09 января 2025
Российские парламентарии, представители Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, фармацевтических предприятий собрались на днях в Совете Федерации РФ для обсуждения вопросов совершенствования законодательства в сфере развития отечественной фармацевтической промышленности. Что должно сделать государство, чтобы поддержать российских фармпроизводителей и изменить соотношение отечественных и зарубежных лекарств на фармрынке? Эти вопросы стали основной темой дискуссии, развернувшейся в ходе парламентских слушаний.
До начала экономических реформ фармацевтическая промышленность страны производила свыше 3 тыс. наименований готовых лекарственных форм, что покрывало потребности населения и лечебно-профилактических учреждений здравоохранения по номенклатуре на 75%. Сегодня ситуация коренным образом изменилась. В основном российские заводы производят однотипную устаревшую отечественную номенклатуру и в лучшем случае осваивают выпуск дешевых джене-риков. По итогам 2006 г. объем российского фармрынка составил около 300 млрд руб. в ценах производителей. Доля отечественной промышленности в нем ничтожно мала - не более 12%.
Разработка новых оригинальных препаратов и технологий их производства практически свернута. За последнее десятилетие в стране не было зарегистрировано ни одного принципиально нового отечественного лекарства, за исключением разработок прошлых лет. По словам заместителя министра здравоохранения и социального развития РФ Владимира Стародубова, это обусловлено объективными причинами. Создание нового препарата - процесс крайне дорогостоящий и достаточно рискованный. По экспертным оценкам, средняя стоимость разработки одного нового лекарственного средства в 2006 г. превысила 1 млрд долл.
-Процессы глобализации, которые происходят на мировом фармацевтическом рынке, свидетельствуют, что данный сектор экономики обладает большим потенциалом и имеет серьезные перспективы развития. Однако необходимо признать, что по крайней мере в ближайшее десятилетие в этом секторе российские предприятия вряд ли смогут составить конкуренцию транснациональным компаниям, - констатировал В.Стародубов.
Одним из вариантов поддержки отечественного фармпроизводства могло бы стать повышение таможенных пошлин на импортные препараты, которые в достаточной мере производятся в нашей стране. Кроме того, необходимо снизить налоговое бремя на производителей отечественных лекарств.
Другая мера, направленная на стимулирование разработки отечественных препаратов, - создание в рамках государственного заказа системы комплексных грантов, включающих проведение НИОКР, организацию производства и выпуск новой продукции. Дополнительной мерой по увеличению доли качественных российских лекарств должно стать стимулирование контрактного производства.
Обсуждались на парламентских слушаниях и вопросы, связанные с восстановлением в России производства фармацевтических субстанций. Сегодня большинство российских лекарств производится из импортного сырья, а это прямая угроза национальной безопасности страны. Кроме того, достаточно сложно проконтролировать качество субстанций. По мнению заместителя председателя Комитета СФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Б.Шпигеля, закупкой импортных фармсуб-станций должны заниматься специализированные организации на основе долгосрочных контрактов, заключенных с прямыми производителями.
О том, что качество медикаментов - одна «из очень болезненных тем», отмечал в своем выступлении и В.Стародубов. По его словам, сегодня в России реально занимаются производством лекарств 140-150 предприятий, и только 10-15 из них отвечают стандартам GMP.
- Мы должны принять решение, что с 1 января 2009 г. лекарственные средства, условия производства которых не соответствуют международным требованиям, не будут допускаться в государственный сектор фармрынка. Далее откладывать сроки по внедрению GMP невозможно, - сказал В.Стародубов.
По подсчетам экспертов, в ближайшие несколько лет население России в 2,5 раза увеличит потребление лекарств. Как считают в Минздравсоцразвития России, при выстраивании системы лекарственного обеспечения в амбулаторном звене необходимо использовать элементы планирования. Это крайне важно, чтобы получить представление о реальной потребности в медикаментах по каждой нозологии. На сегодня разработано 500 стандартов лечения, соответствующих мировому уровню. Вместе с тем стоимость терапии по этим стандартам не всегда подкрепляется должным финансированием. По мнению В.Стародубова, воздействие на рынок со стороны Минздравсоцразвития России как структуры, отвечающей за потребление основного объема лекарственных средств, должно быть более значительным, в том числе и в плане формирования ценовой политики. Прежде всего это касается установления референтных цен на медикаменты по программе ДЛО и региональным медицинским программам. Порядок установления таких цен заключается в покрытии разницы за дорогой препарат за счет потребителя.
Но несмотря на переговоры пока не удалось достичь общего мнения по этому вопросу ни с регионами, ни с оптовиками и розницей. По всей видимости, решение этого вопроса «требует законодательного подкрепления».
Позицию Росздравнадзора по поводу введения референтных цен на лекарственные средства обозначил в своем выступлении заместитель руководителя ведомства Андрей Младенцев. По его словам, этот процесс должен быть увязан со сроками перехода отечественных предприятий на GMP.
- Если не поставить конкретные сроки по внедрению GMP, то все инвестиции, которые сегодня вкладывают добросовестные производители в развитие и модернизацию своего производства, уйдут в песок, -сказал А.Младенцев. - А больные в итоге получат более дешевые, но менее качественные препараты.
Государственное кредитование инновационных разработок, создание условий для привлечения инвестиций в отрасль, проведение административных преобразований - все эти меры должны способствовать укреплению позиций отечественных фармпроизводителей на рынке.
В первую очередь, как считают в Минздравсоцразвития России, необходимо освободить фармацевтических производителей от ввозных пошлин за технологическое оборудование, которое не производится в России. Соответствующие предложения подготовлены и внесены на рассмотрение в аппарат Правительства РФ. Такой же позиции в этом вопросе придерживаются и в Мин-промэнерго России. По словам директора Департамента экономического анализа и перспективного планирования Минпромэнерго Станислава Наумова, данная законодательная мера будет стимулировать предприятия модернизировать свое оборудование, ускорит переход на GMP.
В ходе парламентских слушаний много критики звучало по поводу тендерных закупок медикаментов. Основные претензии производителей касаются отсутствия прозрачности и открытости при проведении тендеров.
- Надо прекратить практику дискриминации отечественного производителя, - отметил в этой связи С.Наумов.
По его мнению, чтобы исправить положение с тендерами, необходимо расширить состав конкурсной комиссии, определяющей техническое задание для конкурсов, и ввести туда представителей из фармацевтической отрасли. Важной составляющей при формировании государственной политики по поддержке отрасли должно стать кредитование производств. Как сообщил В.Наумов, уже в этом году Минпромэнерго намерено запустить инновационный проект по кредитованию предприятий.
Вопросы, связанные с развитием отечественной фарминдустрии, обсуждаются на самом высоком уровне. В конце марта состоялось совещание у первого заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, по итогам которого была создана межведомственная рабочая группа для разработки предложений по оптимизации работы отрасли. В результате в сжатые сроки был подготовлен и направлен в аппарат правительства комплексный план по развитию фармацевтической отрасли. Однако, по словам А.Младенцева, «документ оставлен без движения и положен на полку». Заместитель руководителя Росздравнадзора выступил с обращением к участникам парламентских слушаний повлиять на эту ситуацию и сделать все от них зависящее, чтобы дать ход документу для рассмотрения его на соответствующем уровне. Между тем присутствовавший на мероприятии советник Департамента социального развития и охраны окружающей среды Правительства РФ Арсалан Цындымеев заверил присутствовавших, что поводов для беспокойства нет и меры по оптимизации развития отрасли, изложенные в плане, департамент поддерживает.
- Причина возврата документа - чисто технические недоработки. В частности, в нем не согласованы действия и степень ответственности ведомств, участвующих в этом процессе, - подчеркнул он.
* * *
Смогут ли отечественные фармацевтические предприятия вернуть утраченные позиции на рынке? Ответ на этот вопрос зависит от того, насколько успешно будут осуществляться преобразования, начатые сегодня в отрасли. Хорошо понимают это и сами производители. Ведь никто не будет назначать и принимать таблетки, которые по качеству хуже импортных препаратов.
Анна СТЕПКО.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru