Вот уже на протяжении нескольких лет наличие сертификата ISO в Российской Федерации хоть и не является обязательным условием допуска компаний к участию в конкурсах и тендерах на получение муниципального и государственного заказов, но всё же без такого документа организация может лишиться существенной доли своих доходов. Без наличия сертификата ISO невозможны выход компании на международный рынок и ее сотрудничество с иностранными партнерами. Сертификация ISO открывает широкие возможности для предприятия и дает возможность укрепить свои позиции на рынке. На сегодняшний день сертификат соответствия ISO является символом надежности, солидности и серьезного отношения к бизнесу владеющей им компании.
Если раньше эта терминология была приемлема для «немедицинских» организаций типа строительных и прочих, то министру здравоохранения Республики Татарстан Айрату Фаррахову удалось так организовать построение системы общественных ценностей, обозначенной на экономическом форуме «Гайдаровские чтения» этого года как «здравостроительство», что впервые в республике и одной из первых в России по стандартам ISO в Набережных Челнах начала работать больница скорой медицинской помощи. Что такое ISO в медицине, рассказал специальному корреспонденту «МГ» доктору медицинских наук Наиле САФИНОЙ главный врач этой мощнейшей клиники, кандидат медицинских наук Ильдар ХАЙРУЛЛИН.
- Ильдар Индусович, вопросов очень много, потому что, честно говоря, врачи недостаточно хорошо знают даже аббревиатуру «ISO». Тем не менее вы и ваш коллектив не побоялись быть первопроходца ми во внедрении в здравоохранение стандартов международной системы ISO. Так что же оно собой представляет?
- Расширение мирового сотрудничества привело к необходимости стандартизации производимой продукции и условий ее создания с целью унификации контроля качества и защиты потребительского рынка. Происходит это так – сначала появляются стандарты качества на отдельные виды продукции, а впоследствии и стандарты в области менеджмента качества, причем работа по стандартизации проводится как на национальном, так и международном уровнях. В настоящее время основная деятельность по стандартизации возглавляется Международной организацией по стандартизации (International Standartisation Organisation), что и дало основу названию данных стандартов - ISO. Следует отметить, что основной особенностью стандартов ISO является их высокая профессиональная ценность, основанная на опыте ведущих мировых производителей во всех областях деятельности. Именно поэтому данные стандарты и приняты в большинстве стран. В последние годы начинается активное внедрение стандартов ISO в практику учреждений здравоохранения, но, в основном, в практику медицинских лабораторий, а также учреждений, производящих продукцию медицинского назначения. Вообще, надо сказать, что распространению в мире этих стандартов в немалой степени способствовало такое их свойство, как универсальность, то есть требования одинаково применимы к организациям любого вида деятельности и любой численности.
Еще в 2011 г. по поручению министра здравоохранения Республики Татарстан Айрата Закиевича Фаррахова наша больница взяла курс на сертификацию в системе ISO 9001, подготовка документации к которой длилась с октября 2011 г. по апрель 2012 г. Сертификационный аудит на соответствие стандартам системы менеджмента качества ISO 9001 пройден успешно, причем помимо получения документа на соответствие международным стандартам данная работа помогла создать действующую, постоянно совершенствующуюся систему контроля качества медицинских услуг в нашей больнице скорой медицинской помощи.
- Программа модернизации здравоохранения стартовала в РФ в 2010 г., а уже в 2011 г. БСМП Набережных Челнов стала одним из первых и лучших примеров модернизации российских учреждений здравоохранения. Как удалось взять и сохранить хороший рабочий темп?
- С 2009 по 2011 г. проведена полная реконструкция нашей БСМП, которая была построена еще в 1978-1979 гг., в результате чего больница полностью преобразилась, оснастившись новейшим медицинским оборудованием и технологиями. Два года коллектив неустанно трудился, учился, осваивал современные технологии, изобретал и внедрял новые фор мы организации труда медицинских работников и оказания медицинской помощи населению. Абсолютно все палаты стали палатами повышенной комфортности - встроенный гардероб, холодильник, телевизор, отдельный санузел. Казалось бы, больница изменилась внешне, но изменился и коллектив больницы. Сотрудникам захотелось быть лучшими, успешными, передовыми, стать приме ром для других. Обучение специалистов, освоение современных технологий методов диагностики и лечения стали иметь первостепенное значение в повышении качества медицинской помощи. За эти года сотрудники прошли стажировки в лучших клиниках Европы. И вот на фоне больших вложений в оснащение больницы и образование специалистов остро встал вопрос качества оказания медицинской помощи населению. Начиная с января 2011 г. мы взялись развивать систему менеджмента качества. Сначала мы подали заявку на участие в конкурсе на соискание Премии Правительства РТ за качество, по итогам которого впервые среди лечебно-профилактических учреждений Татарстана стали лауреатами, а уже в конце 2011 г. начали формировать систему менеджмента качества при активном вовлечении руководителей служб и подразделений больницы, врачей и медицинских сестер.
– И что же такое система менеджмента качества в вашей БСМП?
– Служба качества и система внутреннего аудита начали работать в больнице в 2012 г. под руководством заместителя главного врача по клинико-экспертной работе. Выделены 4 штатные единицы специалистов по качеству, проведена регламентация медицинской деятельности учреждения, в отделениях определены и обучены специалисты по проведению внутренних аудитов – уполномоченные по качеству, которые регулярно по графику проводят внутренние аудиты, в том числе по юридической составляющей. Ежедневно проводятся мониторинги качества оказания медицинской помощи в больнице, в том числе и интерактивный опрос в приемно-диагностическом отделении и в травматологическом пункте. Данная работа позволяет качественно исправлять возникшие недочеты в работе учреждения, своевременно учитывать пожелания, а иногда и требования пациентов, то есть всегда есть «обратная связь» с пациентами. Появились и используются в работе как традиционные, так и новаторские методы – наставничество и планы подготовки молодых специалистов, курация деятельности отделений ведущими профессорами Татарстана, мастер-классы на иностранных языках. Я и мои заместители целенаправленно работаем над задачей вовлечения широкого круга сотрудников в работу по постоянному улучшению качества по всем направлениям деятельности. И, как результат, в апреле этого года нашей БСМП присвоен сертификат соответствия системы менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008). Таким образом, критериями для сертификации по ISO 9001 являются наличие действующей системы менеджмента качества учреждения, разработанной соответствующей документации и контроль процессов по исполнению стандартов данной системы. Сертификат выдается на 3 года с по следующей ресертификацией. Ежегодно проходит процесс подтверждения соответствия системе ISO 9001.
– Не удивлюсь, если вам и вашему коллективу и этого будет мало. Наверняка, есть уже другие задумки?
– Только непрерывное развитие является залогом устойчивого положения и процветания нашего учреждения. Мы уже подали заявку на участие БСМП в 2012 г. в сертификации по европейской системе качества – EFQM (Европейский фонд менеджмента качества – European Foundation for Quality Management). Это некоммерческая организация, созданная в 1987 г. такими 14 ведущими европейски ми компаниями, как Bosh, B T, Bull, Ciba-Geigy, Dassault, Electrolux, Fiat, KLM, Nestle, Olivetti, Philips, Renault, Sulzer и Volkswagen, при поддержке Комиссии ЕС. Целью его образования было содействие повышению конкуренто-способности европейской экономики путем распространения новых подходов к менеджменту, создание стимулов к обучению его основам и возможностей признавать успехи в этой области. В конце 2003 г. Всероссийская организация качества, заключив с EFQM соглашение, стала национальной партнерской организацией EFQM и начала работу по продвижению в России схемы признания соответствия организаций Модели совер-шенства. Верхний уровень этой модели – признание в рамках конкурса на Европейскую награду за совершенство, средний – «Признанное совершенство» («Recognised for Excellence») и начальный уровень – «Стремление к совершенству» («Committed to Excellence»).
Вы знаете, очень важно в нашей работе, что при внедрении в практику малой или большой инновационной идеи нас всегда ощутимо поддерживает министр здравоохранения Республики Татарстан Айрат Закиевич Фаррахов. Это он нацеливает нас на масштабные, глобальные проекты. Без условно, мы не можем обходиться и без помощи мэра Набережных Челнов Василя Гаязовича Шайхразиева. При его поддержке нашей больнице в прошлом году были выделены денежные средства на повышение квалификации врачей в сумме 241,8 тыс. руб., а на протяжении всего этапа реконструкции больницы Василь Гаязович совместно с руководителем здравоохранения Набережных Челнов Ильнуром Хасановичем Шарафутдиновым ежедневно курировали вопросы ведения строительных работ. А ведь это было совсем не просто – превратить больницу еще 80-х годов, причем не прекращая ни на минуту оказание квалифицированной медицинской помощи, в самое современное медицинское учреждение, соответствующее мировым стандартам.
- Ильдар Индусович, на пути соответствия международным стандартам, наверное, пришлось столкнуться с нестандартными ситуация ми?
- Проблемы были и остаются. Например, в номенклатуре служб и отделов ЛПУ отсутствует название отдела или службы качества, штатное расписание не предусматривает должностей этой службы, отсутствуют специалисты, обученные контролю качества медицинских услуг, в осуществляющих сертификацию по системам качества организациях нет специалистов, вопросы финансирования создания данной службы ложатся целиком на ЛПУ. По крайней мере, раньше наблюдался низкий уровень понимания процессов, связанных с сертификацией, со стороны персонала ЛПУ. И, конечно же, для преодоления всех проблем должно быть юридическое обеспечение медицинской деятельности в системе качества для формирования принципов правовой уверенности и правового знания специалистов и сотрудников. Также необходимо создание правового отдела для обобщения и анализа жалоб, формирования и организации мероприятий по профилактике жалоб и учету направленных на улучшение качества медицинской помощи рациональных предложений пациентов и граждан, ведение статистики о нанесенном ущербе, претензий по нанесению морального и материального ущерба, то есть менеджмент претензий.
На сегодняшний день мы начали оценку наших возможностей и планирование мероприятий по аккредитации в системе JCI (Joint com mission international), или Объединенной международной комиссии. Аккредитация в международном понимании этого термина – это процесс определения степени соответствия медицинской организации специально установленным стандартам или требованиям.
– Ильдар Индусович, вам как руководителю уникального в Рос сии лечебного учреждения нет равных среди организаторов здраво охранения в успешном прохождении аккредитации на соответствие международным стандартам, а это не что иное, как гарантия государству, населению, страховщикам и страхователям, что оказание медицинской помощи в БСМП Набережных Челнов соответствует современным требованиям безопасности и каче-ства, а средства, выделяемые на ее осуществление, расходуются эффективно. Вот уж, действительно, дорогу осилит идущий...
Набережные Челны.