23 декабря 2024
225 лет назад в селе Дядьково, что недалеко от Рязани, в бедной семье сельского пономаря родился Иустин Дядьковский. Первоначальное образование он получил в Рязанском духовном училище, а затем как сын церковнослужителя смог поступить «на казенное содержание» в Рязанскую духовную семинарию. Здесь отличавшийся пытливым умом и проявлявший интерес к философии юноша учился блестяще и, казалось, определил себе дорогу в жизни, но по окончании учения все-таки не избрал церковную карьеру, а решил посвятить себя медицине. Дело в том, что во всех духовных школах, в том числе в Рязанской семинарии, в то время начали преподавать начатки медицинских знаний, даже были открыты классы медицины.
В госпитале и лаборатории
В 1809 г. он приехал в Москву и как выпускник духовной семинарии был принят казеннокоштным студентом в Медико-хирургическую академию. Способный и старательный студент, он учился с большим интересом и в 1812 г. окончил академию с серебряной медалью, получил звание лекаря. По предложению профессора Е.О.Мухина - одного из своих учителей и любимого преподавателя Дядьковский в числе нескольких других выпускников был оставлен при академии адъюнктом для приготовления к докторскому и профессорскому званию.
Но летом 1812 г. в Россию вторглась армия Наполеона, началась Отечественная война. Молодой врач Дядьковский добровольно вступил в армию. В прошении своем он написал: «Движимый любовью к России, хочу послужить как истинный сын ее». Он был направлен для лечения больных и раненых во временный военный Головинский госпиталь, а потом откомандирован в другой госпиталь, расположенный в Рязани, где лечили раненых офицеров. В 1813 г., когда как последствие войны в некоторых местах вспыхнула эпидемия тифа, Дядьковского в числе других врачей направили «действовать для прекращения эпидемии». Ему довелось бороться с эпидемией в Московской губернии, в городе Верея. За успешные действия он был награжден орденом Св. Владимира IV степени.
После войны он вернулся в свою родную Медико-хирургическую академию. Молодому врачу, незаурядные возможности и завидную трудоспособность которого уже успели оценить его учителя и коллеги, доверили преподавание на кафедрах ботаники и фармакологии. И вновь он работает много и упорно: повторяет самостоятельно весь академический курс, изучает основные европейские языки (английский, французский, немецкий и итальянский), читает научную литературу, пишет свои первые научные работы. Одновременно начинает исследования в лабораториях академии, которые легли в основу докторской диссертации. Они заключались в изучении действия лекарств на человеческое тело и затрагивали широкий круг вопросов патологии и терапии.
Материалист
Как установил известный российский историк медицины А.Г.Лушников, первым глубоко изучивший творческое наследие Дядьковского, он был материалистом, сторонником диалектического взгляда на природу. Он считал, что разнообразие является продуктом исторического развития в природе, признавал развитие органических тел из неорганических и происхождение человека тем же путем. В своей диссертации «О действии лекарств на человеческое тело» Дядьковский стремился решить важную задачу о влиянии лекарств на человеческий организм. «Для познания образа действия лекарств на человеческое тело, - писал он, - необходимо изучение целой природы». Иными словами, «при обсуждении главного способа действия лекарств на человеческое тело необходимо обращать внимание: а) на природу того органа, на которое действует лекарство, и б) на природу самого лекарства». Природа познается не умозрительно, а опытным путем. «Способ действия лекарств на человеческое тело по существу такой же, который господствует при взаимном действии неорганических тел».
Организм человека - совершеннейшее создание природы. В нем совмещены все главнейшие качества минерального, растительного и животного царств. «А если это так, - писал Дядьковский, - то и силы, составляющие и образующие человеческое тело, не другие какие-либо, но действительно те же самые, кои вообще свойственны материи, и, следовательно, те же самые, кои природа употребляет для составления и образования всех других тел». Таким образом, и на человеческую жизнь надо смотреть как на сложнейший химический процесс.
Свою пронизанную материалистическим духом диссертацию, написанную, по тогдашним правилам, на латыни, «De modo, quo medicamenta agunt in corpus humanum», он защитил в 1816 г. и сразу после этого стал экстраординарным, а в 1826 г. - ординарным профессором терапевтической клиники Московской медико-хирургической академии. Его профессорская деятельность в академии продолжалась более 20 лет, до конца 1834 г. Став профессором, он начал читать студентам курс внутренних болезней. Этот курс был в то время весьма обширным: в него входили общая патология с этиологией и симптоматологией, общая и частная терапия с детскими, кожными и нервными болезнями.
Продолжал он и свои научные исследования. При этом профессор терапии Дядьковский особое внимание обращал на проблемы физиологии, проводил даже самостоятельные экспериментальные исследования. Для понимания физиологии нервной деятельности он в начале 30-х годов XIX столетия предложил теорию нервного, или животного, электричества. Эта теория, представляющая сейчас чисто исторический интерес, в то время давала возможность понимать весь нервный процесс как процесс материальный.
Обобщая свои взгляды, Дядьковский сформулировал своеобразный закон: «Чем теснее связана какая-либо из систем тела с нервною, тем скорее от раздражения оной развиваются лихорадочные процессы». Так фактически было положено начало неврогенной теории болезней, которая в дальнейшем получила распространение во второй половине XIX века. А непредвзятый анализ научного наследства Дядьковского позволил рассматривать его как одного из основоположников материалистического нервизма и функционального направления в отечественной медицине.
Классификация болезней
Передовые научные представления позволили Дядьковскому внести новое в клиническую медицину, в классификацию болезней. Повседневная врачебная практика давала ему богатый материал для критики использовавшейся тогда в медицине локалистической системы. Ее основной недостаток был в том, что локализацию болезни искали в каком-нибудь определенном органе, в то время как одна и та же болезнь могла поражать многие системы и органы; а болезнь обнаруживалась иногда в одном месте, а причина ее находилась в другом.
Болезненный процесс возникает в результате нарушений деятельности нервной системы. Но так как нервная система находится в связи со всеми другими системами, то при изучении любого патологического процесса надо помнить об этом сложном взаимодействии.
Болезнь Дядьковский считал процессом, охватывающим весь организм. Сущность болезни он видел в качественном и количественном изменении материального субстрата организма, происходящем вследствие отклонения от нормы, в нарушении определенного взаимодействия, «пропорции» между внутренними силами человека, а также между этими силами и окружающей природой; он считал, что «всякая болезнь в отношении своей сущности не что иное есть, как уклонение телесной материи от своей нормы или в количестве ее, или в составе ее и строении».
Поскольку, по его мнению, всякая болезнь состоит в нарушении основных функций организма, в основе которых всегда лежит расстройство нервной системы, то в основу своей классификации он положил физиологический принцип взаимодействия двух основных систем человеческого организма - нервной и кровеносной. В отношении деятельности организм находится в зависимости от системы нервной, а в отношении питания - от системы кровеносной. Болезни, которые протекают при повышенной деятельности нервной системы, он называл лихорадочными, а те, которые протекают при нормальном или ослабленном действии нервной системы, - нелихорадочными.
При этом, однако, Дядьковский указывал, что его деление на лихорадочные и нелихорадочные болезни не совпадает с делением их на острые и хронические, так как иногда лихорадочная болезнь может протекать хронически. Основываясь на клинической практике, можно прийти к заключению, что чем быстрее возникает болезнь, тем скорее она заканчивается; если к хронической болезни присоединяется лихорадочное состояние, то болезнь протекает быстрее. Болезни нелихорадочные, несомненно, протекают спокойнее и дольше. Однако любая болезнь, будь то лихорадочная или нелихорадочная, может протекать быстро, разрушительно для организма и, таким образом, будет скоротечной.
Лихорадочные болезни, по его классификации, состояли из четырех классов: воспалений, лихорадочных сыпей, лихорадок вообще и слизетечений. Таким образом, в особый класс он выделил все те болезни, которые позже стали называться инфекционными. Болезни нелихорадочные охватывали все остальные и были разделены на 7 классов. Предложенной Дядьковским оригинальной классификацией болезней долгое время руководствовались отечественные врачи.
Ученый и клиницист
У Дядьковского в Москве была обширная врачебная практика. Среди его пациентов были Н.В.Гоголь и В.Г.Белинский, Д.В.Веневитинов и Д.В.Давыдов, М.Ю.Лермонтов и М.П.Погодин, другие деятели российской культуры. Не мудрено: он заслуженно считался одним из лучших клиницистов первопрестольной, попасть к нему на лечение было большой удачей. Однако в отличие от ряда своих коллег Дядьковский отнюдь не стремился увеличить число своих пациентов, и даже в расцвете своей врачебной деятельности не соглашался делать более 8 визитов в день: каждый больной требовал обстоятельного обследования, затраты времени на постановку диагноза и назначение рационального лечения.
Конечно, больше всего времени профессор Дядьковский проводил в своих клиниках - в Медико-хирургической академии и в Московском университете, профессором которого он стал в 1831 г., сменив маститого М.Я.Мудрова. Его клинические обходы и особенно лекции для студентов пользовались большой популярностью. Как вспоминали современники, профессор Дядьковский «допускал на лекциях возражения и даже критику своих чтений, входил в спор, отстаивал свои мысли против дельных замечаний, но слабого противника ждала строгая и беспощадная филиппика». Студенты засиживались на его лекциях много часов кряду, значительно более отведенного на них времени, пропуская даже «казенный» обед -единственный возможный обед для очень многих.
Незаурядная личность Дядьковского, его многосторонняя деятельность, пропаганда естественных наук, демократизм, передовые философские взгляды - всё это не могло пройти незамеченным для российского общества. В 30-е годы Дядьковский был весьма популярен. Писатель Аполлон Григорьев отзывался о нем так: «...Молодежь медицинская увлекалась пением своей сирены - Дядьковского... Это имя всякий день звучало у меня в ушах; оно было окружено раболепнейшим уважением, и оно же было именем борьбы живой эоловой науки с старою рутиной... Далеко за обычный звонок простирались его беседы и... эти люди все без исключения заслушивались его властного слова».
Шло время, врачебная практика, лекции студентам, экспериментальные исследования - всё это отнимало много времени. Вскоре, однако, единообразие его жизни было вновь, как и в 1812 г., нарушено. На этот раз не из-за войны, а из-за поразившей Россию в 1830 г. эпидемии холеры. Дядьковский временно прекращает свою профессорскую деятельность. Когда в августе была организована центральная комиссия для борьбы с холерой, в которую назначили виднейших врачей того времени, Дядьковский стал одним из ее активных членов. Итоги его деятельности были весьма плодотворны. Он ездил по наиболее пораженным эпидемией районам России, советом и делом помогал местным врачам, предложил некоторые лечебные мероприятия, доказавшие в то время свою практическую ценность, даже разработал свою систему лечения холеры. За содействие к прекращению холеры в Петербурге Дядьковскому был пожалован бриллиантовый перстень.
Опыт русских врачей по борьбе с холерой во время эпидемии 1830-1831 гг. дал удовлетворительные, в общем, результаты. Неудивительно, что когда эпидемия проникла и в Западную Европу, Французская академия наук в 1831 г. обратилась с просьбой поделиться опытом борьбы с холерой к российским ученым, а не к британским врачам, которые долгое время практиковали в Индии. Следует добавить, что вскоре на вооружение российских врачей поступил «Трактат о повально-заразительной болезни холере», составленный, в том числе, профессором Дядьковским и изданный Медицинским советом в Петербурге в 1831 г.
Бесспорно, профессор Дядьковский оказал определенное влияние на развитие в России биологии и медицины. Достаточно сказать, что его учениками были известный эволюционист биолог профессор Московского университета К.Ф.Рулье, казанский профессор анатомии Е.Ф.Аристов, физиолог И.Т.Глебов, терапевт К.В.Лебедев. Эти и другие ученики продолжали и развивали идеи своего учителя. В атмосфере материалистических идей И.Е.Дядьковского учились и формировали свои научные взгляды И.М.Сеченов и С.П.Боткин, слушавшие на медицинском факультете Московского университета курс физиологии, который преподавал им непосредственный ученик Дядьковского профессор И.Т.Глебов.
В 1834 г. Дядьковского уволили из академии, а через год и из университета. Поводом послужили надуманные обвинения в «кощунственном отношении» к религии. Вынужденный оставить работу в клиниках и занятия наукой, Дядьковский почти полностью прекратил и врачебную деятельность, лишь изредка принимая больных. Вскоре он тяжело заболел и уехал лечиться на Кавказ, в Пятигорск. Здесь сразу по приезде он встретился с М.Ю.Лермонтовым. С этим великим русским поэтом - его пациентом и другом (считается, что Дядьковский стал прототипом лермонтовского доктора Вернера из «Героя нашего времени») его связывали особые отношения. Вот что вспоминал об их встрече один из современников:
«Иустин Евдокимович привез ему (Лермонтову. - М.М.) от бабушки его гостинцы и письма. Иустин Евдокимович сам пошел к нему и, не застав его дома, передал слуге его о себе и чтоб Лермонтов пришел к нему в дом Христофоровых. В тот же вечер мы видели Лермонтова. Он пришел к нам и всё просил прощенья, что не брит. Человек молодой, бойкий, умом остер. Беседа его с Иустином Евдокимовичем зашла далеко за полночь. Долго беседовали они о Байроне, Англии, о Бэконе. Лермонтов с жадностью расспрашивал о московских знакомых. По уходе его Иустин Евдокимович много раз повторял: «Что за умница». ...На другой день поутру Лермонтов пришел звать на вечер Иустина Евдокимовича ... Иустин Евдокимович отговаривался за болезнью, но вечером Лермонтов его увез и поздно вечером привез его обратно. Опять восторг им: «Что за человек! Экой умница, а стихи его - музыка, но тоскующая».
Гибель поэта, случившаяся в те дни, настолько потрясла Дядьковского, что после этого горестного события он прожил только 6 дней...
Марк МИРСКИЙ, профессор.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru