Вы здесь

Караван доктора Финкеля

У стенда Всемирного неврологического фонда на ежегодной встрече Американской академии неврологии передо мной предстал крупный человек высокого роста, перепоясанный широким ремнем с прикрепленной к нему небольшой сумкой, из которой высовывались стетоскоп, неврологический молоточек, тонометр и камертон. Майкл Финкель - частнопрактикующий невролог из Неаполя (штат Флорида, США), одновременно занимающий пост президента ВНФ, таким несколько экстравагантным способом призывал участников встречи жертвовать деньги на неврологический набор для африканских неврологов.

Несколько лет назад Финкель побывал на родине своих предков в городе Николаеве-Подольском на Украине. Его дед был одесситом и говорил на семи языках. Возможно, поэтому доктор Финкель любезно согласился ответить на вопросы корреспондента «МГ». Первый вопрос касался профессиональной организации американских неврологов.

- В США имеются два основных неврологических общества. Во-первых, это Американская академия неврологии (ААН), членство в которой открыто для всех, кто прошел специализацию по нервным болезням. Именно это общество принимает экзамены, дающие право заниматься неврологической практикой. Во-вторых, это Американская неврологическая ассоциация (АНА) - общество научных работников, членами которого становятся по приглашению при наличии определенного числа научных публикаций и звания как минимум доцента. Кроме того, имеется множество независимых ассоциаций со своими уставами и членскими взносами - по двигательным расстройствам, эпилепсии, поведенческой неврологии, нейропсихиат-рии, головной боли и т.д. Традиционно ААН занимается образовательной деятельностью, но внутри академии растет понимание того, что этим нельзя ограничиваться, поскольку решения по политике здравоохранения принимаются в правительстве теми людьми, которые врачами не являются. Этих людей необходимо просвещать. ААН работает на федеральном уровне через свой комитет по законодательной деятельности, членом которого я одно время состоял. Мы также поняли, что значительные решения в области здравоохранения принимаются на региональном уровне (уровне штата). Это касается вопросов медицинского страхования малоимущих, выдачи лицензий, формирования местных бюджетов, распределения федеральных средств и т.д. Поэтому ААН всячески поддерживает местные неврологические общества.

- Являются ли неврологические общества каждого штата независимыми от ААН?

- Да, они имеют собственные уставы, собирают свои членские взносы, самостоятельно избирают свое руководство. В каждом штате имеются свои приоритеты. Например, Неврологическое общество Флориды руководствуется в своей работе тремя принципами. Во-первых, это обучение. Образовательные программы разработаны не только для неврологов, но и для медсестер и врачей других специальностей. Мы организуем однодневные курсы, где слушатели знакомятся с новинками в неврологии (что нового за прошедший год появилось в области эпилептологии, в лечении рассеянного склероза и т.д.), проводим дни ординаторов и аспирантов. Неврологи читают лекции бесплатно, поскольку рассматривают это как свой долг перед местным неврологическим обществом. Во-вторых, это коллегиальность. Флоридские неврологи должны знать и поддерживать друг друга. И в-третьих, это лоббирование. Неврологи должны говорить c властями как от имени своих больных, так и от лица своего профессионального сообщества. Мы живем в молодой стране, которая развивается быстрее, чем наше правительство. Люди должны заботиться сами о себе, а не рассчитывать на чью-то помощь. Это часть нашей американской культуры. Через неврологические общества штатов и национальные общества мы пытаемся приучить врачей учитывать потребности больного в целом, а не просто сказать ему: «Принимайте это лекарство, а по остальным вопросам обращайтесь к социальному работнику».

- Как известно, в США имеются влиятельные организации больных неврологическими расстройствами и их родственников. Удалось ли наладить с ними контакт для достижения намеченных целей?

- В штатах Флорида и Калифорния мы смогли установить партнерские отношения с такими общественными организациями (особенно это касается эпилепсии и рассеянного склероза) с формированием так называемых нейро-альянсов. Например, в моем штате Флорида законодательное собрание работает 6 недель в году. В его заседаниях участвуют наши люди, которые доводят до сведения властей штата идеи нейроаль-янса. Например, больной эпилепсией получает дорогой препарат левитирацетам по страховке, оплачиваемой его работодателем. Когда он теряет работу, он, если повезет, начинает получать государственную медицинскую страховку, которая оплачивает только дешевые противоэпилептические препараты, такие как фенитоин или фенобарбитал. Прием этих лекарств часто сопровождается побочными эффектами и учащением приступов. Вот мы и говорим властям штата: «Посмотрите, вы сэкономили   на лекарствах, но потратили намного больше за счет увеличения числа обращений по экстренной помощи, а также за счет травм, полученных больными при падениях во время приступов». Ведь у нас почти 50 млн человек не имеют медицинской страховки. Ситуация может измениться в случае победы на президентских выборах кандидата от демократической партии. Ведь сейчас частные страховые компании берут себе 15-20% с каждого потраченного на здравоохранение доллара. Они делают деньги из воздуха, ничего не предпринимая для улучшения здоровья людей. Для сравнения, административные расходы федеральной медицинской программы для пожилых (Medicare) составляют лишь 3%. Борьба предстоит очень тяжелая, поскольку идея всеобщего медицинского страхования изображается ее противниками как протаскивание «социалистической» медицины, что якобы грозит потерей свободы. Это, конечно же, полная чепуха. У меня есть друзья, которые ежемесячно платят 2 тыс. долл. за свою медицинскую страховку. Если бы у нас была система всеобщего медицинского страхования, где стоимость страховки определялась, исходя из доходов человека, такого бы не происходило. Эту точку зрения разделяет большинство американских врачей.

- Однако Американская медицинская ассоциация (АМА), насколько мне известно, придерживается иных взглядов...

- АМА объединяет консервативно настроенных врачей. Лишь 25% американских докторов являются ее членами. Знаете ли вы, что врачи не получают до 25% заработанных денег из-за противодействия страховых компаний? Медицинские страховые компании часто заявляют, что врачи выставляют им завышенные счета. Врачам приходится эти заявления опротестовывать, перечисление денег задерживается на несколько месяцев.
 
Тем временем страховые компании прокручивают деньги и получают с этого неплохие проценты. Такие вот бюрократические игры. Мы надеемся, что введение всеобщего медицинского страхования сэкономит колоссальные средства. Программа «Medicare» оплачивает выставленные счета в течение 3 недель, причем документацию можно подавать в электронном виде.

- Давайте вернемся к рассказу о работе ААН. В чем секрет популярности ее ежегодных встреч?

- Прежде всего, в качестве образовательных программ, которые лежат в их основе. Участие в этих программах позволяет набирать очки (CME credits). Кроме того, имеется постерная сессия. Стендовые доклады дают возможность выступить молодым исследователям, что является важным этапом их научной карьеры. В программу встречи также включены так называемые платформные презентации. Например, весь день может идти сессия по рассеянному склерозу. Если меня интересует проблема рассеянного склероза, то я пойду на такую сессию, чтобы узнать о последних мировых достижениях в данной области. Пройдет не менее полугода, прежде чем эта информация появится в виде статей на страницах неврологических журналов. И, конечно же, ежегодные встречи ААН дают возможность неформального общения и установления контактов с другими неврологами.

Между прочим, аналогичным образом организованы конгрессы Европейской федерации неврологических обществ, но в значительно более скромных масштабах.

- Каким образом ААН удается помогать своим членам?

- С этой целью около 10 лет назад был учрежден Фонд ААН, из которого ежегодно финансируется 30 стипендий для молодых неврологов. Где взять деньги на исследовательские проекты? Все стены конгресс-центра увешаны бумажными кружками с изображениями мозга и фамилиями доноров. Пожертвуйте 5 долл., и вы получите «мозговой» сертификат с вашей фамилией. Я заплатил 105 долл. и приобрел 21 «мозг». По случаю 60-летия нашей академии всю неделю идут благотворительные аукционы, а вчера состоялся 5-километровый забег вдоль озера Мичиган, участники которого вносили 25 долл. и получали юбилейные майки. Эти пожертвования вычитаются из налогов. Иными словами, из каждых 10 долл., пожертвованных в Фонд ААН, 3 долл. я получу обратно.

Для поддержки избирательной кампании тех депутатов, которые будут голосовать в пользу неврологии и наших больных, недавно создан специальный фонд под названием «Комитет политического действия». Мы будем давать деньги тем комитетам сената и палаты представителей, которые занимаются вопросами здравоохранения. Таково решения руководства ААН.

Отдельная служба создана для организационной и правовой помощи частнопрактикующим неврологам (консультации по вопросам страховки, работы офиса и т.д.).

- Помимо членства в ААН вы являетесь президентом Всемирного неврологического фонда (ВНФ). Что это за организация?

- Всемирный неврологический фонд, задачей которого является сбор средств для улучшения неврологической помощи в мире, был создан при поддержке Всемирной федерации неврологии (ВФН) в 1999 г. и тесно с нею сотрудничает. Вначале мы собирали деньги для проведения лекций. В США ежегодно присуждается 40 стипендий Палатуччи, причем 4 из них получают зарубежные неврологи на осуществление своих проектов. Например, совместно с Пакистанским международным обществом нейрона-ук, которое объединяет пакистанских врачей, работающих в США и Канаде, мы финансируем проект изучения структуры неврологической заболеваемости в столице этой страны. Получив нашу статистику, пакистанские неврологи могут требовать от правительства своей страны развивать неврологическую службу. В Индии ВНФ спонсирует издание популярных брошюр о диагностике и лечении неврологических заболеваний на двух национальных языках (хинди и английском). Другой наш стипендиат работает над тем, чтобы изменить принятый в Индии закон, согласно которому утаивание невестой диагноза эпилепсии или диабета является основанием для развода. Этих женщин часто не принимают обратно в семью, и они становятся бездомными. Этот невролог разрабатывает программу обучения таких женщин рукоделию (например, вязанию платков), с тем чтобы они могли продавать свою продукцию и иметь источник дохода.

Президент ВФН обратил наше внимание на то, что в африканском регионе южнее Сахары и севернее Южно-Африканской Республики насчитывается менее 100 неврологов. Недавно от несчастного случая погиб единственный невролог в Зимбабве. В Республике Чад остался всего один невролог. В Замбии насчитывается три или четыре невролога (один из которых, между прочим, приехал из бывшего СССР). В этой стране мы пытаемся создать неврологический центр. Вы видели меня на выставке с набором африканского невролога, который стоит 250 долл. Во время встречи нынешней ААН нам удалось собрать деньги на покупку 40 таких наборов. Африканские неврологи хотят не менее 100. Конечно, им бы хотелось также иметь электромиографию (ЭМГ) и МРТ, но неврологией вполне можно заниматься и без этой аппаратуры. Мне 61 год, и во времена моей молодости МРТ не было. Диагноз опухоли мозга или паркинсонизма можно поставить с помощью неврологического молоточка. Наш африканский партнер доктор Амаду Галло Диоп из Сенегала предложил очень амбициозный проект под названием «Нейрокараван». Он хочет в определенные дни привозить неврологов из столицы своей страны Дакара в отдаленные провинции на специально арендованных автобусах. Неврологи будут вести амбулаторный прием жителей провинции и тем самым докажут местным политикам необходимость вкладывать деньги в развитие неврологической помощи.

Интересно, с какими инициативами обращаются в правительство российские неврологи? Обучают ли они основам неврологии врачей других специальностей? Ведь проблем неврологии лучше самих неврологов не знает никто.

- Неврологическая служба у нас в России финансируется недостаточно...

- У вас богатая страна, где много олигархов. Я не верю, что все они являются законченными эгоистами. Богатейшие люди Америки, такие как Билл Гейтс, Эндрю Карнеги, Уоррен Баффит, учреждают благотворительные фонды и щедро их финансируют. Или возьмите пример с Индии и Пакистана, где неврологи ищут богатых бизнесменов, родственники которых страдают неврологическими расстройствами, и убеждают их давать деньги на улучшение помощи остальным неврологическим больным. Мы живем лишь однажды. Можно жить в свое удовольствие, а можно принести пользу обществу. Те, кто имеет интеллект, кто получил знания и навыки, должен давать что-то взамен. За свою работу в ВНФ я не получаю ни пенни.

- Читателей «МГ» наверняка интересует распорядок рабочего дня американского невролога...

- Я встаю в 6 утра, затем прогуливаюсь с женой и завтракаю. К 8 приезжаю на работу (которая находится в 10 минутах езды от моего дома) и до 5 вечера (с часовым перерывом на обед) веду амбулаторный прием. В день принимаю около 20 больных, а также описываю электромиограммы и электроэнцефалограммы. Возвращаюсь домой в 6-7 вечера. По выходным иногда дежурю на телефоне. Фиксированного оклада у меня нет. С каждого заработанного доллара 60 центов я получаю в виде дохода, а остальные 40 центов идут на аренду офиса, зарплату персонала, страховку, административные расходы.

Беседу вел
Болеслав ЛИХТЕРМАН,
спец. корр. «МГ»,
кандидат медицинских наук.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru