23 декабря 2024
Много сейчас говорится о стандартах качества предоставления медицинских услуг. Они давно разработаны в системе взаимоотношений ОМС и здравоохранения. Это хорошо. Но настораживает меня отношение медицинских работников к своим обязанностям. А они, обязанности, по моему глубокому убеждению, зависят не от стандартов качества. Скорее всего, улучшение медицинской помощи населению во многом будет зависеть от отношения государства к медицинской профессии, к нам – медсестрам, фельдшерам, врачам, отдающим долг служения народу, от понимания сложности нашей работы и, конечно, от той благодарности за труд, которую медработники получают.
Где же стимулы к работе?
В нашем санатории «Березовая роща» средняя заработная плата за 2010 г. составила: врача – 14 354 руб., среднего медперсонала – 10 191 руб., санитарки – 7287 руб.
В летний период наши врачи получают по 19-20 тыс. руб. в месяц (кто хочет заработать), так как у нас сдельная оплата труда (врачи, медсестры, горничные, официанты, кроме администрации). Но за 20 тыс. руб. врачу надо пахать! И он пашет, так как знает за что. При малейшей ошибке у него отберут больного и передадут другому, и первый врач ничего за этого больного не получит.
Поэтому у нас в санатории качество оказания медицинской помощи и ее результативность составляет 94-99%. Чаще страдают только хозяйственная и техническая службы: изношено медицинское оборудование, постепенно стареет материально-техническая база здравницы.
Имея большой административный опыт в двух сферах – ЛПУ и курортной системе – я с уверенностью говорю, что высокая зарплата тоже не гарантия отличного исполнения своих обязанностей в связи с неукомплектованностью медицинскими кадрами врачей, медицинских сестер. Но они стараются – есть возможность заработать. А что в ЛПУ? Есть ли стимул хорошо трудиться? Да практически нет! Врач 1-й категории, принявший 20-25 человек в смену, не получит больше того, кто принял 7-15 больных. В последнее время в системе здравоохранения появились новые стимулирующие надбавки, но условий выполнения плана на 100% нет – больные на прием не идут. За последние 10-15 лет установились настороженные отношения в системе «врач – медсестра – больной». Медики не хотят хорошо работать за такую заработную плату, а больные, чувствуя несерьезное отношение врача, медсестер к себе, больше им не верят и поэтому на прием не идут – следовательно, врач не может выполнить свою функцию (норму), ФОМС за этим строго следит. Нет функции – нет зарплаты. Естественно, пошли приписки. Проконтролировать это не-воз-мож-но!
Разница в зарплате врачей Москвы и Пензы вносит смуту в ряды медиков, и они уезжают туда, где лучше платят. Нужна общегосударственная система в решении этой проблемы. Проблема здравоохранения курортной системы может частично решаться через добровольное медицинское страхование (ДМС). Многие люди сегодня готовы платить хорошие деньги за хорошую медицинскую помощь. Но контроль этих услуг со стороны ДМС будет жесткий, и не думаю, что представители страховых компаний будут довольны стандартами. Им нужно качество медицинской помощи, а не стандарты! Поэтому руководителям ЛПУ всех уровней необходимо работать со своими медицинскими и другими кадрами – подбор, расстановка, контроль исполнения, профориентация детей сотрудников, возможно, учеба в вузах и колледжах за счет больниц, а также обеспечение жильем, детским садом и др.
Школы, которые забыли
Много вопросов и в отборе медицинских кадров. Управленческому аппарату здравоохранения необходимо строго смотреть на специалистов, принимая их для себя, для системы, в которой милосердие и любовь к профессии должно быть первым мерилом оценки профпригодности. Этот отбор надо делать, прежде всего, в больницах: от участковых и до областных. Затем в медучилищах, колледжах, институтах. Нам – призванным лечить людей – надо смотреть на студентов внимательно, проводить отсев лишних.
Была же хорошая практика в 1980-1990 гг. – создание при больницах школ «Юный медик». Во время руководства мною здравоохранением Мокшанского района в такой 3-годичной школе с детьми 8-10 классов 3 раза в неделю в вечернее время занимались врачи и средние медработники. Из 57 человек к ее окончанию осталось только 25. Но! Это были настоящие медработники, и все они поступили в вузы и медицинские училища. И все закончили! И сегодня эти бывшие ребятки, ставшие медицинскими работниками, честно служат своему делу на базах различных учреждений района и области. Возможно, я говорю прописные истины и они кардинально не решают кадровых проблем развития здравоохранения в целом, но для обеспечения здоровья простого человека и для жизни самого медработника они ох как значат.
Хотелось бы, конечно, да этого требует и жизнь, чтобы в санаториях было современное медицинское оборудование, как это сейчас делается в практическом звене здравоохранения. Так называемый государственный подход к судьбе системы крайне важен. А в курортной системе РФ нет общегосударственного органа, объединяющего нас, поэтому мы и выживаем, кто как может. А что, разве санаторно-курортная система РФ мало сделала и делает для сохранения здоровья наших людей?! Мы оздоравливаем миллионы. Разумеется, если нам помочь на высоком уровне, дооснастить нас, мы тоже могли бы полностью обследовать наших отдыхающих по системе ежегодной диспансеризации населения. Сколько в былые времена в поликлиниках выявляли в ходе диспансеризации заболеваний в начальных стадиях и успешно справлялись с ними! И что же это за реформа, когда хорошие дела системы бросаются вместе с плохими и взамен ничего не предлагается или реабилитируют забытую систему, но уже под флагом собственного изобретения?
Быть другом, а не наемником
Философ Сенека писал: «Мы должны врачу не только плату, так как он тратит на нас не только свой труд, но и свое сердце. Он заслуживает уважения и любви, и, как учитель философии, он является нам другом, а не наемником». Кто может прочувствовать переживания хирурга кроме самого хирурга? Об этом очень хорошо написано в романе Э.Ремарка «Триумфальная арка».
«Собеседник врача: «Странно, что вы до сих пор расстраиваетесь, когда кто-нибудь умирает у вас под ножом. Ведь вы режете уже 15 лет. И все это вам хорошо знакомо».
«Врач-хирург: «Да, знакомо!»
Далее хирург продолжает мысленный разговор со своим собеседником: «Разве ему понять это захватывающее дух напряжение, когда нож вот-вот сделает первый разрез...
Разве ему понять, что ты испытываешь, когда собранность достигла предельного слепящего напряжения, и вдруг в кровь больного врывается что-то загадочное, черное, какая-то величественная издевка – и нож словно тупеет, игла становится ломкой, а рука непослушной..., когда невидимое, таинственное, пульсирующее – жизнь – неожиданно отхлынет от бессильных рук и распадается, увлекаемое призрачным, темным вихрем, который ни догнать, ни прогнать..., когда лицо, которое только что еще жило, было каким-то «Я», имело имя, превращается в безымянную, застывшую маску... Какое яростное, какое бессмысленное и мятежное бессилие охватывает тебя... разве ему понять... да и что тут объяснять?!»
Более яркого описания переживания врача я не встречал, так как сам прошел через этот ад тремя поколениями. Минуло около 30 лет, а я до сих пор помню всех своих умерших больных, которых, к сожалению, спасти не смог.
Мы часто сетуем на наличие плохих врачей, особенно в настоящее время, где главным мерилом во взаимоотношениях насаждается его «величество» рубль, а чаще доллар. Жизнь по доллару - это полное отсутствие любви к своей Родине, так как мы презираем свой рубль - не позор ли это и презрение к своей системе, своему народу, своей истории?
Как тут не вспомнить слова профессора Б.Покровского, очень хорошо описавшего место врача в человеческом обществе: «Врач - особый элемент в нашей жизни. Каждое слово врача или учителя - огромная ценность для человеческого духа и тела. Этим надо дорожить и нести глубочайшую ответственность и за слово, и за дело. К сожалению, встречаешь врачей, которые ответят на какой-нибудь простой вопрос с таким выражением, в такой тональности, что это может обижать. Врачи не должны допускать, чтобы кто-нибудь на них мог когда-нибудь обидеться. Они Богом поставлены на это место и обязаны вести себя так, чтобы их только уважали, чтобы перед ними только преклонялись. Люди, неспособные чувствовать чужую боль, непригодны к гуманной профессии врача».
Для меня, как для врача с 40-летним стажем, звучит дико: нет денег - не будем оперировать, обследовать, лечить. В моем сознании всегда звучат простые стихи поэта П.Майского, прошедшего через ужас ожидания приговора:
Все одинаковы в больницах.
Тогда, в курилке онкологии,
Я изучил по бледным лицам
И дарвинизм и психологию.
Неважно, кто и где трудился,
Кто умным был, а кто дурак.
Все ждали, чтоб
не подтвердился
Анализ, сделанный на рак.
Вот такая получается философия про стандарты в медицине.
Стандарты нужны больше в период военных действий или чрезвычайных ситуаций. А стандарты качества... Их наши ученые мужи обязательно будут дорабатывать, вводить новые. Да будет ли толк?! Может, мы опять выпустили в свет мертворожденное дитя? Хотелось бы услышать мнение других врачей, медицинских сестер, фельдшеров, акушерок, руководителей здравоохранения и курортной системы по этому поводу. Только не нужно слишком отрываться от земли, от нужд человека - слишком умничать.
Но я - за создание стандартов, они нужны! Только более нужным считаю достойную жизнь медработников и хорошую материально-техническую базу лечебно-профилактических учреждений, здравниц, учебных заведений, где готовят настоящих медиков, и всех других медицинских и не медицинских учреждений, от которых зависит здоровье многонациональной России.
Леонид КАШЛЕВСКИЙ,
главный врач санатория
«Березовая роща»,
заслуженный врач РФ.
Пензенская область.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru