Вы здесь

Ирина АНТОНОВА: Самое главное - сохранять интерес к жизни

В этом году московскому Государственному музею изобразительных искусств им. А.С.Пушкина исполнилось 100 лет. А возглавляющая это всемирно известное учреждение уже более полувека (!) И.Антонова отметила свое 90-летие. А начала она работать в этом музее в 1945 г. Ее научная специализация - искусство Италии эпохи Возрождения.

  Сегодня она действительный член Российской академии художеств, Российской академии образования, лауреат Государственной премии РФ, кавалер многих правительственных наград.

  - Ирина Александровна, для наших читателей интересен тот факт, что начало вашей трудовой деятельности связано с медициной.
 

  - Во время Великой Отечественной войны я училась в МГУ. И как многие мои сверстницы, продолжая обучение, поступила на курсы медсестер, окончила их, получила диплом, который до сих пор бережно храню. Стала работать в московских госпиталях. Первый находился на Красной Пресне, раненых туда привозили непосредственно с мест боев, с фронта, как правило ночью. Часто сразу же оперировали. Очень много было летчиков, молодых ребят, которых фашисты сбивали недалеко от Москвы. Проведя первые необходимые процедуры, таких раненых отправляли в тыловые госпитали, а тех, кто был в критическом состоянии и  не перенес бы дорогу, оперировали наши хирурги. Обстановка была чрезвычайно напряженной, много производили ампутаций, особенно ног, потому что пока доставляли, начиналась гангрена.
 

  Потом мне предложили перейти работать в госпиталь, находившийся на Бауманской. Там было поспокойнее -  раненые уже находились на стадии выздоровления. Так что войну, не будучи на фронте, я ощутила сполна.

- Как вы умудрялись, работая медсестрой, продолжать учиться в МГУ?

- Всё зависело от времени дежурства в госпитале. Если работала в ночь, то утром бежала на лекции, а иногда приходилось пропускать занятия, дежуря в дневное время. По мере успехов наших войск на фронтах, улучшения обстановки, работать медсестрой перестала. Но тот период запомнила навсегда.

  - Перейдем к вашей искусствоведческой работе. Став директором музея, вы изменили подход к показу произведений зарубежных художников и отечественных.
 

  - Первоначально наш музей был создан для показа и хранения произведений мирового искусства. Но как раз нашему коллективу принадлежит заслуга в том, что мы очень активно "вводили" сюда и произведения отечественных мастеров. Причем делали это разными способами, в том числе организуя юбилейные выставки, показывая разные разделы русской графики: гравюр и рисунков. А потом придумали и с 1972 г. стали проводить выставки для определения места отечественного искусства в масштабах мирового. Начали с показа портретов, написанных Ренуаром, Валентином Серовым, Врубелем и др. Потом мировое внимание было приковано к выставкам "Москва - Париж", "Москва - Берлин", "От Джотто до Малевича" и т.д. Не скрою, мы пользовались любым случаем, чтобы показать рядом произведения отечественных и иностранных мастеров. Ведь, к сожалению, существовала традиция "отделения" нашего искусства от зарубежного. Мы от этого многое теряли, не определяя своего места в мировом художественном процессе. С одной стороны - Эрмитаж, наш музей, с другой - Русский музей, Третьяковская галерея, где показывали только отечественных мастеров. Поэтому наша деятельность в этом направлении должна быть правильно понята и оценена.
 
  - 100-летний юбилей вашего музея был отмечен многими яркими мероприятиями, в том числе показом 11 произведений Караваджо, большая часть из которых раньше никогда не покидала Италии. Я, например, так и не смог пробиться, очередь была нескончаемой.

  - Кроме того, всем, конечно, запомнилась выставка произведений Сальвадора Дали. А выставка, посвященная творчеству Кристиана Диора, была не просто показом моды, мы хотели показать как бы диалог между пластическими искусствами - живописью, скульптурой и дизайном. На ней наши посетители увидели картины Гойи, Матисса, Пикассо, Энгра и других художников. И были ясно видны источники вдохновения.

  - По сей день работает выставка "Воображаемый музей". Расскажите о ней.

  - У нашего музея очень много партнеров, которые долгие годы с нами успешно сотрудничают: Лувр, Британский музей, музей Прадо в Мадриде и др. Мы предложили им принять участие вюбилейной выставке, как бы дополняя нашу экспозицию, прислать картины, которые у нас отсутствуют. Например, в разделе немецких художников XV-XVI веков у нас нет картин великих мастеров Дюрера и Гольбейна. Нам их прислали немецкие музеи. Для зала испанских художников мадридский музей Прадо направил в Москву картины Веласкеса и Эль Греко. Присланные из-за рубежа картины мы разместили в тех залах, где демонстрируются произведения, соответствующие им по времени. Этих "гостей" легко отличить в залах от достояния нашего музея - они специально подсвечиваются, около них имеются информационные щиты.

- В истории вашего музея были и непростые моменты. Помню, как в 1950 г., будучи мальчишкой, побывал здесь и восторгался выставленными подарками И.Сталину.

  - Выставка подарков открылась в конце декабря 1949 г. и просуществовала до августа 1953-го. Все наши экспонаты в это время были в запасниках, в подвалах. Для нас это был разгром!

- Судьба вывезенных после войны из Германии в СССР произведений сильно будоражила Запад. Каково ваше отношение?

 -  К "перемещенным ценностям"? Об этом я уже много раз говорила. Очень много произведений вернули обратно, в том числе в Дрезденскую галерею. В нашей стране осталось совсем немного - в Эрмитаже, в нашем музее и еще кое-где. "Золото Шлимана" нами включено в экспозицию, это не тайна, всё показывается.

  Есть закон, по которому эти произведения остаются в нашей стране в виде компенсации за тот огромный ущерб, который был нанесен фашистами нашей отечественной культуре. Ведь были разрушены более 400 музеев, тысячи экспонатов сожжены. Оставленное у нас - напоминание о том, что культурные ценности уничтожать нельзя.

  - Чем еще в этом году порадует посетителей ваш музей?

  - Продолжением цикла "Под сенью дружных муз". В прошлые годы прошли выставки произведений художников из стран СНГ: в 2011 г. - из Армении, в этом - из Украины. Из многих музеев Киева, Харькова, Львова, Одессы и других привезут великолепные картины. Два года ушло на подготовительные работы, создание каталога и другие дела.

- Вокруг всем известного головного здания вашего музея образуется целый городок из присоединяемых к нему зданий, и вы в этом процессе главный организатор.

  - Начиная с 1961 г. мы боролись за то, чтобы нам передавали ближайшие здания, и сейчас у нас их более 25. Мы тратим много усилий на их реставрацию, приведение в надлежащий вид. Там сейчас открыты отделения музея, Детский центр, размещены хранилища и т.д.

  - Ирина Александровна, всем известно, какой свой юбилей вы отметили в этот году, вы не делаете из этого секрета. Вызывает восхищение, как вы сохраняете удивительно высокую работоспособность, бодрость духа, оптимизм?

- Просто мне интересно то, чем я занимаюсь, и конечно, сама жизнь. Хотя вижу много "падающих" очень рано людей. Сорока- и пятидесятилетних, и меня это очень беспокоит. Они обычно, особенно увядающие женщины, говорят: "Ну что, жизнь прошла?" Нельзя делать такой вывод. Ведь каждое десятилетие приносит какое-то свое мироощущение, обогащает душу человека. Конечно, с годами могут прибавляться болезни и негативные моменты, потери близких и прочие беды. Всё это, конечно, очень тяжело ощущать, но все-таки с каждым новым прожитым годом человек обогащается и новыми впечатлениями, и чувствами.

  Самое главное - сохранять интерес к жизни. Причем не формально, а по-настоящему любить то дело, которым занимаешься, людей, с которыми живешь, и вообще - любить. Это чувство лежит в основе всего. 

Сверстниц-подруг, с которыми когда-то ходили на концерты, спектакли, осталось немного. Когда сейчас приглашаю, слышу: "Знаешь, у меня то болит, это, да мне просто тяжело ехать". Обещаю, что заеду на машине и привезу обратно, но и это зачастую не помогает. Постепенное отклонение от активных действий, даже от развлечений, не говоря уже о труде,  когда за собой такое замечаешь, нужно одергивать себя, жить активно.

- В 90 лет вы сами водите машину!

  - И не вижу в этом ничего особенного. Села за руль в 1964 г. Стаж большой, и мне не пришлось привыкать, удивляться тому безобразию, которое сейчас творится на наших дорогах, на московских улицах,  я в это "входила"! постепенно. Начинающих водителей жалею, им очень трудно. Начинала с "Москвича", каждые десять лет меняла машину. Сейчас у меня маленькая иномарка, очень удобная, я бы сказала женская, машина. Легко паркуется.


  - Вы сохраняете бодрость духа, хотя совсем недавно ушел из жизни ваш любимый супруг, известный искусствовед Евсей Иосифович Ротенберг...

   Мы с ним прожили 65 лет. С годами он чаще болел, организм ослабевал. Думали, что виновато сердце, а оказалось самое опасное - онкология. Так что с врачами и раньше, и в последнее время часто приходилось встречаться. Я уважаю представителей этой профессии.

  - А что бы вы им пожелали на будущее?

  - Я думаю, что это та самая работа, где уж точно не надо бояться растратить себя на чувства, эмоции, любовь к своим пациентам, проявлять к ним доброту и внимание. И это как раз проявление той активности, о значении которой для самого человека мы столько сегодня говорили. Я понимаю, что трудно, встречаясь ежедневно с таким числом пациентов, сохранять свои эмоции и отношение. Но их восполняет высокий профессионализм. В нашей стране много хороших врачей. Я всем желаю добра и успехов.

- И чтобы приходили к вам в музей?

 - И пополняли свои эмоциональные запасы, приобщаясь к красоте и искусству!

Беседу вел
Леонид ПЕРЕПЛЁТЧИКОВ,
обозреватель "МГ".

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru