Вы здесь

Что мы едим?

Что мы едим? Всё тревожнее звучит этот вопрос, потому что от питания зависят наше здоровье и продолжительность жизни. Но ответ порой скрывается за семью печатями...

Перекус вместо обеда

Чрезвычайную актуальность приобретает организация питания людей в рабочее время. В 1990 г. 84 млн человек, то есть половина россиян, обедали в общественной, корпоративной системе. Обеспеченность питанием на производстве превышала 90%. Сейчас не более 40% взрослого трудоспособного населения имеют нормальный обед. У трети он представлен практически перекусом с нерациональным соотношением пищевых веществ. Если работники крупных предприятий имеют возможность в течение рабочего дня бывать в своей столовой, то небольшие коллективы такой возможности не имеют.

Нарушена система организации лечебно-профилактического и диетического питания работников, подвергающихся воздействию вредных и неблагоприятных факторов производственной среды, сократилось число столовых на промышленных объектах.

Где же выход? Его можно найти, ознакомившись с опытом зарубежных стран, где используется система так называемых сервисных чеков, позволяющая организовать питание на предприятиях мелкого и среднего бизнеса. Эта система применяется более чем в 30 странах Европы и Америки и показывает свою эффективность, поскольку улучшается состояние здоровья работающих. Об этом шла речь на заседании «круглого стола», организованного Комитетом Госдумы РФ по охране здоровья совместно с Комитетом по безопасности и Комитетом по образованию и науке.

Способна ли Россия обеспечить своим гражданам нормальное, сбалансированное, здоровое питание?

- Безусловно, способна, - считает депутат Госдумы РФ Борис Кибирев, - хотя за последнее время очень многое растрачено из того, что было. Сейчас страна находится на 42-м месте в мире по производству продуктов питания на душу населения. А в 1990 г. была на 7-м месте. Поэтому по сравнению с 1990 г. ввоз мяса увеличился в 4,9 раза, мяса птицы - в 28 раз, молока - в 3,2 раза, свежей рыбы - почти в 20 раз. В результате этого сократилось потребление высококачественных продуктов.

Минус 5-8 лет

Питание детей школьного возраста также нельзя назвать полноценным, о чем свидетельствуют следующие цифры. На 26% за 5 лет увеличилась заболеваемость органов пищеварения, на 17% - эндокринной системы. Это данные официальной статистики, регистрирующей больных с впервые установленным диагнозом. То есть ежегодно из каждой сотни детей 8-9 получают диагноз впервые выявленного заболевания органов пищеварения.

- Мы стремительно идем в эпидемию ожирения, которая уже полыхает в Европе, - считает директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Владислав Кучма. - На сегодняшний день ожирение отмечается у 10-12% детей, еще 5 лет назад таких было всего 4-5%. В то же время наши дети (в возрасте от 6 до 14 лет) по росту и массе тела уступают сверстникам европейских стран. Даже в таком благополучном городе, как Москва, 4 раза в день принимают пищу всего 30% детей.

К тому же образовательные учреждения крайне недостаточно обеспечиваются продуктами питания, обогащенными витаминами, микронутриентами. Зачастую меню составляется только с учетом стоимости продуктов.

Одной из главных причин столь тревожного положения является недостаточное финансирование из бюджетов различных уровней. Средняя стоимость обедов школьников в сельских районах не превышает 5-10 руб., в городах - 20-25 руб. Средства на них местный бюджет выделяет в основном для детей из малообеспеченных и многодетных семей. А из федерального бюджета финансируется только питание детей, проживающих в зоне радиоактивного загрязнения в результате аварии на Чернобыльской АЭС. В то время как во многих развитых странах (Финляндия, США, Франция, Великобритания) вопросы оплаты школьного питания решаются на государственном уровне.

Сейчас в ряде регионов принимаются ощутимые меры по изменению ситуации. Так, реализуются региональные целевые программы в Удмуртской Республике, Ярославле, Красноярском крае, Республике Татарстан. Но необходимо принять на федеральном уровне системное решение по организации школьного питания во всех субъектах РФ.

- Основная задача, - считает В.Кучма, - накормить всех детей в школе, хотя бы один раз в день полноценным горячим обедом из двух-трех блюд. Это крайне важно. Потому что по данным Научного центра здоровья детей РАМН, только 15-20% учащихся едят в школе. Или такой простой пример. Дети до 3 лет получают молока больше, чем дети 14-15 лет. А ведь полтора-два стакана молока - это обязательный минимум молочных продуктов, которые необходимы школьнику для того, чтобы обеспечить нормальное развитие костной ткани.

Материально-техническая база предприятий и пунктов школьного питания в подавляющем большинстве случаев не соответствует современным требованиям и нуждается в коренном перевооружении. Правда, как отметил депутат Сергей Колесников, сегодня власти поворачиваются лицом к данной проблеме. На уровне Администрации Президента РФ началась работа по формированию специальной программы частно-государственного партнерства.

Существует масса проблем в организации питания детей раннего возраста. Необходима индустрия, которая бы позволила обеспечить эту категорию детского населения всей гаммой нужных продуктов. Поскольку аналитические данные говорят о том, что из-за недостаточно хорошо организованного вскармливания детей раннего возраста россияне в среднем теряют 2,5 года жизни. (А по словам В.Кучмы, нарушения в питании детей от 2 до 5 лет сокращают ожидаемую продолжительность жизни на 5-8 лет.) И такой же анализ показывает, что неправильно организованное школьное питание еще на 2-3 года снижает продолжительность жизни россиян.

Скрытое наводнение

Вопросы питания в России рассматриваются с двух позиций - его состояния, включая структуру и пищевой статус, и обеспечения безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, особенно тех, при производстве которых используются генетически модифицированные организмы (ГМО). Дискуссии вокруг ГМО не затихают. По мнению заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по безопасности Виктора Войтенко, это вызвано рядом причин. Главная из них в том, что технология создания ГМО в настоящее время крайне несовершенна. Другой причиной является отсутствие у производителей желания предоставить специалистам и общественности исчерпывающие доказательства как реальной, так и потенциальной биологической и экологической опасности таких продуктов. Еще одной причиной следует считать отсутствие на сегодняшний день в мировой печати каких-либо отчетов о результатах научных биологических или медицинских исследований и сколько-нибудь долговременного мониторинга последствий использования в пищу ГМ-изделий, выполненных по заказу международных организаций или какого-либо государства.

- Как нейрофизиолог, - говорит доктор наук из Института высшей нервной деятельности РАН Ирина Ермакова, - я была просто шокирована отсутствием в мире работ о том, что происходит с потомством, хотя, когда создавались ГМ-растения, первым требованием значилось - обязательно проверять их влияние на последующие поколения.

Это и послужило причиной начала экспериментов на животных. Ученые кормили самок по принятой схеме и обнаружили огромную смертность крысят в первом поколении, около 40% были недоразвиты.

- Широко используемая сейчас ГМ-соя приводит к резкому понижению активности особей мужского пола, - рассказывает И.Ермакова. - У самцов отмечается повышенный уровень тревожности. То же самое мы обнаружили у их потомства.

Негативными последствиями использования ГМ-продуктов могут быть онкологические болезни, бесплодие, аллергия, ожирение, неизвестные заболевания. В настоящее время уже доказано, что введение в пищевую цепочку человека ГМ-пищи может привести к непредсказуемому воздействию на его здоровье. В России ситуация с контролем за ГМО и продукцией, их содержащей, к сожалению, остается критической. Активно лоббируются техрегламенты, которые устанавливают неполное определение таких модификаций в продукции, семенах, кормах, применяется процентный показатель 0,9, разрешающий ввоз трансгенной продукции без ее маркировки, информирования и сертификации. В то время как Западная Европа на сегодняшний день отказывается от этого показателя и переходит на показатель 0,1%, фактически двигаясь от количественного к качественному подходу.

По словам В.Войтенко, при ввозе в РФ семена и продовольственные ГМО не проверяются. Отсутствует необходимая законодательная база. Органы государственной власти действуют разобщенно.

- Идет скрытое наводнение продовольственного рынка ГМ-продуктами, - считает депутат Московской городской думы Людмила Стебенкова. - Показатель 0,9 % - это лукавство, потому что наша служба госсанэпиднадзора считает 0,9% от общей массы продукта, а в Евросоюзе-то считается от конкретного ингредиента. Протаскивается количественный способ, который может определить только несколько трансгенов. Мы брали продукты, где, как нас уверяли, трансгенов нет, и в 16 из 20 качественным способом они определялись, даже в детском питании.

По мнению Л.Стебенковой, необходимо объявить Россию зоной, свободной от ГМО. Швейцария объявила мораторий на такие продукты. А почему мы не можем?

Сегодня ни одно государственное учреждение РФ, как утверждает В.Войтенко, не способно обеспечить полный контроль и выявление ГМО, так как применяются количественные, процентные методы, пропускающие их. Хотя в России разработана отечественная технология, основанная на качественном методе, с помощью которого можно определить факт наличия известных и неизвестных ГМО за один анализ, то есть сегодня мы можем проводить качественный анализ. Для облегчения обнаружения ГМО у владельца продукции при ввозе нужно запрашивать в обязательном порядке название трансгена с расшифровкой генома и метод выделения ДНК, иначе мы не сможем обеспечить нашу биологическую безопасность.

- Основная проблема ГМО связана с тем, что люди не совсем понимают, что это такое, - полагает Ирина Ермакова. - А не понимая, пропускают все документы без особой проверки.

Научные работы показали опасность генетически модифицированных картофеля, сои, гороха и кукурузы. Все эти культуры у нас разрешены, несмотря на исследования, опубликованные в престижных научных изданиях.
Ученые выступили с открытым письмом к правительствам всех стран о том, чтобы запретить использовать ГМО в качестве продуктов питания. Началась акция протеста против ГМО во всем мире. А что же происходит в России? 16 сортов используется официально, 40 - неофициально. В продуктах питания общественные организации обнаружили до 70 ГМО. Маркировки нет, научные исследования не проводятся, проверка ГМ-продуктов крайне слабая, зон, свободных от ГМО, нет, зато существуют нелегальные зоны ГМ-культур одной из американских компаний в Волгоградской и Оренбургской областях.

В качестве первых шагов по защите от ГМО Ирина Ермакова предлагает обязательно ввести маркировку на продуктах, запретить ГМ-компоненты в детском питании, объявить Москву и другие города зоной, свободной от ГМО, развивать свое сельское хозяйство и закупать продукты в странах, которые не выращивают ГМ-культуры, и вообще пока запретить ГМ-продукты. При этом наши ученые не отказываются от биотехнологий, а предлагают их совершенствовать.

Кстати, по отчетам Роспотребнадзора известно, что ежегодно проверяется более 14 тыс. продуктов питания и выявляется около 2 тыс. трансгенных. Но кто из потребителей эту информацию знает? По мнению руководителя генетической программы Гринпис России Натальи Олефиренко, вопрос информирования населения - один из важнейших. Проверки в С.-Петербурге, проведенные в ноябре, показали, что из соесодержащих продуктов в 50% содержится именно трансгенная соя. Очевидно, такая же ситуация в Калининграде и других портовых городах.

- Мы в течение 3 лет судились с НИИ питания РАМН только по поводу получения данных, которые бы свидетельствовали о безопасности трансгенных продуктов питания, - рассказывает Н.Олефиренко. – Суд оказался на нашей стороне, постепенно начинаем получать эти материалы. Но что мы в них обнаружили? У крыс, которые питались кукурузой, имеются отклонения в биохимических параметрах крови и др.

Трансгенные сорта отличаются по своему витаминному составу. Например, в трансгенном картофеле, устойчивом к колорадскому жуку, отсутствует витамин Е, в 3 раза меньше бета-каротина и витамина B. То же самое можно сказать и о кукурузе. Важные для развития детей витамины группы В во многих ГМ-продуктах отсутствуют. Институт питания обязан открыть эти данные и предоставить их для широкого обсуждения.

- ГМО - это, с одной стороны, продукт человеческого гения и возможного прогресса в будущем, а с другой - потенциальная опасность, способная нанести вред всему живому на земле, - говорит депутат Госдумы РФ Виктор Колесников. – Поэтому уже сейчас нужны конкретные шаги по созданию системы биологической безопасности страны, срочное принятие соответствующего федерального закона.

Валентина ЕВЛАНОВА, корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru