериальное давление, оно повышено. При этом врачи делают это в свободное от работы время бесплатно. У нас ограничены возможности даже по предоставлению им тонометров.
- Кто-то из журналистов уже окрестил ваше начинание «всероссийской диспансеризацией сердец»...
- Что вы! Это совсем не так. Участники нашей акции - это лишь 15 тыс. человек по всей стране, а у нас порядка 40 млн больных артериальной гипертонией только явных, а сколько еще скрытых - трудно сказать. Наша инициатива носит, скорее, демонстрационный характер: мы хотим привлечь внимание людей к своему здоровью, к своему артериальному давлению.
- Полученные вами данные наверняка будут ценны и для понимания ситуации с гипертонией по стране в целом...
- Хотелось бы, чтобы отношение к этим данным было... осторожное. Это ведь уровень артериального давления лишь среди тех, кто захотел его измерить. У нас очень часто бывают ситуации, когда люди подходят, смотрят, что это такое, и половина, а то и больше просто отходят. И чаще всего такое нежелание узнать уровень собственного давления объясняется боязнью того, что оно окажется повышенным. Поэтому мы предполагаем, что наиболее тяжелые больные окажутся не осмотрены, не попадут в сферу наших интересов.
- Но такие больные, скорее всего, наблюдаются в районной поликлинике...
- К сожалению, имидж врачей поликлиник не очень хороший, доверие к ним потеряно у подавляющего большинства пациентов. И люди просто забыли туда дорогу...
Какова альтернатива? Народ начинает пить какие-то таблетки непонятные, которые теще помогают или соседу. Либо вообще не контролирует свое артериальное давление. И потом вдруг попадает с инсультом к нашим коллегам-неврологам.
А инсульт - это, в общем, инвалидность, это тяжелое состояние, это люди, которые нередко становятся обузой для семьи, для самих себя.
Потому что, к сожалению, реабилитация больных, перенесших инсульт, в нашей стране развита недостаточно. Это опять же из-за нашей бедности. Поэтому инсульты и инфаркты миокарда, развитие других осложнений - вот что ждет тех, кто не хочет знать свое артериальное давление.
Но наша цель - привлечь внимание не только к милым девушкам в белых халатах, которые бесплатно измерили вам артериальное давление в гипермаркете. Но и к тому, что это имеет большое значение для здоровья всей нации.
- А ведь артериальной гипертонией страдает 40% населения нашей страны...
- Причем, если среди 20-летних таких больных всего 20%, то среди 80-летних уже 80%. А в общенациональном масштабе Россия со своими 40% гипертоников занимает первое место в мире. Впрочем, даже в развитых странах эта цифра всё равно порядка 35%.
- А измерять содержание сахара в крови вы не предполагаете?
- Это очень сложно. Для этого требуется, во-первых, дорогостоящее оборудование. Во-вторых, разрешение СЭС, потому что это забор крови. Есть и еще один момент, ограничивающий валидность, значимость этих данных.
Дело в том, что все нормативы сахара крови разработаны с учетом того, что примерно за 8 часов до взятия анализа пациент не ел. Но в гипермаркет в голодном состоянии, думаю, мало кто приходит. Поэтому уровень сахара у нас будет постпрандиальный, то есть после еды. Причем, по стандартам, постпрандиальные уровни сахара, которые также являются какими-то моторами болезни, берутся через 2 часа после приема 75 мл глюкозы, растворенной в стакане воды. Но мы же не знаем, сколько пациент съел и как давно. Поэтому-то значимость таких анализов довольно условна.
То же касается и холестерина. Узнав свои анализы, вы расстроитесь, впадете в панику, а на самом деле вы просто поели накануне. Поэтому нам показалось, что правильнее всего измерять артериальное давление и окружность талии.
«Я не Абрамович и даже не Лещенко»
- Не задумывались о том, чтобы создать какой-нибудь современный диагностический центр для потенциальных гипертоников? Подобно тому, как Лев Лещенко и Владимир Винокур на личные средства построили Московский центр диализа...
- Знаете, у меня нет денег, чтобы что-то строить. Господин Абрамович, как я слышала, выстроил клинику для миллионеров, где часовой прием оценивается как минимум в 250 тыс. руб. Хотя, может, это и сплетни. Но ясно, что построить клинику для богатых, и правда, выгоднее, чем клинику для всех.
Мы бы очень хотели, чтобы были центры для всех. Вот сейчас наше министерство занимается разработкой законопроекта о восстановлении кардиологической службы в стране. За время так называемой перестройки мы разрушили эту службу, очень многие кардиодиспансеры были закрыты, перепрофилированы. И сейчас задача состоит в том, чтобы восстановить эти диспансеры и как-то улучшить помощь кардиологическим больным.
Если мы восстановим кардиологическую службу, если у нас действительно будут диспансеризации, будут врачи семейные, домашние - это уже будет немало. Я не думаю, что люди пойдут куда-то в отдельное здание со своей гипертонией. Тем более что гипертония никак не проявляется клинически. Зато очень много стало метеочувствительных больных. Мне кажется, что это связано с общим ухудшением здоровья нашего населения.
Мы ведь живем в тяжелых условиях, постоянно меняются «правила игры», вводятся какие-то новые законы, мы завидуем нашим соседям, более удачливым. И вся эта нервозность сказывается на здоровье. Мы часто болеем простудными заболеваниями, то есть у нас ослаблен иммунитет. В общем, проблема гипертонии - это только часть очень большой проблемы сохранения здоровья нашего населения.
- Разве не парадокс: такой низкий интерес к гипертонии в сравнении с тем же СПИДом? Хотя вроде СПИД - он где-то далеко, а гипертония - вот она, рядом...
- Во-первых, сама проблема гипертонии вроде такая, не очень интересная. Ну и что, мол, что давление повышенное? Одно дело СПИД - там много разных социальных моментов. К тому же проблема СПИДа сама по себе более молодая.
Не секрет, что часто публикации инициируются фирмами-производителями лекарственного препарата. Сравните стоимость лекарств для лечения больных СПИДом и гипертонией и представьте доходы, которые получают фармацевтические компании от тех и от других. И потом, артериальная гипертония как-то не беспокоит пациентов, мы можем и работать, ну разве что чуть хуже себя чувствуем. Увы, пока не случится инфаркт миокарда или инсульт, пациенты наши бывают немотивированы к лечению. Поэтому здесь и нужно просвещение, нужна мотивация людей, чтобы они наблюдались и лечились.
- Известно ли, кто в большей мере подвержен гипертонии - мужчины или женщины?
- Есть данные российского исследования, проведенного около 10 лет назад. Но, думаю, с тех пор мало что изменилось, потому что та же тенденция и во всех зарубежных исследованиях. Так вот, до 40 лет чаще болеют гипертонией мужчины, после 40 - женщины. Это связано с тем, что возраст 40 лет связан для женщины с радикальной перестройкой организма, и, кстати, метаболический синдром возникает в основном в менопаузальный период. Женщины прибавляют в весе и, соответственно, развивается артериальная гипертония.
- Метаболический синдром - это те изменения в организме, которые, приводя к глубокому нарушению обмена веществ, столь предательски проявляются на талии?
- Они самые. Еще много лет назад мы говорили, что ожирение - это следствие нарушения обмена веществ. Да, полные больные - они некрасивые, такие несчастные, их все жалели. Но никто не задумывался о том, что ожирение - это болезнь. А ведь оно может приводить к развитию целого ряда заболеваний. Как было выявлено американскими коллегами, у пациента с ожирением риск сахарного диабета 2-го типа возрастает в 6 раз, артериальной гипертонии - в 4 раза.
Это две основные, но не единственные болезни, которые сопровождают тучных больных. Вы когда-нибудь обращали внимание, как такие больные ходят? Они ходят с трудом. Потому что избыточный вес давит на суставы, на позвоночник, у них очень часто бывают обменные артриты и в 2 раза чаще возникают проблемы с позвоночником и суставами. Мало того, в зарубежной литературе появились сообщения о том, что у больных с ожирением чаще бывают бронхо-легочные заболевания - бронхиальная астма и такое состояние, как нарушение дыхания во время сна.
- Мне «посчастливилось» как-то лежать в больничной палате с человеком, который то очень сильно храпел, то вдруг затихал, а потом начинал выдавать свои рулады с новой силой...
- Это и есть характерные симптомы нарушения дыхания во время сна, или слип-апноэ, как говорят наши зарубежные коллеги. Такой синдром обструктивного апноэ во сне часто становится причиной внезапной смерти по ночам, особенно среди мужчин, и связан он с прекращением дыхания. И это тоже случается на фоне ожирения. Оказывается, оно не так уж безобидно, а значит, это не столько косметическая, сколько медицинская проблема.
Вы - груша или яблоко?
- Вы замечали, что всех тучныхлюдей можно разделить на две категории? Одни похожи на яблоко. Чаще так выглядят мужчины – такие важные, круглые, с большим животом. Это ожирение называется абдоминальным, то есть ожирением по типу яблока, или мужским типом ожирения. А вот у женщин обычно более массивная нижняя часть. Это ожирение называется по типу груши, или геноидное, женское ожирение.
- А какое из них, если можно так выразиться, предпочтительнее?
- В плане здоровья, риска развития сахарного диабета и артериальной гипертонии хочу посочувствовать мужчинам: ожирение по типу яблока считается «плохим». Геноидное же ожирение, когда у вас толстые бока и бедра, может, кому-то и не нравится, но оно не приводит ни к артериальной гипертонии, ни к сахарному диабету.
Жир, который накапливается за брюшиной, там, где талия, - он является такой эндокринной железой, вырабатывающей «вредные» вещества. Они вызывают повышение артериального давления и нарушение липидного, углеводного обмена. А в жире подкожном таких веществ практически не образуется.
Поэтому мы предлагаем измерять окружность талии. Потому что у вас может быть избыточная масса тела, но это не значит, что у вас есть метаболический синдром или риск артериальной гипертонии. Поэтому вес, конечно, покажет, есть у вас ожирение или нет, но наличие абдоминального, «плохого» ожирения можно определить только с помощью обычного ленточного сантиметра.
Но для этого надо знать «заветные» цифры. Причем раньше абдоминальное ожирение определяли, если окружность талии у мужчин превышала 102 см, а у женщин 88. Но последние исследования показали: «плохой» жир активен уже при окружности талии у мужчин более 94, а у женщин более 80 см. Поэтому сейчас мы считаем, что в зоне риска находятся именно мужчины.
- А кстати, как правильно измерить талию?
- Живот расслаблен. Не надо специально ни надуваться, ни втягиваться. Фиксируйте сантиметр на самой выпуклой точке живота, на уровне пупка. Кое-кого цифра эта в итоге разочарует, но зато настроит на боевой лад.
У нас в стране несколько лет назад проводилось исследование ЭКО, в ходе которого больные с артериальной гипертонией и ожирением рассказывали о развитии своего заболевания. Мы изучили анкеты 1600 больных в различных регионах России, и оказалось, что у 68% из них ожирение привело к развитию артериальной гипертонии. В среднем на это потребовалось около 5 лет.
Наши шотландские коллеги посчитали эффективность от снижения веса на 10 кг. И, может, теперь стоит вывесить везде такой призыв: снижая вес на 10 кг, мы снижаем общую смертность на 20%. Это смертность от всех причин, но есть еще такое понятие, как смертность, связанная с диабетом. Так вот здесь цифра снижается и вовсе на 30%.
Что до артериального давления, то систолическое, или «верхнее» давление снижается на 10 мм рт.ст., а диастолическое, «нижнее» - на целых 20 мм. Если у больного сахарный диабет, то избавление от лишних 10 кг приводит к снижению на 50% уровня глюкозы в крови. Хотя чрезмерно худые, как известно, чаще умирают от онкологических заболеваний.
- Вот как?
- При индексе массы тела порядка 17 кг/м2, то есть при недостаточной массе тела, по статистике, распространенность онкологических заболеваний выше. Значит, нельзя призывать худеть до состояния нездоровья. Но если у вас нормальная масса тела, то продолжительность жизни ваша должна быть значительно больше, чем если бы у вас был избыточный вес. Поэтому я бы хотела, чтобы мы имели нормальную окружность талии, а индекс массы тела у нас был бы на уровне 19-24 кг/м2.
Этот индекс используется для того, чтобы определить нормальную массу, избыточную массу тела и ожирение. Последнее диагностируется, если индекс больше 30. Индекс до 25 - нормальный показатель, а меньше 17,5-18 - это уже плохо, это проблема психогенной, нейрогенной анорексии. Это девочки, которые хотят стать фотомоделями и начинают худеть. И если рассуждать о том, у кого выше шансы на жизнь, то лучше иметь индекс массы тела 25, чем 16.
- Сейчас много говорят о холестерине. Вы считаете, это больше дань моде или основания для беспокойства реальны?
- Да, появилась даже реклама: девушка приходит к родителям и говорит, что холестерин «не болит» и надо следить за своим уровнем холестерина - «все пейте йогурт». Но, я думаю, что проблема дислипидемии - более сложная. В ряде случаев нужны серьезные препараты. Тем не менее, если «уходят» лишние 10 кг, то на 10% снижается общий холестерин, на 15% - липопротеиды низкой плотности, «плохой» холестерин.
Да, как ожирение бывает разным, так и липиды бывают «хорошими» и «плохими». Вот липиды низкой плотности - они «плохие», если их много - это плохо. А липопротеиды высокой плотности - они «хорошие». Но, к сожалению, они чаще снижаются. И все проблемы, соответственно, возникают, когда показатели липи-дов низкой плотности высокие, а липидов высокой плотности - низкие. Если мы с вами, имея избыточную массу тела, на 10 кг похудеем, то «хорошие» липиды у нас на 8% вырастут. На 30% снизится и уровень триглицеридов, если вес снизится на 10 кг.
Триглицериды - это «наедаемые липиды», их уровень наиболее лабилен, и когда триглицеридов много, это значит, что пациент не соблюдает диету. Даже вот смотришь во время приема больную, говоришь: вам надо вес снизить. А она: «Доктор, я и так ничего не ем». Открываю ее анализы, там триглицериды: при норме 1,7 у нее 8 ммоль/л! Начинаешь расспрашивать: «А колбасу вы едите? Да? А какой кусочек?» - «Ну, вот такой, это ведь немного». Или еще часто говорят: «Доктор, ничего не ем, только салаты. Но заправляю их маслом растительным». - «Хорошо, а за сколько бутылка масла у вас уходит?» - «Да за неделю».
Да, действительно, если выбирать - сливочное масло или растительное, второе полезнее по своему влиянию на липиды. Но и по калорийности растительное масло выше. И если мы будем лить его литрами в салаты с морковкой, с капустой, то вряд ли похудеем.
- Знаете, что меня больше всего поразило на вашей пресс-конференции, посвященной борьбе с гипертонией и ожирением? Представьте себе – фуршет. Эти тарелки в руках коллег, без преувеличения, в три этажа нагруженные разными вкусностями, подчас не очень-то совместимыми между собой, вроде бастурмы с бананами. Так что борьба с ожирением в общенациональном масштабе при жизни нынешнего поколения едва ли закончится...
Как похудеть «по-умному»
- Понятно, что начинать нужно с диетических мероприятий. Но как, какую именно диету лучше выбрать с точки зрения специалиста по гипертонии?
- Я категорический противник таких, например, диет, как «кремлевская», которые предусматривают ограничение белков, жиров или углеводов. Когда в рационе смещаются акценты, когда нет сбалансированного приема тех, других и третьих. Все-таки диета должна состоять из продуктов меньшей калорийности, но все полезные вещества при этом должны быть представлены - и витамины, и белки, и жиры, и углеводы.
Могу раскрыть секрет, как зарабатывают большие деньги диетологи - у Мадонны, у других известных людей. Всё достаточно просто, в принципе, каждый из нас мог бы стать таким диетологом. Существует специальная таблица и формулы, которые есть во всех диетологических справочниках. И для каждого человека, исходя из пола и возраста, можно рассчитать количество калорий, необходимых для поддержания его жизнедеятельности. Затем вводим коэффициент с поправкой на физическую активность - низкую, среднюю или высокую, и получаем искомую цифру.
Чтобы похудеть, надо из полученного калоража, который мы рассчитали по формуле, вычесть 500-600 ккал. Получим количество, которое даст нам возможность постепенно худеть. И, опять же обратившись к справочникам, где указано, насколько калорийно то или иное блюдо, мы можем составить рацион. И рекомендовать ту или иную диету, исходя из пристрастий нашего пациента. Вы можете рассчитать всё это и для себя, и для своих родных.
- Вы как-то упомянули, что у коллег-нефрологов все палаты забиты больными с нефритами, возникшими на фоне «кремлевской диеты»...
- Эта диета заключается в употреблении исключительно белковой пищи. Ее могут выдержать только очень здоровые люди, с сохранной почечной функцией. И риск возникновения почечных проблем, особенно у людей, имеющих предрасположенность к нефрологическим заболеваниям, значительно возрастает.
Наиболее физиологично - придерживаться гипокалорийной диеты, по которой можно есть всё, но понемногу. Даже принимать алкоголь можно. Если мы подсчитаем, сколько можем позволить себе этого продукта, то есть это будет укладываться в конечные калории, которые нам разрешены, ничего плохого не будет. Сыры тоже можно есть и нужно. Но если мы хотим похудеть, то следует обратить внимание на процент жирности продукта. Потому что, например, с жирным творогом мы «наберем» больше калорий, чем с обезжиренным.
Соответственно, жирного творога нам придется съесть значительно меньше, чем обезжиренного. Но если мы съедим мало, нам будет хотеться еще. Потому что существует рефлекс, и чем больше объем пищи, тем быстрее мы насыщаемся. Почему в некоторых диетах рекомендуется есть овощи, хлеб грубого помола? Еще и из-за того, что объем большой, а калорийность низкая, и мы обманываем собственный желудок.
- Давайте вспомним и о медицинских методах лечения ожирения, хирургических например.
- Да, это когда в желудок помещают специальные баллоны, которые там надуваются и заполняют объем, а раньше таким больным и вовсе удаляли часть желудка. Это наиболее эффективный способ снижения веса, но он обычно рекомендуется больным с индексом массы тела более 40 кг/м2. Но давайте не будем доводить дело до этого. Попробуем все-таки справляться диетой, заниматься спортом. Только я не советую больным с повышенным артериальным давлением тяжести поднимать, лучше всего плавание, фитнес, аэробика.
Беседу вел
Владимир ЖУКОВ,
корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru