Вы здесь

Доктор Миша-Русс

В семейном архиве дочери Магомеда Гаджиева, Рабият, врача-гинеколога Буйнакской ЦГБ, хранятся бесценные реликвии: югославская газета военного времени с большим очерком о партизанском докторе, исполнявшем свой врачебный долг в Югославии, фотографии довоенных, военных и послевоенных времен. Я выпросил копии этих семейных свидетельств и решил немного, накануне 22 июня, рассказать о легендарном партизанском докторе.

Магомед с отличием окончил Дагестанский медицинский институт в 1940 г., был призван в ряды Красной Армии. Войну встретил в звании лейтенанта медицинской службы. Во время боевых действий Гаджиев был ранен в легкие и попал в плен к немцам. Так он оказался в Югославии, у самой границы с Италией. Как только окреп физически, вместе с товарищем по несчастью Борисом Абдуллае-вым они уничтожили часового и скрылись в лесу. После нескольких дней скитаний наткнулись на югославских партизан. Узнав, что Гаджиев врач-хирург, в отряде обрадовались и поручили ему создать лесную больницу для раненых. Так начался легендарный путь партизанского врача, о чем я расскажу ниже.

А сейчас хотя бы вкратце хочется вспомнить его славных детей.

В 1941 г. в Одессе Гаджиев познакомился с девушкой Марией, вскоре родилась дочь Валентина. Судьба их такова. Мария получила похоронку на мужа, и в 1946 г. вышла вторично замуж. Скончалась в 1995 г. Валентина, дочь Гаджиева, живет в Одессе, на пенсии, долгие годы работала заведующей отделом областного исполкома.

В партизанском отряде судьба свела Гаджиева с медицинской сестрой, верным помощником и другом, словенской девушкой Мариной Ленарчич. У них родился сын Эльдар. Но по тем временам Гаджиев не мог привезти семью в Советский Союз. Марина Ленарчич скончалась в 1988 г., а их сын, Эльдар Гаджиев, стал профессором, хирургом-онкологом мирового уровня. У него трое детей.

После войны Магомеда Гад-жиева направили главным врачом в Аксайскую больницу Хасавюртовского района. В 1948 г. перевели в село Хунзах главным врачом участковой больницы. Затем переезд в Буйнакск, где работал главным врачом станции переливания крови, а с 1964 г. и до конца своей жизни возглавлял поликлинику в Махачкале. Его сердце остановилось 24 ноября 1972 г. Было ему всего 58 лет.

Но продолжим рассказ о его детях. В Аксае Гаджиев встретил 17-летнюю девушку Катю, которая и стала его женой. Она проработала 45 лет учительницей в школе, сейчас на пенсии, ей 84 года. У них двое сыновей и две дочери. Дочери стали врачами, а сыновья пошли по инженерной линии.

Спустя много лет после войны Магомед Гаджиев побывал в Словении. На фото справа он возле мемориала в память о погибших партизанах. Среди них много его товарищей. На двух других фотопортретах он запечатлен в годы учебы в Дагестанском медицинском институте и во время войны.

...Итак, продолжим повествование с того момента, когда аварец Магомед Гаджиев и его друг Борис Абдуллаев оказались в югославском партизанском отряде. Гаджиему дали имя Миша-Русс, в подчинении у него оказались медбратья Дуйц Душан, Добрило Душан и уже известная читателю операционная сестра Марина Ленарчич. А также интендант, плотник, повар и другие помощники. Гад-жиев сам лично обошел лес и определил место для постройки больницы в самой чащобе. Сначала соорудили большой барак, тут же отдельно операци-онно-перевязочная, кабинет. Неподалеку - кухня, дымоход от которой устроили по подземным ходам так, чтобы дым незаметно рассеивался, склад для продуктов питания. С весны 1944 г. пошел поток раненых. Их привозили с завязанными глазами. Карательные отряды немцев часто прочесывали лес, порою проходили мимо землянок в нескольких метрах, но так и не смогли их обнаружить.

Операции были сложными. В семье дочери Рабият хранится рассказ о самой первой ампутации конечности у одного партизана. У плотника взяли пилу «лисий хвост» для обрезания сучьев, приготовили нож и три кровоостанавливающих зажима. Вместо маски для наркоза использовали сито с ватой. Инструменты дезинфицировали сливовицей. Санитары держали керосиновые лампы. Когда дело дошло до отпиливания кости, они один за другим свалились в обморок. Пришлось призывать на помощь раненых. Операция прошла успешно, потом были еще подобные.

И всё же не раз Гаджиеву с бойцами приходилось вступать в бой с фашистами, жизнь висела на волоске. Однажды Гаджиева и Марину спрятали в селе Сухорье, в каменном сарае-сеннике. Вырыли у стены яму, туда и просунулись врач и операционная сестра. Дело в том, что немцы были уже наслышаны о русском докторе, всюду его разыскивали. И на этот раз обошлось. Но вскоре были окружены неприятелем, и если бы не подоспевшие партизаны, выжить бы не удалось. Во время боя Гаджиев прятался за мешком с инструментами, потом обнаружил, что две пули застряли в стерилизаторе, частично его раздробив. Если бы не инструмент...

Еще надо добавить, что почти за год существования подпольной лесной больницы через нее прошло 220 раненых. Сам Гаджиев, когда пришло время его эвакуировать, серьезно заболел воспалением легких. Еле выжил. В Дагестане имя хирурга Магомеда Гаджиева не забыто, еще немало живет и здравствует бывших пациентов доктора. Все они с неизменной теплотой вспоминают врача-партизана.

Юрий ХАДЖАЕВ,
инженер по охране труда
Буйнакской ЦГБ.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru